Родная наша страна. Символы России.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Родная наша страна. Символы России.
Автор: Лилия Викторовна Маньшина
Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Родная страна»Тема урока: Россия наша Родина.Класс: 2Тип урока: «открытие» новых знанийМетоды обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля.Цель урока: познакомить с целями и задачами раздела; расширить представления о родной стране; воспитывать любовь к родному краю, Родине.Задачи урокаПредметные- научиться различать государственные символы России (герб, флаг, гимн) и воспитывать уважение к государственным символам России;- узнать о многообразии народов, проживающих на территории России;- объяснять, почему народы России называют братскими.Метапредметныерегулятивные- анализировать информацию, представленную в учебнике, выделять из темы урока известные и неизвестные знания;- понимать учебные задачи раздела и данного урока, принимать участие в их формулировании, стремиться выполнить;- делать выводы из изученного материала.- осмысливать результаты учебной деятельности и оценивать свои достижения на уроке;коммуникативные- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем, сверстниками;- формулировать ответы на вопросы;- осуществлять совместную работу, вступать в диалог, задавать вопросы;- уметь сотрудничать и дискутировать в группе;- учитывать позицию собеседника, высказывать свою точку зрения, аргументировать ответ.познавательные- находить под руководством учителя необходимую информацию и выделять её из текстов, иллюстраций в учебнике и учебных пособиях;- соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни, обобщить собственное представление об окружающем мире.Личностные- сформировать у обучающихся осознание величия нашей страны;- осознание «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации - русского языка;- уважительное отношение к своему и другим народам, их обычаям, традициям;- положительное отношение к учебной деятельности на основе рефлексии достижения цели и самооценки результатов;- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства по отношению к своей Родине. Оборудование: мультимедийное оборудование,Ход урока:I Организационный момент.II Актуализация знаний.Учитель включает отрывок из песни в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?»С чего начинается Родина?С картинки в твоем букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе,А может она начинаетсяС той песни, что пела нам мать,С того, что в любых испытанияхнас никому не отнять. (Михаил Матусовский )- Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?- Что же такое Родина?- Как называется наша общая Родина?III Постановка учебной задачи и самоопределение деятельности.- Откройте учебники на с. 6, прочитайте тему урока. С учебной задачей нас вновь знакомит Муравьишка. Прочитайте ее.Найдите полное название нашей страны, прочитаем.- Что означает слово «федерация»?- Запишите название нашей родной страны в тетрадь. (Окружающий мир 2 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Плешакова А.А. - Соколова Н.А.)- Сегодня мы должны расширить наши представления о России.Прием “Корзина идей” На доске: Российская Федерация- Все страны в мире отличаются друг от друга, давайте подумаем и назовем основные признаки отличий, по которым мы определяем государства. Ваши предложения сложим в корзину идей.- Сегодня я предлагаю вам разделиться на 5 групп, по количеству главных отличительных признаков. В каждой группе вспомнить и обсудить, что вы уже знаете о нашем государстве, поделиться своими знаниями с классом.IV Открытие новых знаний1. Обсуждение в группах и выступление представителей.- Первая группа ребят, расскажет нам о географическом положении РФ.(В помощь детям дается карта мира и Российской Федерации)- Давайте посмотрим небольшое видео о положении нашей страны, затем подведем итог о полученной информации.2. Выполнение заданий в рабочей тетради.- Ответим на поставленный вопрос, ответ запишем в нашей тетради вопрос № 2.- Как называется та часть России, в которой живете вы?- Что нового вы узнали о своей стране?3. Беседа.- Россия – многонациональная страна. Вторая группа выступит по теме «Народ и язык».- В Российской Федерации проживает более 180 народов. Каждый народ бережно относится к своей культуре и любит Россию, которая является нашим общим домом. Русский язык считается официальным языком нашей страны. Каждый из языков, на котором говорят и пишут заслуживает признания и уважения, в Федеральном законе о языке сказано, что языки народов Российской Федерации – национальное достояние Российского государства, они находятся под защитой государства.- Нас всех объединяет не только государство и язык, общими являются государственные символы. Третья группа нам расскажет о символах России.- Давай посмотрим о символах небольшое видео, вы должны отметить для себя что-то новое.- Что нового вы узнали?- Что такое штандарт президента РФ?- Это специальный флаг президента Российской Федерации, он повторяет цвета государственного флага, отличие в том, что в центре расположен герб нашей страны без геральдического щита, полотнище огранено золотистой бахромой, на древке крепится серебряная скоба, на которой выгравировано имя, отчество фамилия президента и датами его пребывания на том посту.- Как надо относиться к государственным символам?- Назовите День государственного флага.4. Физкультминутка.Отдых наш - физкультминутка,Занимай свои места:Раз - присели, два - привстали.Руки кверху все подняли.