разработка диагностических заданий
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: разработка диагностических заданий
Автор: Устюгова Ирина Сергеевна
Разработка диагностических заданий для определения уровней музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста.
Диагностические задания для определения уровней музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста разработаны с учетом требований знаний и умений традиционной программы, предназначены для учреждений дошкольного образования, использующих Программу воспитания и обучения подред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
Диагностические задания во 2 группе раннего возраста
Уровнимузыкальногоразвития
Дидактическиеигры, упражнения, репертуар
Содержаниедиагностическогозадания, вопросы
Восприятиемузыкальныхпроизведений
Колыбельная, Плясовая.
МДИ Зайцы
Предложить детям прослушать два разнохарактерных произведения. Отметить настроение каждого ребенка. Вопросы: Вам понравилась музыка? Какая это музыка – грустная или веселая? Предложить выбрать соответствующие иллюстрации: зайцы спят, пляшут.
Развитиемузыкальнойпамяти
Игра Кто пришел в гости?
I полугодие.
Музыка из м/ф Маша и медведь, Спокойной ночи, малыши.
II полугодие.
Бобик Т. Попатенко; Кошка А.Александрова;
р.н.п. Петушок
Прослушивание знакомых программных произведений, в начале года – песенок из мультфильмов. Предложить выбрать соответствующую игрушку. Отметить активных детей (узнают песню, начинают подпевать звукоподражания, танцуют) Вопросы: про кого эта песня? Кто к нампришел в гости?
Самостоятельная активность
при подпевании, звукоподражании
Ладушки р.н.п.;
Кошка А.Александрова
и др.
Фонограммы любимых детьми песен.
Исполнить знакомые и любимые детьми песенки, попевки. Отметить детей, активно поющих звукоподражания: мяу, ладушки и т.д. Предложить спеть всем вместе.
Развитиеобразноговосприятия
Имитация движений животных и птиц. Фонограммы Зайчик,
Птичкилетят
Предложить рассмотреть игрушки зайчика и птички. Вопросы: кто это? Предложить изобразить, как прыгает зайчик, как летают птички. Затемповторить с музыкой.
Выполнение простейших музыкально-ритмических движений
Вот они какие
И. Красев;
Веселятсякрошки
Я. Жабко
Отметить эмоциональность выполнения
всех движений по показу педагога, самостоятельное выполнение движений
по тексту в конце года.
Формированиедиатонического (звуковысотного) слуха
Игра Кто поет?
Фонограммы Медведь, Птичка
Исполнить музыкальные фразы в нижнем и верхнем регистрах. Предложить выбрать соответствующие игрушки или картинки.
Знаниепростейшихмузыкальныхинструментов
Музыкальные инструменты: барабан, бубен, погремушка.
Предложить рассмотреть музыкальные инструменты, показать названные педагогом инструменты. Задание: найди бубен и т.д. Отметить умение детей действовать с ними.
Диагностические задания в I младшей группе
Уровнимузыкальногоразвития
Дидактическиеигры, упражнения, репертуар
Содержаниедиагностическогозадания, вопросы
Восприятиемузыкальныхпроизведений
МДИ Что делают в домике
Марш, Колыбельная, Плясовая.
МДИ Солнышко и дождик
Быстрая и медленнаямелодии
Предложить детям прослушать разнохарактерные произведения. Отметить настроение каждого ребенка. Вопросы: Вам понравилась музыка? Какая это музыка по настроению – грустная или веселая? Предложить выбрать соответствующие иллюстрации.
Развитиемузыкальнойпамяти
Елочка М. Красев; р.н.п. Петушок, Ладушки; Кошка А. Александрова.
МДИ Угадай мультфильм
Музыка из м/ф Маша и медведь, Спокойной ночи, малыши.
Предложить прослушать знакомые детям программные произведения, узнать песенки. Вопросы: про кого эта песня? Затрудняющимся детям предложить песенки из мультфильмов.
Самостоятельная активность при подпевании музыкальных фраз
Знакомые детям песенки программного материала и их любимые песни.
Внести игрушки. Вопрос: про кого ты хочешь спеть песенку? Исполнить знакомую песенку. Отметить активно поющих детей. Призатруднениипредложитьисполнитьлюбуюпесенку, которуюзнаетребенок.
Развитиеобразноговосприятия
Имитация движений животных под музыку. Зайчик, Медведь.
Предложить изобразить, как прыгает зайка, как идет медведь. Повторить с музыкальным сопровождением. Отметить эмоциональность выполнения движений детьми.
Формирование навыков и умений музыкально-ритмических движений
Знакомые детям пляски и танцы.
