Использование наглядного материала в работе педагога с детьми ОВЗ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование наглядного материала в работе педагога с детьми ОВЗ
Автор: Гилимшина Зиля Шавкятовна
Гилимшина З.Ш., учитель дефектолог, ОГКОУШ № 39, г.УльяновскИспользование наглядного материала в работе педагога с детьми ОВЗ«К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения»В законе «Об образовании» указано, что получить образование могут все дети, вне зависимости от ограничений возможностей их здоровья. Обеспечить общий доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия их индивидуальных образовательных потребностей способно инклюзивное образование. (Хотя данное понятие появилось сравнительно недавно) Поэтому обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном образовании.Тема моего выступления «Использование наглядного материала в работе педагога с детьми ОВЗ.Шагая в ногу со временем, следует обратиться к главной теме в сфере образования, обсуждаемой на всех уровнях - это функциональная грамотность. • «функциональная грамотность» - это уровень образованности, дающий возможность, на основе практико-ориентированных знаний решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности. Данная проблема стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу с ребёнком.Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Именно в этот период происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности, как одной из составляющих базового навыка функциональной грамотности - читательской ( - чтению и письму, говорению и слушанию).Для успешного развития функциональной грамотности школьников с ОВЗ и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо использовать такие приёмы, чтобы обучение на уроке носило деятельностный характер. Все мы с вами знаем, что у большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелости мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Активность, в свою очередь является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.Наглядные методы в обучении предоставляют наибольшие возможности для формирования познавательной активности у учащихся, в т.ч. учащихся с ОВЗ. Для обучения детей с отклонениями в развитии приоритетное положение получают практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий в познаваемой действительности. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства. Выделяют следующие наглядные методы: показ, демонстрация, иллюстрация, экскурсия, наблюдение ВЫВОД: Из всего вышесказанного следует, что грамотное сочетание технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации и позволяет добиваться положительной динамики в учебно-воспитательном процессе (в обучении и воспитании) На своих уроках в работе с детьми ОВЗ я применяю: 1) Метод иллюстраций, который предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр. 2) Метод демонстраций связанный обычно с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.3) Метод показа, на предъявлении образа действия (реку показывают на карте от истока до устья, показ полуострова осуществляют обводом его с трех сторон и т.д.) разных способов работы. Условие: обеспечить умственно отсталым детям способность видеть все, что им показывают. И нужно научить видеть то, что показывают. Для этого нужно указать, на что именно детям нужно смотреть.4) Метод наблюдения - это целенаправленное восприятие самими детьми по ходу урока. Наиболее часто наблюдение употребляется в окружающем мире. В процессе применения наглядности многими олигофренопедагогами рекомендуется вовлекать все органы чувств, чаще пользоваться вопросами, стимулирующими сравнение предметов по вкусу, цвету, размерам. В процессе познания должны участвовать руки. Все возможное должно зарисовываться и лепиться. 5) Презентации и видео уроки Уровень собственной познавательной активности учащихся с ОВЗ является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ. Поэтому предпочтение отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебный материал в доступном для учащихся виде, т.е. в соответствии с природой особых образовательных потребностей конкретного человека. А наглядные методы в обучении предоставляют наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной активности.Не менее важно создать каждому ученику (независимо от его статуса) ситуацию успеха. В этом и заключается главная мысль деятельности учителя начальных классов. Ведь успех в учении - это единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении различных предметов.