Развитие успешности ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие успешности ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ
Автор: Богаченко Юлия Алексеевна
РАЗВИТИЕ УСПЕШНОСТИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯВ УСЛОВИЯХ ДОУБогаченко Ю.А., педагог - психологМБДОУ «Детский сад № 83 «Золотой петушок», город Норильскe-mail:mdou83@norcom.ruАннотацияАктуальность темы: В статье рассматриваются основные направления работы педагога-психолога в дошкольном учреждении с детьми с ограниченными возможностями здоровья. На примере работы с детьми я раскрываю методы и приемы работы по формированию произвольной саморегуляции, созданию ситуации успеха для ребенка, испытывающего трудности в усвоении программы и во взаимодействии с окружающими. Переживание успеха улучшает социальное самочувствие ребенка и повышает уровень мотивации к успеху в разных видах деятельности.Ключевые слова: успешность, ограниченные возможности здоровья, ситуация успеха, саморегуляция, произвольная сфера, инклюзия «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним» Л.Н.Толстой В современном мире, с обновлением всего дошкольного образования активно меняется содержание работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В дошкольных учреждениях необходимым условием эффективного психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья является их физическое развитие и психологическое благополучие. Развитие всех видов моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления всех видов детской деятельности, является предпосылкой интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания и развития ребёнка. Сегодня в нашем детском саду создаются условия для воспитания и развития детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися детьми. Ведь, чем раньше будет вовлечен такой ребенок в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети. Опыт показывает, что совместное воспитание и обучение помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Основными направлениями работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ является: диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории. Основные принципы работы: соблюдение интересов ребёнка; системность и доступность; непрерывность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип психологической комфортности; гуманность и реалистичность [2]. Я, логопед, воспитатель совместно разработали индивидуальную карту развития успешности ребенка и определили основные задачи коррекционно-развивающей работы:выявить сильные стороны ребенка и определить сферы деятельности, в которых он успешен;организовать работу с родителями, включающую консультацию специалистов и поддерживающую обратную связь;осуществить индивидуальную психологическую помощь ребенку;выявить особые образовательные потребности и способствовать усвоению программы;использовать формы, методы и приемы работы по созданию ситуаций успешности, которые будут влиять на стремление ребенка к успешной самореализации в ходе деятельности;способствовать положительным изменениям в развитии ребенка, его целенаправленному продвижению относительно собственных возможностей. С психологической точки зрения успех, как считает А.С. Белкин - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее» [1]. Переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, его взаимоотношения с окружающими, отношение к деятельности. Даже разовое переживание успеха может улучшить социальное самочувствие, повысить уровень мотивации к успеху в других видах деятельности, самоутвердиться в семье и коллективе сверстников. Также в своей работе использую методы и приёмы, направленные наформирование активной позиции у самого ребёнка. Взаимодействие с ним, а не воздействие на него становится основным принципом его развития. Я обеспечиваю детям постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру [3]. Одним из факторов, влияющих на успешность ребенка ОВЗ в ДОУ, является овладение им игровыми и коммуникативными навыками. Работу по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляем по нескольким направлениям:• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.Для создания благоприятных условий включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное пространство, я создаю ситуации успеха в различных видах детской деятельности, используют технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома [4].Вывод: Ситуация успеха должна подкрепляться в повседневной деятельности ребенка. Для полноценного развития личности ребенка необходима постоянная система стимулирующих и направляющих подкреплений, в роли которых выступает ситуация успеха, личный пример родителей, положительное отношение взрослых. Успех придает силу, веру в возможность преодоления любых препятствий, создаст основу для формирования здоровой самооценки.Библиографический список:Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991.Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. – М. : Айрис-пресс, 2004.Фурман Б. Навыки ребенка в действии: Как помочь детям преодолеть психологические проблемы. Пер. с англ. – М.: АНФ, 2013.