Я хочу потанцевать, Танец с кубиками, Поплясать становись
Отметить эмоциональность исполнения движений по показу педагога и самостоятельное выполнение движений по тексту. Отметитьправильностьвыполнениядвижений: пружинка, хлопки, притопыоднойногой.
Формированиедиатонического (звуковысотного) слуха
Музыкальныефразы Медведь, Зайчик
Исполнить одинаковые музыкальные фразы в нижнем и верхнем регистре. Предложитьвыбратьсоответствующиеигрушки.
Вопрос: ктоидет?
Формирование первоначальных представлений о детских музыкальных инструментах
Предметные картинки: барабан, погремушка, бубен, дудочка. Музыкальныеинструменты.
Предложить назвать инструменты самостоятельно по картинкам. За правильный ответ ребенок получает этот инструмент. Затрудняющимсядетямпредложитьпоказатьназванныепедагогоминструменты.
Диагностические задания во II младшей группе
Уровнимузыкальногоразвития
Дидактическиеигры, упражнения, репертуар
Содержаниедиагностическогозадания, вопросы
Восприятиемузыкальныхпроизведений
Марш, Колыбельная, Плясовая.
МДИ Что делают в домике
МДИ Солнышко и дождик
Предложить детям прослушать разнохарактерные произведения и выполнить соответствующие движения. Неактивнымдетямпредложитьподобратьсоответствующиеиллюстрации.
Развитиемузыкальнойпамяти
Зима прошла Н. Метлов; Пирожки А. Филиппенко; Спят усталые игрушки
МДИ Музыкальныечасы
Предложить узнать знакомые детям программные произведения и песни из мультфильмов по вступлению и назвать их. Затрудняющимсядетямпредложитьподобратьсоответствующиекартинки.
Формированиедиатонического (звуковысотного) слуха
Птица и птенчики
Е. Тиличеевой
МДИ Угадай-ка
Игра Высоко-низко
Предложить прослушать музыкальное произведение. Вопросы: Всегда ли музыка звучит одинаково? Какчирикаютптички? Какчирикаютптенчики? Высокоилинизко?
Формирование динамического слуха (громко-тихо)
Игра Тихо-громко
Игра Скажи свое имя
Предложить назвать свое имя сначала громко, а потом тихо. Предложить прослушать музыкальное произведение, определить, когда оно звучит громко, а когда тихо. Вопросы: всегда ли музыка звучит одинаково? Прослушать музыкальное произведение повторно. Предложить прохлопать в ладоши громко и тихо, соответственно звучанию музыки.
Формированиеритмическогослуха
Игра Эхо
Ритмическая игра Здравствуйте МР 8/10,14
МДИ Прогулка
Прохлопывание простых ритмических рисунков за педагогом. При затруднении – ритмические игры со всеми детьми. Отметить четкость выполнения заданий в одном темпе вместе со всеми.
Развитие певческих умений и навыков
Знакомые программные произведения. Пирожки А. Филиппенко, Зима прошла Н. Метлов и др.
Исполнить знакомую детям песню. Предложить спеть эту песню всем вместе. Отметить исполнение без напряжения, передачу характера песни (весело, ласково, протяжно, напевно), чистое произношение слов. При затруднении ребенок исполняет любую песенку, которую он знает, без музыкального сопровождения.
Формирование навыков и умений музыкально-ритмических движений
Парный танец Я хочу потанцевать и другие, знакомые детям танцы.
Предложить самостоятельно начать и закончить движение, реагируя на начало звучания музыки и ее окончание. Проверить качество исполнения танцевальных движений в знакомых танцах. Отметить ритмичное движение под музыку, согласно темпу и характеру музыкального произведения.
Развитиетанцевально-игровоготворчества
Игра На ковре котята спят;
Хоровод Кто у нас хороший, плясовые мелодии
Отметить активное участие в игровой ситуации, в инсценировке хороводов, самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии.
Развитиетембровогослуха
Музыкальные инструменты: дудочка, погремушка, металлофон, колокольчик, бубен, барабан. МДИ: Чтозвучит?
Предложить угадать, какой инструмент звучит, поднимая соответствующую картинку.
Приобретение умений и навыков игры на детских музыкальных инструментах и представлений о них
Предметные картинки
с музыкальными инструментами.
Шумовые инструменты: погремушка, барабан, кубики. Плясоваямелодия.
Назвать самостоятельно музыкальные инструменты, какие знаешь.
Назвать по картинкам.
Самостоятельно подыграть на шумовых инструментах педагогу.
