Социальная работа в условиях Центра помощи детям


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социальная работа в условиях Центра помощи детям
Автор: Анастасия Андреевна Коваленко

Социальная работа в условиях Центра помощи детямСоциальная работа в системе образования приобретает все большее значение, особенно когда речь идет о проблемах социализации и формировании личности. В центр социальной помощи семье и детям поступают дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети из социально неблагополучных, малообеспеченных, неполных или многодетных семей. Сложная обстановка в семье, отсутствие взаимопонимания среди близких людей, конфликтные отношения со сверстниками и взрослыми, девиантное поведение – именно с такими проблемами дети и поступают в Центр, поэтому воспитательная работа с ними весьма трудоемка.Процесс воспитания сложнее и труднее, чем обучение, он требует от воспитателя более тонкого подхода к ребенку. Это процесс постоянного творчества, где воспитатель должен свои знания и опыт применять к постоянно меняющимся педагогическим ситуациям. Ведь результаты воспитания обнаруживаются со временем, их нельзя заметить сразу. Поэтому труднее определить допущенные просчеты и упущения в воспитании. Для успешного проведения воспитательной работы нужно развивать в себе постоянное стремление самому учиться, расширять и углублять свои знания. Воспитатель должен уметь следить за развитием своих учеников, их ростом, проникать во внутренний мир ребенка, понимать его мысли и переживания, мотивы поступков, подходить к каждому ребенку с оптимистической перспективой. С этой целью практикуется внедрение современных технологий в воспитательный процесс, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях.Отделение дневного пребывания несовершеннолетних реализует программы социальной реабилитации в полустационарных условиях. Здесь социальные педагоги проводят учебные занятия, организуют досуг и кружковую работу.В кружке возможно учитывать и максимально удовлетворять индивидуальные запросы воспитанников, развивать личность, воспитывать любовь к природе, искусству, творческому процессу.Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук в начальной школе стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет выжигание, вязание, бумагопластика – эти простые виды деятельности увлекательные и доступные способы работы. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир творчества. Большая роль ручной работы отводится коллективным работам. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Воспитанники получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, расширяются возможности изобразительной деятельности детейВ современных условиях, на инновационно - технологическом этапе формирования системы образования, сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления содержания образования и воспитания. Воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения. Воспитатели знакомятся с новыми психолого-педагогическими знаниями и путями их использования в практической деятельности, в диагностике воспитательного процесса, в разработке программ воспитания, знакомятся с вариативными педагогическими технологиями. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет воспитателю наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение воспитателями продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о технологиях педагогической и воспитательной работы.Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно – ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.Перед воспитателем стоит одна из важных задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в Центре социальной помощи с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого воспитанника. В чем же заключается воспитательная деятельность? Это прежде всего забота о здоровье детей, создание благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе, организация свободного времени детей, изучение их индивидуальных особенностей, оказание помощи семье в воспитании ребенка. Основная задача планирования — так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы воспитанники добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах Центра, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя и применять свои знания в практической деятельности. Опыт показал, что обучение и воспитание-это два взаимосвязанных процесса.По ФГОС воспитание - это составляющий элемент образовательного процесса. Внедрение ФГОС является важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни воспитанника. Социальные воспитатели образовательных учреждений осуществляют свою деятельность в тесном контакте с учителями, психологами, педагогами, врачами; используют методы анализа, консультирования, лечения, воспитания, воздействуя не только на воспитанников, но и их родителей»Воспитание есть не что иное, как помощь воспитаннику в его саморазвитии. Воспитатель может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.