Сели, встали, сели, всталиВанькой-встанькой словно стали.А потом пустились вскачь,Будто мой упругий мяч.Гимнастика для глаз«Флаг у нас прекрасный (рисуем глазами прямоугольник)Белый, синий, красный. (рисуем глазами зигзаг)Белый – мир и чистота, (рисуем глазами овал на потолке)Синий – верность, небеса, (рисуем глазами овал по флагу)Красный – мужество, отвага (рисуем глазами овал по полу)Вот цвета родного флага!» (поморгать глазами)V Продолжение работы по теме урока.- Какие слова-синонимы автор использует для названия России?-Держава, Отечество, Наша родная земля, Братских народов союз вековой, Отчизна.- О каких чертах характера россиян говорят строки «Могучая воля, великая слава – твое достояние на все времена»?- Упорство, верность родному краю, готовность защищать свой дом, смелость.- Как вы понимаете строки: «Широкий простор для мечты и для жизни грядущие нам открывают года»?- Наша родина дает возможность каждому реализовать себя на ее благо, сделать жизнь нашего народа еще лучше.- Какие автор испытывает чувства к Родине? Какими словами он это передает?- Гордость за Отчизну, уважение и любовь к ней, о безграничной верности, которая является залогом процветания страны.- Как вы понимаете слова: «Отечество наше свободное, братских народов союз вековой»?- Наша Родина - это Федерация, союз многих народностей, которые решили жить в одной стране в мире и согласии.В. Степанов «Российская семья»Живут в России разныеНароды с давних пор.Одним тайга по нраву,Другим — степной простор. У каждого народаЯзык свой и наряд.Один черкеску носит,Другой надел халат. Один — рыбак с рожденья,Другой — оленевод.Один кумыс готовит,Другой готовит мёд.Одним милее осень,Другим милей весна.А Родина РоссияУ нас у всех одна.- Четвертая группа нам расскажет, что знает о традициях и культуре народов России.- Рассмотрите иллюстрации на с. 8-9, прочитаем комментарии к рисункам.1. На Руси считалось неприличным ходить "распоясанным", поэтому пояс был атрибутом на всю жизнь. Особо непристойным считалось молиться без пояса. Считалось, что пояс обладает магическими свойствами. Мужчины снимали пояса только в бане и в кровати. Пояса украшались, следуя народным традициям. Это был предмет гордости.Девушки на Руси носили повязки с лентами. Это один из самых древних головных уборов. Поначалу это была просто полоска ткани, закрывающая лоб или темя. Затем ленты стали делать из шелковой и парчовой ткани и украшать вышивкой, стеклярусом, бисером.2. Сабантуй – это древний праздник, знаменующий торжества, посвященные весенне-полевым работам. На празднике выступали чтецы, певцы и танцоры, проходили праздничные состязания – скачки, бега, борьба на кушаках. Последнее состязание было самым популярным, оно называлось "национальная борьба куреш". Ее суть заключалась в том, что двое участников пытались повалить друг друга на землю с помощью полотенца или широкого кушака. Победитель получал ценный приз, например живого барана.Во время Сабантуя также поднимали гири и штанги, перетягивали канат и палки, балансировали на подвешенном в воздухе бревне, взбирались на высокий гладкий столб. Были и шуточные соревнования, например гонки с полными ведрами на коромыслах, скачки в мешках, бег с яйцом на ложке, которую надо удержать зубами.А вечером проводились игрища для молодежи: юноши и девушки пели песни, водили хороводы и танцевали. По старинной примете, первая встреча на Сабантуе сулила паре долгую и счастливую семейную жизнь.3. Резьба по дереву одно из традиционных занятий у народа чуваши. Это самое любимое занятие женщин и девушек. В своих красивых изделиях они хранили свои украшения. Так же делали ложки, чашки ,подносы и многое другое. Так же изготавливалась мебель. Сам узор был глубоко вырезан и его мало чем украшали, что придавало простоту и красоту .4. Изготовление деревянной ремесленной продукции было мужским занятием. В Чувашии резьбу по дереву называют «мужской вышивкой». Технологии этого искусства складывались на протяжении столетий. От отца к сыну передавалось умение резки по дереву.5. Чукчи запрягали оленей в нарты. Использовали несколько видов нарт: легковые, грузовые, для перевозки посуды, кибитку, крытую оленьими шкурами, для перевозки детей, нарты для перевозки жердей остова яранги. Легкие свои санки, они изящно вырезывают из березового дерева, весной разбирают их, а к зиме снова собирают, причем к зиме всегда выскабливают их добела и обивают полозья китовым усом.6. Конские скачки – одно из любимых состязаний башкир во время народных праздников. - Народы России объединяет история нашей страны. Какие яркие страницы истории вы знаете, доказывающие единство разных народов нашей родины?- Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю. Россия объединила людей разных национальностей, и все они любят её и гордятся своей страной, желают её процветания.- Давайте и мы с вами объединимся и будем одной дружной семьёй. Всегда будем помогать друг другу и защищать. С историей не спорят,С историей живут,Она объединяетНа подвиг и на труд Едино государство,Когда един народ,Когда великой силойОн движется вперед. - Символом единства является рукопожатие. Пожмите руку друг другу. Запомните это чувство единения и пронесите его через всю свою жизнь.VI Рефлексия.- Оцените свои достижения на уроке. Обоснуйте свои ответы.VII Подведение итогов- Все ли учебные задачи урока мы выполнили?- Что на уроке было интересным?- Где могут пригодиться полученные знания?Домашнее задание.Задание по выбору.Учебник с. 6-9, подготовить ответы на вопросы.Ответить на вопросы в тетради с.3- 4