Диагностические задания в средней группе
Уровнимузыкальногоразвития
Дидактическиеигры, упражнения, репертуар
Содержаниедиагностическогозадания, вопросы
Формирование навыков культуры слушания музыки
Сюжетная игра Мы на концерте
Предложить представить себя в роли зрителей. Надпомнить правила поведения на концерте. Отметить поведение каждого ребенка: умение дослушать произведение до конца, не отвлекаясь. Вопросы: как мы должны себя вести на концерте, как нужно правильно слушать музыку?
Восприятиемузыкальныхпроизведений
МДИ Солнышко и дождик
Предложить прослушать несколько музыкальных произведений и соотнести содержание музыки с иллюстрацией. Отметить эмоциональную отзывчивость на музыку. Вопросы: какаямузыкапохарактеру?
Развитиемузыкальнойпамяти
МДИ Угадай, кто пришел?
МДИ Угадай мультфильм
Предложить узнать знакомые песни по вступлению. Затрудняющимся детям предложить подобрать соответствующие картинки.
Развитие динамического слуха
(громко-тихо)
Ритмическая игра Дождик
Игра Громко-тихо
Дождь по крышам, кап,кап,кап,
Тихо хлопаем мы в такт,
Дождик вдруг пошел сильнее,
Хлопнем громче и быстрее!
Прослушивание разных по динамике пьес. Вопрос: как звучит музыка, громко или тихо?
Развитиедиатонического (звуковысотного) слуха
МДИ Теремок
МДИ Угадай-ка
Предложить рассмотреть иллюстрации. Вопрос: как мычит корова? А теленок?
Какой голос у коровы? А у теленка? Проиграть музыкальные фразы в нижнем и верхнем регистрах, предложить подобрать соответствующие картинки.
Формирование певческих
умений и навыков
Исполнение знакомых песен, программных произведений, песенок из мультфильмов.
При затруднении ребенок исполняет песню на свой выбор, без музыкального сопровождения. Отметить: пениеестественнымзвуком, чистоеинтонирование, пение с удовольствием.
Развитие
песенноготворчества
Музыкальные вопросы Как тебя зовут? Чтотыхочешь, кошечка?
Предложить самостоятельно ответить на музыкальный вопрос, сочинив мелодию ответа. Отметитьспособностьотыскатьнужнуюинтонацию.
Формирование навыков музыкально-ритмических движений
Знакомые танцы и пляски. Музыкальная игра Кошка шла
Отметить детей, активно участвующих в танцах. Предложить самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной формой музыки. Отметитьправильноевыполнениеосновныхтанцевальныхдвижений.
Развитиеритмическогослуха
Игра Прогулка МДИ Игра Считалка Ритмодекламация Анечка, Михаил, Алевтина, Коля
Предложить прохлопать ритмический рисунок вместе с педагогом, затем самостоятельно. Призатруднении, провестиритмическуюигрусовсемидетьми.
Развитиетембрового
слуха
Игра Нам игрушки принесли МДИ
Предложить прослушать звуки за ширмой и отгадать, какой инструмент звучит. При затруднении воспользоваться предметными картинками.
Развитиетанцевально-игровоготворчества
Игра На лошадке ехали
Хоровод Ходит Ваня
Образные танцы Листочки кружатся, Снежинки
Отмечать активное участие в играх, хороводах, образных танцах. Отметить способность самостоятельно подбирать движение в соответствии с эмоционально-образным содержанием музыки.
Формирование умений и навыков музицирования, знание музыкальных инструментов.
Подыгрывание простых мелодий на деревянных ложках, барабане, металлофоне. Игра Заинькасеренький
Плясовые мелодии.
МДИ Музыкальные инструменты
Отметить устойчивый интерес к музицированию, точную передачу несложного ритмического рисунка, чувство ансамбля.
В дидактической игре назвать знакомые музыкальные инструменты или отметить фишкой названные педагогом.
Диагностические задания в старшей группе
Уровнимузыкальногоразвития
Дидактическиеигры, упражнения, репертуар
Содержаниедиагностическогозадания, вопросы
Приобщение к музыкальной культуре (знание композиторов, умение отличать классическую, современную
и народнуюмузыку)
Полет шмеля Римского-Корсакова
Калинка р.н.п.
Современные песни (поп-музыка)
Игра Струнные, шумовые, ударные инструменты
а) Предложить назвать знакомых детям композиторов;
б) Спросить, кто такие композиторы?;
в) предложить на выбор три произведения, угадать, к какой музыке они относятся?
