"Почему ребенок не запоминает буквы"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Почему ребенок не запоминает буквы"
Автор: Соловьева Евгения Анатольевна
Почему ребёнок незапоминает буквы икак можно сэтим справиться
Подборка занятий иигр отнейропсихолога
49662
HYPER13 HYPERLINK "" \l "comments" HYPER14
2
HYPER15
Многие обыденные для взрослых вещи кажутся детям непосильной задачей. Казалосьбы, нучто сложного втом, чтобы отличить А отЕ? Новопрос Что делать, если ребёнок незапоминает буквы?— один изсамых популярных уродителей. почему возникает такая проблема икакие есть способы помочь ребёнку вигровой форме.
Основные причины, почему ребёнок незапоминает буквы
Наначальном этапе изучения образ буквы ещё нестойкий. Ребёнок путает близкие понаписанию извучанию буквы, неможет вспомнить инаписать букву или сложитьеё. Чаще всего сначала дети запоминают гласные, так как ихчаще используют, анизкочастотные усваиваются дольше. Если ребёнок неиспытывает особых трудностей свысшими психическими функциями, тозапоминание букв происходит достаточно быстро— при ихненавязчивом, норегулярном повторении вразных игровых формах.
Иногда родители даже неприлагают особых усилий, аребёнок всё быстро спонтанно запоминает. Бывает итак, что регулярные занятия поизучению букв неприносят должного эффекта ионпродолжает путаться изабывать буквы. Сэтой проблемой достаточно часто сталкиваются иродители, испециалисты.
Впервую очередь стоит обратиться кнейропсихологу, который поможет выявить несформированность функций мозга, приводящую кплохому закреплению образа буквы. Снейропсихологической точки зрения причин может быть несколько.
Ихможно разделить надва блока: недостаточная переработка зрительной информации (зрительное восприятие ипамять) идефицит нейродинамических процессов головного мозга (трудности концентрации внимания).
Недостаточная переработка зрительной информации
1. Недостаточность зрительного восприятия
Вэтом случае сама конфигурация буквы плохо анализируется головным мозгом. Она состоит изнескольких элементов (горизонтальная прямая, вертикальная прямая, наклонная, овал, полуовал), иони по-разному расположены относительно друг друга, создавая тот или иной образ конкретной буквы.
Мозгу необходимо проанализировать эти элементы, связать ихвоедино изакрепить закаким-то названием. При недостаточности зрительного восприятия целостный образ буквы незапоминается из-за плохого анализа еёконфигурации. Внешне одинаковые, состоящие изпохожих элементов буквы путаются.
2. Зрительно-пространственная несформированность
Все элементы располагаются вразных пространственных отношениях относительно друг друга (этот крючок туда, аэта палочка сюда). При слабости пространственного восприятия элементы букв будут смешиваться иребёнок будет постоянно путать ихрасположение, аобраз буквы незакрепится.
3. Недостаточное развитие зрительной памяти
Для того чтобы запомнить букву, мозгу недостаточно проанализировать еёконфигурацию ипространственное расположение элементов. Мозг должен ещё изапомнить эту информацию, чтобы нетребовалось анализировать еёснова иснова.
Внорме восприятие буквы происходит автоматически, так как этот образ ранее многократно воспринимался исохранился вдолгосрочной памяти.
Если зрительная память развита плохо, то, какбы мынистарались запоминать сребёнком буквы, оннесможет этого сделать либо будет делать очень долго
Получается, для запоминания буквы необходимы все три процесса, связанные созрительной переработкой информации: мозг видит конфигурацию буквы, разделяет еёнаэлементы, анализирует ихрасположение, соединяет это всё вединый образ иотправляет информацию вдолговременную память. Поэтому, если мысталкиваемся струдностями запоминания букв, нам нужно развивать все три зрительных процесса.
Дефицит нейродинамических процессов мозга
Дефицит нейродинамики включает всебя слабость концентрации иобъёма внимания, быструю истощаемость, низкий уровень мозговой активности. Это фоновые процессы, благодаря которым осуществляются все когнитивные функции человека. Ведь чтобы выполнить какую-либо задачу, мозг должен находиться всостоянии активности ивключённости.
Если эти процессы протекают вяло, ребёнку будет трудно сосредоточиться накакой-либо задаче, анализировать её, совершать какие-то действия для достижения результата. Это может отражаться ивпроцессе запоминания букв: вызанимаетесь, аонвитает воблаках или неможет долго удерживать внимание натом, что выему объясняете. Врезультате эффективность обучения значительно снижается иребёнок плохо запоминает поступающую информацию.
Как можно помочь ребёнку?
Закономерно возникает вопрос Чтоже делать?. Всё нетак плохо, ипри правильном воздействии напричины трудностей ихможно исправить. Новажно понимать: если ребёнок незапоминает буквы, простое заучивание небудет эффективно. Нужно развивать тефункции, которые лежат воснове процесса.
1. Развитие тактильного образа буквы
Успех чтения иписьма вбудущем вомногом зависит оттого, как вызакрепите образ буквы. Здесь нужно разъяснить два важных этапа восвоении буквы: еёвосприятие ипредставление. Разница втом, что при восприятии необходимо непосредственно чувствовать руками букву, апредставление формируется наоснове чувственного опыта иуже нетребует ощущения буквы. Поэтому важно подольше задержаться настадии восприятия буквы.
