"Дети войны"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Дети войны"
Автор: Наталья Геннадьевна Каточкова

Ведущий 1 :- Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. День Победы! Пожалуй не найти в нашем календаре другого праздника, который бы в искреннем порыве мог объединять людей всех поколений. Поколение войны сороковых – роковых. Четыре года войны - это упорное стремление нашей Армии и всего народа к Победе. Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства. И сегодня наше мероприятие посвящено детям войны, тем, кто наравне со взрослыми прошёл все тяготы боевых сражений, приближал победу, заменив взрослых на поле и на заводах у станков.Эпиграфом нашего мероприятия стали словаЧтоб без войны все в мире жить могли,            Пусть льдины злобы и вражды растают! Дружить давайте, дети всей земли! Пусть наша дружба с нами вырастает!Ведущий 2: Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах, в огородах поспевала клубника И вдруг, ВОЙНА! Вот так, неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех войн. Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.Я недавно смотрел старый фильм о войне  И не знаю, кого мне спросить.  Почему нашим людям в нашей стране  Столько горя пришлось пережить.  Почему сыновья не вернулись домой,  Столько жен потеряли мужей?  Отчего девицы ранней весной  Шли гулять без любимых парней?  Дети детство узнали в руинах домов,  Эту память вовек не убить,  Лебеда – их еда, и землянка – их кров.  А мечта – до Победы дожить.  Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,  Чтобы не было войн и смертей,  Чтобы мамам страны не пришлось хоронить  Вечно юных своих сыновей.  Ведущий 1: Тысяча четыреста восемнадцать дней – война,  А за ней  Тысяча тысяч ненайденных звезд,  Несбывшихся жизней.  Война –  Это жизни безумный оборот,  Время, текущее назад, а не вперед.  Война – это разлука,  Война – это злейший враг человека. На сцену выходят четверо чтецовЧтец 1 - Я хотела жить, учиться и мечтала стать врачом.Чтец 2 - Мы, замученные в концлагерях (Дети в концлагере)Чтец 3 - Мы, погибшие в оккупации. (Дети в оккупации) Чтец 5- Мы погибшие на полях сражений. (Дети на фронте) - Мы, умершие от голода. (дети Ленинграда) УходитВедущий 2: Не доучились и не достроили. Всему виной - война. Более 20 млн. взрослых потеряла наша страна в годы войны. А сколько погибло детей - точно никто не знает.Чтец 5. Война прошлась по детским судьбам грозно, Всем было трудно, трудно для страны,Но детство изувечено серьёзно:Страдали тяжко дети от войны…Ведущий- 27 миллионов погибших, миллионы искалеченных, осиротевших, обездоленных. Среди них не только воины, но и дети – мальчишки и девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и взглянувшие в глаза смерти. Дети? Нет! Уже не дети.А мы не стали памяти перечитьИ, вспомнив дни далекие, когдаУпала нам на слабенькие плечиОгромная, не детская беда.Была зима и жесткой и метельной,Была судьба у всех людей одна.У нас и детства не было отдельно,А были вместе – детство и войнаВедущий 1  1941-1942. Самые страшные военные годы…Годы отступлений, потерь, разрушений. Оккупированы Прибалтика, Белоруссия, Украина, Северо-западная и Юго-западная части России. Мирные жители этих территорий испытали на себе, что значит “новый немецкий порядок”. 8 сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась  блокада города на Неве, которая длилась 900 дней.Ведущий 2- Единственной дорогой в осажденный город было Ладожское озеро. По льду озера была проложена ДОРОГА. По ней, под постоянными бомбежками врага, в город доставлялось продовольствие, а обратно вывозили людей. Этот путь назвали “Дорогой жизни”. По нему было эвакуировано 33479 человек. Несмотря на мизерный паек хлеба, который составлял 250 г на работающего и 125 г на ребенка и ничего больше, кроме воды из Невы, люди выдержали. Очередь длинна.