Знание основных жанров музыкальных произведений
(марш, танец, песня)
МДИ Что делают в домике
Детская полька М. Глинка,
Марш Д. Шостакович, р.н.п. Во поле береза стояла
Предложить прослушать музыкальные произведения и угадать, что делают в домике (выбрать соответствующую иллюстрацию)
Развитиемузыкальнойпамяти
Программные произведения, песенки из мультфильмов.
Предложить узнать знакомые песни по вступлению. Затрудняющимся детям предложить подобрать соответствующие картинки.
Развитиедиатонического (звуковысотного) слуха
МДИ Угадай-ка,
Ступеньки
Музыкальнаялесенка
Дети закрывают фишками животных, соответствующих прозвучащим мелодиям в разных регистрах. Определяют движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки.
Развитие тембрового слуха (умение различать на слух звучание музыкальных инструментов, голоса)
МДИ Солнышко и дождик
На чем играю? Три звука Теремок
Проиграть мелодию на каком-либо инструменте, попросить детей определить звучание инструмента и закрыть фишкой. Проиграть на фортепиано один, два или три разных звука, ребенок вылаживает соответствующее количество фишек.
Дети слушают музыку и определяют
по звучанию, какому персонажу сказки
онаподходит.
Развитие динамического слуха (умение использовать динамические оттенки в пении)
Найди щенка
Громко-тихо запоем
Предложить найти спрятанную игрушку. Музыка звучит громче, чем ближе ребенок к игрушке, и соответственно тише, чем дальше. Далее ведущий должен найти спрятанную детьми игрушку, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети.
Формирование певческих навыков и умений
Программныезнакомыепесенки.
Отмечать пение легким звуком, умение брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами. Затрудняющимсядетямпредложитьисполнитьлюбуюпесенку.
Развитиенавыковсольногопения
Музыкальное эхо;
пение знакомых песен под минусовые фонограммы
Отметить умение эмоционально передать содержание песни, чистое интонирование.
Развитиепесенноготворчества
К нам гости пришли; Расскажи стишок, спой его
Отметить умение инсценировать песню, придумать мелодию к заданному тексту.
Развитиечувстваритма
Ритмические цепочки Анечка, Михаил, Алевтина, Коля МДИ Определи по ритму
Повторение за педагогом несложных ритмических рисунков. Педагог исполняет ритмический рисунок знакомой песни хлопками. Дети по ритму определяют песню и закрывают пустую половину карточки.
Формирование навыков исполнения танцевальных движений
Знакомые детям танцы и хороводы.
Отметить умение передавать в движении характер музыки, ориентировку
в пространстве, умение менять движение
по музыкальным фразам.
Развитиетанцевально-игровоготворчества
Музыкальнаясказка Теремок
Импровизация движения разных персонажей под музыку.
Формирование навыков игры на детских музыкальных инструментах
Андрей-воробей, Сорока-сорока, игра Прогулка, Наше путешествие
Предложить исполнить знакомые песенки на инструменте индивидуально. Далее – в ансамбле.
Диагностические задания в подготовительной группе
Уровнимузыкальногоразвития
Дидактическиеигры, упражнения, репертуар
Содержаниедиагностическогозадания, вопросы
Приобщение
к музыкальной культуре (сознательное отношение
к отечественному музыкальному наследию
и современной музыке)
Фонограммы из разных жанров. Игра Классическая, современная, народная
Фонограмма Государственного гимна России. Портреты композиторов.
Вопросы: кто пишет музыку? Что такое народная музыка? Классическая? Современная? Инструментальная? Хоровая? Вокальная? Различие ансамбля и оркестра. Отметить знание музыкальных терминов. Как записывается музыка? ВключитьГимнРоссии, проверить, узнаютлиегоповступлению.
Формирование музыкального вкуса (наличие любимых произведений, музыкальных предпочтений)
Игра Музыкальный магазин Музыкальная загадка Три шмеля. Записи Полет шмеля Римского-Корсакова в исполнении оркестра народных инструментов, симфонического и в современной обработке.
Выявить предпочтение к какому-либо музыкальному произведению, предложить детям высказаться о нем, почему оно им нравится (оценочное отношение к музыке)
Развитиемузыкальнойпамяти
Игра Угадай мелодию
Программные произведения.
Игра Картиннаягалерея
Подобрать соответствующие иллюстрации известных художников к циклу знакомых классических произведений Времена года.
Развитие словарного запаса для определения характера музыкального произведения
Два разнохарактерных произведения. Игра Солнышко и дождик
Вопросы: какие чувства передает музыка? О чем рассказывает? Как рассказывает? Какая музыка? Почему это произведение ребенок относит к картинке – дождик или солнышко. Отметитьумениеаргументироватьсвойвыбор.