Для этого нужно многократно использовать еёвразных вариантах:
знакомиться сграфемой буквы, находить еёассоциативный образ (б— белка споднятым хвостом, д— дятел схвостом, опущенным вниз; душ сзагнутым шлангом);
лепить буквы изпластилина;
вырезать;
делать изпроволоки;
рисовать напеске, манке пальцем;
рисовать мелками;
толстой кистью налисте бумаги (расположенном навертикальной поверхности);
обводить поконтуру;
водить пальцем пошершавой букве;
готовить печенье вформе букв;
складывать буквы изфасоли, гороха;
конструировать буквы изсчётных палочек идругих элементов;
достраивать букву доцелой изэлементов (особенно те, которые ребёнок часто забывает);
превращать одну букву вдругую засчёт передвижения одного элемента;
рисовать буквы ввоздухе;
угадывать написанные наруке (спине, ноге) или ввоздухе буквы;
искать буквы вокруг (наулице, вмагазине…);
определить наощупь нужную букву среди других пластмассовых букв вмешочке;
пройти ногами побукве, нарисованной набольшом листе бумаги, наполу скотчем, наасфальте.
Для более старших дошкольников имладших школьников можно уже предложить задания сословами итекстами:
нахождение ивыделение изучаемой графемы вряде других графем вслогах, словах, предложениях, текстах, ряду слитно написанных букв;
вписывание изучаемой графемы маленького размера веёбольшой контур;
вряду элементов букв, написанных раздельно, нужно обвести те, изкоторых состоит изучаемая буква (или графема, которую ончаще путает написьме);
игра вЛото, Memorу сбуквами.
2. Развитие зрительного восприятия
поиск накартинке предмета поописанию (зрительная опора);
угадывание предмета поописанию (реальные предметы, которые ребёнок видит перед собой);
называние предмета поописанию без зрительной опоры (образ, который сохранился впамяти);
отыскивание предмета поего тени (найди тень);
поиск предметов, наложенных друг надруга;
опознание перечёркнутых изображений, незаконченных изображений, ихдорисовывание;
поиск изображений пофрагменту рисунка;
составление целого предмета изразрезанной картинки;
игры найди, чего нарисунке нехватает, найди ошибку, найди различия;
игра Великан игном— необходимо выбрать для великана карточки сизображением больших предметов, адля гномика— маленьких предметов;
игра Четвёртый лишний— среди предложенных предметов, букв, цифр найти самый маленький, самый большой, самый толстый исамый тонкий, исключить предмет поформе, цвету;
игра Лото— соединить фигуру ипредмет спохожей формой.
3. Развитие зрительной памяти
запомнить несколько картинок инайти ихсреди других;
воспроизвести фигуры, сложенные изсчётных палочек, попамяти;
вспомнить детали сюжетной картины. Взрослый задаёт наводящие вопросы: Ачто вэтом углу? Ачто нарисовано посередине? Анарисованали тут берёза?;
старая коллективная игра: водящий выходит изкомнаты. Другие игроки меняют что-то вовнешности либо одного, либо сразу всех участников (можно обмениваться одеждой или убирать элементы). Ведущий должен угадать, что изменилось;
Что изменилось?. Раскладываете перед ребёнком несколько предметов или картинок, онихзапоминает, потом закрывает глаза, авзрослый меняет местами или добавляет/убирает элементы.
4. Развитие зрительно-пространственной функции
Знакомство сназваниями частей тела: голова, плечи, локти, кисти, запястье, бедро, коленки, голень, ступни, части лица.
Закрепление понятий верх, низ, над, под, выше, ниже, слева, справа, между начастях своего тела илица (Ачто утебя под носом? Что под коленкой? Что между ушами?). Только после этого переходить назакрепление этих понятий вокружающем пространстве.
Называние частей тела сверху вниз иснизу вверх, все части, расположенные справа ислева, спереди исзади.
Воспроизведение фигуры, сложенной изпалочек.
Графические диктанты поклеточкам, втом числе поиск клада вкомнате пографической схеме.
Игра Робот. Увзрослого есть пульт управления, ионотправляет команды ребёнку: Сделай шаг вперёд, Сделай 2 прыжка вправо, Сделай 3 шага назад и1 прыжок влево.
Игра Муха. Чертим квадрат (33 или 55), всередину ставим муху. Ребёнок передвигает еёвсоответствии свашей инструкцией (вверх, влево, вниз, вправо, две клеточки влево, одну клеточку вниз). Как только муха покидает пределы квадрата, ребёнок должен быстро хлопнуть владоши, иначе она улетает вокно. После закрепления этого уровня можно переходить наследующий— следим замухой без пальчика, третий уровень— представляем движение мухи сзакрытыми глазами
5. Повышение энергетического тонуса
Для этого необходимо соблюдать общие рекомендации:
режим дня;
регулярные прогулки наулице изанятия спортом (бассейн);
закаливание;
бассейн;
массаж/самомассаж;
пить больше чистой негазированной воды;
качание набалансире (для повышения общего тонуса);
удобное иправильное сточки зрения роста рабочее место иосвещение, регулярное проветривание;
режим икачество питания (разнообразная издоровая пища сдостаточным количеством витаминов, микроэлементов, белков ижиров);
при необходимости— сезонное применение комплекса витаминов (посогласованию сврачом);
сон неменее 9–10 часов всутки;
подвижные игры, игры справилами вместо гаджетов.