Стою с другими.Только до весов добраться мне б.На тарелке легонькие гири,На другой —Такой тяжелый хлеб.Хлеб…Он умещался на ладошке.И покуда ты идешь домой,С этой пайкиОберешь все крошкиДа чуть-чуть отломишьК началу января 1943 года, когда блокада была прорвана, от холода, голода и бомбежек погибло около миллиона ленинградцев.Ведущий 1  Пискаревское кладбище – памятник героическим защитникам Ленинграда.(На экране проецируются фотографии Пискаревского кладбища).Ведущий 2 - Здесь лежит половина города, погибшие в годы войны и блокады.Ведущий 1 Всему миру известен блокадный дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой. Небольшая записная книжечка. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.Ученик 1 -  Эта тонкая тетрадь стоит многих толстых книг.                     Пионерка-ленинградка потрясает твой дневник.                     Таня Савичева, Таня, ты в сердцах у нас жива,                     Затаив на миг дыханье, слышит мир твои словаВидеоролик Звон  метронома.Обучающийся 1: - Женя умерла 28 декабря 1941 года в 12.50 утра.Обучающийся 26Бабушка умерла 25 января 1942 года в 3 часа дня.Обучающийся 1:Лека умер 17 марта 1942 года в 5 часов утра.Обучающийся 2:Дядя Коля умер 13 апреля 1942 года в 2 часа.Обучающийся 1: -Дядя Леша умер 10 мая 1942 года в 4 часа дня.Обучающийся 2: -Мама умерла 13 мая 1942 года в 7.30 утра.Обучающийся 1:Савичевы умерли.Обучающийся 2:Осталась одна Таня.Ведущий 1 - Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.Ведущий 2  На третьем километре легендарной “Дороги жизни” стоит  памятник юным героям, победившим блокаду. Этому памятнику дали название – “Цветок жизни”. Он тянется к солнцу. Ему не страшны разбросанные рядом темные валуны и, оставшиеся со времен войны, противотанковые рвы. С лепестка всем, кто приезжает сюда, улыбается лицо мальчугана, а рядом дорогие каждому человеку слова: “Пусть всегда будет Солнце”. “Цветок жизни” - это память сердец о тех детях, кто погиб в страшные дни блокады.Видеоролик 2Ведущий 1 - 300 тысяч мальчишек и девчонок, потеряв  родных, бежали на фронт, сражались в партизанских отрядах с одной мыслью: «Отомстить за погибших».Оборванного мишку утешалаДевчушка в изувеченной избе:«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,Полсухаря оставила тебе…… Снаряды пролетали и взрывались,Смешалась с кровью черная земля…Была семья, был дом… Теперь осталисьСовсем одни на свете — ты и я…»… А за деревней рощица дымилась,Поражена чудовищным огнём,И Смерть вокруг летала злою птицей,Бедой нежданной приходила в дом…«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,И мне дадут на фронте автомат.Я отомщу за то, что слезы прячу,За то, что наши сосенки горят…»Но в тишине свистели пули звонко,Зловещий отблеск полыхнул в окнеИ выбежала из дому девчонка:«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»Ведущий 2  За  проявленный героизм 35 тысяч юных защитников были награждены боевыми орденами и медалями. Сражались повсюду: на море, как Боря Кулешин, в небе, как Аркаша Каманов, в Брестской крепости, как Валя Зенкина, в Керченских катакомбах, как Володя Дубинин, в подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не дрогнули детские сердца. А четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза.Видеоролик 3Майор привез мальчишку на лафете.Погибла мать. Сын не простился с ней.За десять лет на том и этом светеЕму зачтутся эти десять дней.Его везли из крепости, из Бреста.Был исцарапан пулями лафет.Отцу казалось, что надежней местаОтныне в мире для ребенка нет.Отец был ранен, и разбита пушка.Привязанный к щиту, чтоб не упал,Прижав к груди заснувшую игрушку,Седой мальчишка на лафете спал.Мы шли ему навстречу из России.Проснувшись, он махал войскам рукой…Ты говоришь, что есть еще другие,Что я там был и мне пора домой…Ты это горе знаешь понаслышке.