Родители - по устранению речевых нарушений детей с ОНР главные союзники педагогов ДОУ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Родители - по устранению речевых нарушений детей с ОНР главные союзники педагогов ДОУ
Автор: Борисова Ольга Олеговна, Тутушева Елена Васильевна

Родители – главные союзники педагогов ДОУ по устранению речевых нарушений детей с ОНРТутушева Елена Васильевна, Учитель-логопед, МБДОУ Детский сад № 83г. Бийск;Борисова Ольга Олеговна, Воспитатель, МБДОУ Детский сад № 83г. Бийск Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Число речевых нарушений у детей с каждым годом возрастает, и эта проблема становится актуальней. В связи с этим возникает необходимость совместной работы логопедов, воспитателей и родителей по предупреждению речевых нарушений у дошкольников. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. Исходя из этого одной из главных задач педагогов дошкольного образовательного учреждения является вовлечение родителей в работу по созданию эффективных коррекционно-развивающих условий по устранению речевых нарушений. Такое взаимодействие способствует скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников, а также позволяет родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей. К основным задачам сотрудничества относятся: формирование мотивации родителей к коррекционной работе с детьми; разъяснения правил развития речи детей; поддержка и закрепление речевых умений и навыков при выполнении домашних заданий.Компетентность родителей в особенностях речевого развития детей начинает возрастать с момента прихода ребенка в речевую группу детского сада. Для родителей вновь поступивших детей проводятся групповое собрание, где педагоги знакомят родителей с работой дошкольного учреждения, программой воспитания и обучения, говорят о необходимости проведения с детьми серьезной коррекционно-воспитательной работы. Также рассказывают об особенностях развития детей с общим недоразвитием речи и о принципах взаимоотношений родителей с ребёнком с общим недоразвитием речи. В своей работе педагоги используют различные виды взаимодействия с родителями. Традиционные формы информации (стенды, ширмы, папки-передвижки...) оказались удобными не для всех родителей, так как требуют определенного времени для ознакомления с ними, а родители после работы спешат домой. Появилась необходимость найти актуальный способ сотрудничества с родителями в индивидуальной форме, помочь им вникнуть в суть проблемы их ребёнка, научить их помогать детям выполнять домашние задания, правильно разучивать артикуляционные упражнения, закреплять поставленные звуки. Для этого воспитатели приглашают родителей на индивидуальные занятия с ребёнком, логопед проводит мастер-классы. Для демонстрации более эффективных методов работы родителей с детьми, используется такая форма работы с родителями как «Копилка идей». Показательна в этом отношении копилка игр и упражнений, которые пополняются, благодаря оригинальным идеям, предложенными самими родителями на заданную логопедом тему. Некоторые мамы, воодушевившись примером, пытаются найти «новые» для себя способы обучения детей, и делятся опытом.Одной из самых традиционных и эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Педагоги дошкольного учреждения нашли выход из этой ситуации и изменили формы и методы проведения собраний. Построили общение не на монологе, а в форме деловых игр, практикумов, где родители, в роли детей, выполняют логопедические задания и упражнения. Педагоги демонстрируют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Такие методические рекомендации подскажут родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребёнком, помогут организовать совместную деятельность. Так, родители смогут предложить ребёнку поиграть в различные подвижные игры, провести пальчиковую гимнастику, прочитать и предложить выучить стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребёнком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые развивают его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребёнка в школе. Выполнение данных заданий вызовет у детей интерес, снимет психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, позволят быстрее и легче усваивать лексический материал, автоматизировать произношение звуков, овладевать навыками чтения и письма. Данный подход способствует повышению компетентности родителей по данной проблеме. Такая практика взаимодействия логопеда и воспитателей с семьей показала себя достаточно эффективной. Дети лучше усваивают пройденный материал, с интересом занимаются с педагогами и родителями, повышается уровень психического и речевого развития детей, активность и компетентность родителей в педагогическом процессе. Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия, позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды, воспитатели и родители действуют согласованно. Родители, осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы, становятся самыми главными союзниками, и помогают ребёнку окунуться в прекрасный мир правильных звуков. Список литературы1. Бачина, О.В., Самородова, Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М., 2009. 2. Иванова, М.А., Соколова, С.А. Досуг для детей и родителей. //Логопед. – №1. – 2015. 3. Морозова, Л.Н. Взаимодействие логопеда и родителей детей с нарушениями речи. // Логопед. – №7. – 2015. 4. Поваляева, М.А. Сказки о веселом язычке. – 2003. 5. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2001.