Знание элементарных музыкальных понятий (регистр, динамика, темп)
Игра Музыкальные теремки, Громко-тихо, Быстро-медленно.
Что такое регистр? Динамика? Темп? Длительность? Ритм?
Знание сложных музыкальных жанров (балет, опера, симфония, концерт), классификация музыкальных инструментов.
МДИ Струнные, ударные, шумовые.
Какие оркестры бывают, их состав. Что такое балет? Опера? Симфония? Концерт? (подобратьсоответствующиекартинки)
Знаниетворчествакомпозиторов
Портреты композиторов. МДИ Детский альбом. Игра Назовикомпозитора
Предложить назвать композиторов, их произведений, узнать по портретам, по произведениям.
Развитиедиатонического (звуковысотного) слуха
Игра Музыкальная лесенка
Игра Музыкальное лото
Определить направление движения мелодии и показать его с помощью лесенки и игрушки. Дети вылаживают на карточках ноты-кружочки от 1 до 5, от 5 до1, или 5 на одной.
Развитиечувстваритма
Белорусская народная мелодия Полли, Учитесь танцевать, МДИ Выполни задание
Простучать под музыку ритм
на музыкальном инструменте (бубен). Повтор ритмического рисунка. Передача ритмического рисунка знакомой песни.
Выложить короткими и длинными карточками ритмический рисунок.
Развитиетембровогослуха
МДИ Теремок
МДИ Сколько нас поет
МДИ Слушаемвнимательно
Прослушать мелодию и определить соответствующего персонажа. Предложить прослушать музыкальное произведение, определить какие инструменты исполняют это произведение.
Развитие динамического слуха (пиано, форте)
Играй с нами
Большой и сильный Миша – медведь,
Он очень громко умеет петь
И тихо-тихо пищит комар,
А ты попробуй, придумай сам.
Предложить самим придумать ассоциацию Громко-тихо и озвучить ее.
Формированиепевческихнавыков
Игра Поем с музыкой и без; Игра Эхо
Отметить выразительное исполнение знакомой песни, легкость исполнения, четкую дикцию, точную передачу мелодию, с динамическими и темповыми оттенками.
Развитие навыков сольного выразительного пения
Игра Бар-караоке
Те же диагностические задания, но дети поют сольно.
Развитиепесенноготворчества
МДИ Что делают
в домике?
МДИ Весело-грустно Игра Мы-композиторы
Предложить импровизировать простую мелодию на заданный текст, дать свой музыкальный ответ на музыкальный вопрос. Придумать мелодию на заданный жанр (колыбельная, марш, плясовая) на определенный характер (грустная, радостнаяи т.д.)
Формирование навыков исполнения танцевальных движений. Классификация разнообразных танцевальных жанров (полька, вальс, хоровод, рок-н-ролл, хип-хоп)
Игра Дискотека,
Превращение.
Отметить умение двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки. Предложить двигаться в соответствии
с музыкальными образами: листочки, ветер и т.д.
Развитиетанцевально-игровоготворчества
Репканановыйлад
Импровизировать действия героев сказки под музыку. Отметить творческие проявления в инсценировании.
Формирование навыков игры на детских музыкальных инструментах, элементарное музицирование
вповседневнойжизни.
Игра Наш оркестр,
творческая игра Музыка везде!
Проверка навыков приемов игры на разных инструментах (легко ударяют молоточком на металлофоне, ксилофоне), сдержанным движением действовать медиатором (щипок на арфе), правильно расходовать дыхание, играя на духовых инструментах (дудочка, свирель), разные способы звукоизвлечения на бубне и др. Умение играть слаженно
в оркестре, ансамбле (педагог-аккомпанемент, ребенок – соло). Отметить умение создать музыку из ничего (аккомпанемент из подручных средств)
Используемая литература:
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Ладушки (Праздник каждый день): Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Авторы-составители И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева. С-Пб.: Композитор, 2000
Играем и поем: Музыкальные игры, танцы и инсценировки для детей дошкольного возраста. Составители Н.Метлов, Л.Михайлова. М.: Советский композитор, 1978
Музыкально-дидактические игры для дошкольников. Автор-составитель Н.Т.Кононова. М.: Просвещение, 1982
Игры, песенки и танцы для детских праздников, Е.В. Горбина, М.А. Михайлова, Ярославль, Изд-во Академия развития, 2008 г.
Ясельки (Библиотека программы Ладушки), С-Пб.: Невская нота, 2010