А нам оно оборвало сердца.Кто раз увидел этого мальчишку,Домой прийти не сможет до конца.Я должен видеть теми же глазами,Которыми я плакал там, в пыли,Как тот мальчишка возвратится с намиИ поцелует горсть своей земли.За все, чем мы с тобою дорожили,Призвал нас к бою воинский закон.Теперь мой дом не там, где прежде жили,А там, где отнят у мальчишки он.Ведущий 1Кто обувал, одевал, кормил, снабжал вооружением армию? Кто помогал ковать нашу общую победу? Ими были и взрослые, и дети. Жизнь детей и подростков в годы войны не назовёшь лёгкой. От голода и болезней умерли многие тысячи ребят. В колхозах дети с 9 лет уже работали на полевых работах, собирали вместе с взрослыми посылки на фронт для бойцов Советской армии. Девочки работали в госпиталях санитарками, в школах организовывались концертные бригады для выступлений в госпиталях. Школьники собирали металлолом, чтобы на заводах из него делали оружие для защиты Родины.Ведущий 2 - До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришло время, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце.Ведущий 1 - В опустевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулемёты, артиллерийские и реактивные снаряды. Ребята делали снаряды, различные детали к военной технике. Часто таким работникам делали специальные подставки из дерева, потому что они ещё не доросли до высоты станков. В деревообрабатывающих цехах подростки делали ящики для снарядов, мин, патронов.Ведущий 2 - Без выходных и отпусков, подставив под ноги снарядные ящики, они работали по 14-15 часов в сутки на заводах в городах.Война. Страшней нет ничего на свете,«Для фронта всё!»-девиз страны таков. Трудились все: и взрослые, и детиВ полях, и у мартенов, у станков.Станки «малолетки», как крепости, брали, На цыпочки встав во весь рост,И навыки взрослых они обретали, Со всех одинаков был спрос.В селах  выращивали хлеб, чтобы накормить армию, сами при этом чаще всего недоедали. Дети рано взрослели, заменяя взрослых, ушедших на фронт.Ведущий 1 - В тылу ваши сверстники проявляли настоящий трудовой героизм, поэтому и награды получали, как и их сверстники-фронтовики.     Эти ребята и девчонки тоже были солдатами, солдатами трудового фронта. Все свои силы они отдавали труду, помогали взрослым ковать будущую Победу. Вера в то, что наша Родина будет, свободной помогала ребятам в недетском труде.                                                                                                Нас, ребят,Бомбежки не будили.Но мы знали все —Идет война!«Наше дело правое», —Твердили,Словно песню,Как и вся страна.Женщины хвалили нас:«Родные,Дружно собирайте колоски.Победим —Не только что ржаные,БелыеСпечем вам колобки».Дни войны,Ребячьи наши годы —Сумки с хлебом,Рваные пимы.Преодолевали все невзгодыНаравне со взрослымиИ мы.Ведущий 2: В годы войны была найдена « Памятка немецкого солдата». В ней было записано: « У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожать в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик». Детей наравне со взрослыми убивали, жгли, травилиВ немецких концлагерях страдали в заключении 18 млн. человек, треть из них (почти 6 млн.) составляли дети. Считается, что в нашей стране погибло около 8 млн. детей, но точную цифру мы не узнаем никогда. Самыми обездоленными детьми войны были малолетние узники концлагерей и гетто. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Если вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх детские ручонки…Дети, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых.Стихотворение М. Джалиль «Чулочки»Ведущий 2:Шла война, но жизнь продолжалась. Дети росли, играли, учились... Трудные это были годы, школа не имела достаточного оборудования, плохо было с освещением, учебниками, недоставало тетрадей. Родители с утра до ночи работали, были на фронте, и следить за учёбой детей они не могли. Настроение у людей было тяжёлым, так как часто приходили извещения о смерти родных. В годы войны,  стояли необычайно суровые зимы, иногда температура воздуха опускалась до 40 градусов. Школы плохо отапливалась, а ребятишки были  в худых валенках и шитиках. Кстати, хорошо сшитые из сукна, они вполне заменяли валенки, а если удавалось кому-то еще приобрести литые калоши, которые надевались на эти самошитые сапожки, это было уже счастьем.Ведущий.1 Учась в школе, дети войны не имели и тысячной доли того, что имеем сейчас мы, их сверстники, даже тетрадей не было, и писали они в самодельных тетрадях, сшитых из газет, между строк.  Чернила, сделанные непонятно из чего, наливались в  чернильницы – непроливайки, для этого  девчонки вязали специальные сеточки для того, чтобы удобнее было нести. Но чернила всегда замерзали в  плохо отапливаемом помещении школы, и ребята  своим теплым дыханием старались как-то отогреть чернильные склянки.Ведущий.2   А придя из холодной школы, ребята попадали в такое же холодное помещение детского дома,  а готовили уроки при свете гасика. Гасик – это льняные нитки, плавающие в каком-то жире или керосине. Да и зажечь эту «лампу» было нелегко: спичек-то не было, и, как доисторические люди,  высекали искру огня с помощью кремней. Но тяга к знаниям была у ребят необыкновенная: не было такого  случая, чтобы кто-то без уважительной причины пропускал занятия в школе.В классе очень холодно,На перо дышу,Опускаю головуИ пишу, пишу.Первое склонение —Женский род на «а»,Сразу, без сомнения,Вывожу — «война».Что всего существеннейНынче для страны?В падеже родительном:Нет — чего?— «войны».А за словом воющим —Мама умерла...И далекий бой еще,Чтобы я жила.Шлю «войне» проклятия,Помню лишь «войну»...Может, для примера мнеВыбрать «тишину»?Но «войною» меряемНынче жизнь и смерть,Получу «отлично» я —Это тоже месть...О «войне» тот горестный,Гордый тот урок,И его запомнилаЯ на вечный срок.Ведущий.1 Война для  «малолетней шантрапы» была далекой и непонятной. Но в клубе ребята  смотрели фронтовую хронику, «Боевые киносборники», в которых фашистов показывали такими слабыми и беспомощными, что все: и взрослые, и дети - были уверены: «Враг будет разбит, победа будет за нами!» А бытовые  трудности – это все преходяще.Ведущий.2   Школьники отправляли посылки на фронт незнакомым солдатам. Что могли они положить в них? Оказывается, вышитый «скромный платочек», сшитый из тряпок кисет, черный сухарик да записочку со словами: «Дорогой боец Красной Армии! Бей фашистов и возвращайся с победой домой». Все ждали окончания войны. И пришла победа в сорок пятом.Радость встреч гремела над страной.Никогда мы не забудем детство,Детство, опалённое войной.   Сёмина С.Н. Ведущий1   Это ли не победа – детство, которое не отдали войне!?Мы в ту войну не воевали, Наш возраст был непризывной, Мы только –только начинали Играть в войну перед войной.              Играют дети всей земли в войну,                  Но разве о войне мечтают дети?                 Пусть только смех взрывает тишину                 На радостной безоблачной планете!Над вьюгами и стужами седымиВновь торжествует юная веснаИ как огонь с водой несовместимы,Несовместимы дети и война! Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,                  Стволы их станут трубами органа,                  И в дружном хоре голоса сольют                  Под мирным небом в песне мира страны!Чтоб без войны все в мире жить могли, Пусть льдины злобы и вражды растают!Дружить давайте, дети всей земли!Пусть наша дружба с нами вырастает! Видеозапись « Я хочу, чтобы не было войны»Ведущий1:- Время идет. Но война на земле не кончается. Плачут матери, гибнут дети.ВИДЕОРОЛИК «ДЕТИ ДОНБАСА». Ведущий 2:Минута молчанияЗвучит песня «Солнечный круг»Ведущий 2. Низкий поклон всем, кто помогал приближать победу. Желаем всем нам мирного неба над головой.