Консультация для родителей: «Задержка речевого развития».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей: «Задержка речевого развития».
Автор: опубликовала

Консультация для родителей: «Задержка речевого развития».Что такое «Задержка речевого развития»?ЗРР отличается от более тяжелых форм недоразвития речи тем, что малыш прекрасно понимает обращенную к нему речь, не путается в значении похожих по звучанию слов. То есть развитие речи ребёнка при ЗРР отличается от нормальных только своих темпов, соответствуя уровню речи ребёнка младшего возраста.В чем причина?Причины задержки речи могут быть разными. Например, сильная болезнь или токсикоз мамы» во время беременности (особенно в период 4х недель и до 4х месяцев, когда у плода идет формирование мозговых структур), родовая травма, асфиксия во время родов, серьезные заболевания и травмы в первый год жизни.Еще одним фактором задержки речевого развития является педагогическая запущенность, когда у малыша нет тесной эмоциональной близости с мамой, он не получает достаточно информации из вне, изолирован. Или же, наоборот, перегружен занятиями, развлечениями. Гиперопека и избалованность тоже пагубно сказывается на речевом развитии ребенка, которому достаточно мимики, жеста для общения со взрослыми: те понимают его буквально со взгляда, и потребности в речи малыша не возникает.С первых месяцев жизни используйте любую ситуацию, для побуждения малыша к речи. Рассказывайте обо всем, что он видит или делает. При этом не перегружайте свою речь сложными предложениями, непонятными ребенку словами.Уделяйте внимание развитию глагольного словаря: где собачка стоит, а где сидит? Где зайчик прыгает, а где спит? Не обойтись без понимания слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (где дом, а где домик?) и формами единственного и множественного числа (где стол, а где столы? Где мяч, а где мячи?)Упражнение для развития дыхания.«Снег»Возьмите вату, порвите её на маленькие снежинки. Снежинки держим в руке и начинаем сдувать, изображая метель.«Кораблики»Сделайте из бумаги кораблик. Опустите его в наполняемую водой раковину или кастрюлю и дуйте на него по очереди, чтобы кораблик плавал в гости от одного к другому.«Ветерок»Возьмите свечки для торта, воткните в пластилин и задуйте. Попросите малыша задувать каждую свечку по отдельности, а потом все сразу. Это поможет ему научиться контролировать интенсивность дыхания.«Концерт для духовых»Детские и сувенирные дудки и свистульки отличный тренажер. Попросите малыша выдувать короткие и длинные звуки.«Охота»Сначала вы говорите тихо-тихо несколько знакомых малышу слов, и он так же тихо повторяет их за вами. Потом кричите громко-громко те же слова и просите малыша прокричать их. Упражнение можно выполнять не только по очереди, но и хором. Оно способствует развитию силы, высоты и тембра голоса.Шевелим ….. ПальчикамиРазвитие мелкой ручной моторики напрямую связано с развитием речи.В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Рука развивается раньше и «тянет» за собой развитие речи.С самого раннего возраста, уже на втором – третьем месяце жизни малыша, старайтесь почаще между делом, делать массаж ручек. Просто поглаживайте, иногда слегка надавливайте ладошку, перебирайте крохотные пальчики, нежно массируйте подушечки пальцев.Для развития моторики прекрасно подойдут мозаика, конструкторы, кубики, пазлы, лепка из пластилина. Учите малышей застегивать пуговицы, завязывать шнурки.Играйте с ребенком в подвижные игры, развивающие, умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений («Лиса и гуси», «Кот и мыши»), а также игры, в которых движения сопровождаются речью.Повод для тревогиНе нужно сравнивать своего малыша с другими и расстраиваться из-за того, что ваш молчит, а его сверстник шпарит, пусть и картаво, наизусть стишок Маршака. (Кстати, знания нескольких стишков в раннем возрасте вовсе не означает, что ребенок гениален, как это иногда кажется родителям. Автоматическое запоминание ритмичных строчек, конечно полезно, но вовсе не свидетельствует о богатом словарном запасе).Волнение могут вызвать следующие проблемы:- в 3 месяца ребенок не поворачивается, когда вы обращаетесь к нему;- в 4-7 месяцев не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в своем лепете звуков «п», «б», «м»;- в 10 – 12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослыми слов, не оборачивается, когда, его окликают, не имитирует звуки взрослой речи;- в 1-2 года не может показать изображения на картинке («Где мишка»?), не понимает простейших вопросов;- в 2-3 года путает понятие «вверх», «вниз», не может выполнить последовательно две команды («Подними мячик» и «дай его мне!»), составить фразы из 2х, 3х слов;- в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?». Его не понимают посторонние, он употребляет фразы, состоящие не более из 4х слов, неправильно произносит большую часть звуков;Малыш гулил, лепетал и даже почти болтал, но вдруг…замолчал. Стоит обратиться к специалистам (неврологу или логопеду). Иногда такая «остановка» может сигнализировать о нарушениях слуха или неврозе.Зарядка для язычкаУпражнение для развития артикуляции и дыхание выполнять лучше в виде игры, при обоюдном желании взрослого и малыша. Желательно, чтобы малыш находился на одном уровне с вами, то есть глаза в глаза. Так ему удобнее проследить за вашей артикуляцией, за тем, как вы выполняете упражнения. Неплохо, если рядом будет и зеркало, чтобы малыш смог «полюбоваться» на себя любимого.Упражнение для развития артикуляции«Лягушка»Растегиваем рот «до ушей» и держит 5-7 секунд. Чередуем со «Слоником». Вытягиваем губы дудочкой, как хобот, у слона, на 5-7 секунд. Эти два упражнения, кстати, весьма полезны и для мамы, поскольку помогают бороться с мимическими морщинами.«Варенье»Представим, что мы поели вкусно «бабушкино варенье», а теперь нужно медленно облизывать губы. Важно, чтобы язык был расслабленный и двигался от одного уголка рта к противоположному. Сначала верхняя губка, потом нижняя.«Блинчик»Высовываем расслабленный язык максимально вниз, буквально кладем на нижнюю губу. Замираем на 5-7 секунд, потом «сьедаем».Представим, что наш рот – это пещера. Открываем губы – ворота и смотрим на стражников – сомкнутые губы (на 5-7 секунд). Открываем широко, но свободно, без усилий рот, видим обитателя пещеры – язык, который сначала знакомиться со стражниками (облизывает губы), потом закрывает ворота (облизывает губы).Ребенку исполнилось полтора года. Он весел и активен, все понимает, развит «не по годам». Но …. Молчит, как рыба, или довольствуется несколькими словами. Что происходит с малышом, и что делать родителям?Речь – это важная психическая функция, свойственная только человеку, которая формируется постепенно и плавномерно. В 2-3 месяца начинается гуление, своеобразная тренировка дыхания и развитие интонационной системы языка: в 4-6 месяцев появляется лепет, малыш пытается соединить отдельные звуки, тем самым готовясь к словообразованию, к 12-14 месяцам появляются первые слова, 2-2,5 года – переломный период в развитии. Малыш накопил большой словарный запас слов, его органы артикуляции окрепли. В это время происходит скачок в развитии речи – первые фразы, предложения из трех и более слов. Многие родители рассказывают о «чуде»: еще неделю назад малыш произносил отдельные слова, а сегодня новые слова льются из него, как из рога изобилия.