Приобщение детей к русской народной культуре через создание тряпичных кукол.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приобщение детей к русской народной культуре через создание тряпичных кукол.
Автор: Короваева Анастасия Витальевна
Приобщение детей к русской народной культуре через создание тряпичных кукол.Короваева Анастасия ВитальевнаВоспитатель МБДОУ № 33 «Умка» г. Ростов-на-Дону.Интерес к корням своей культуры в современном обществе значительно усиливается. Это связано с тем, что осознание традиций и культурного наследия своего народа обогащает жизнь, восполняя ее смыслом и вызывая чувство гордости за свою личность и семью, а также укрепляет связь между поколениями.Кукла является одной из самых древних и по-прежнему популярных игрушек. Она незаменимый и верный спутник детских игр. Взаимодействие с куклами позволяет детям развивать навыки общения, воображения, творчества, а также проявлять милосердие, любовь и заботу.Народная кукла, в отличии от многих современных игрушек, не несет негативного влияния, таких как:1) сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.);2) провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формирование негативных установок личности;3) чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.);4) формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных;5) культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборности, включенности в социум [2, с.15,16]. В своей работе мы опирались на рабочую программу, разработанной на основе авторской программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [7], использовали серию книг «Народный календарь» Лыковой И.А. и Шипуновой В.А. [3;4;5;6].Цель работы: продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры; расширять представления детей о народных игрушках и истории их возникновения; обогащать речь детей с помощью поговорок и потешек; воспитывать интерес к народным промыслам, уважение к труду мастеров; активизировать и вовлечь родителей в образовательную деятельность ДОУ.Задачи: воспитательные: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа; воспитывать нравственно-эмоциональные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение; развивающие: развивать социальные навыки: умение брать на себя роль хозяйки, матери, жены, дочери, бабушки; развивать родительско-детские взаимоотношения, навыки совместного творчества родителей и детей.Ожидаемые результаты: обучая детей созданию куклы, мы хотели убедиться, что это занятие интересно и девочкам и мальчикам; научить детей пользоваться технологической картой; пополнить развивающую среду группы; активизировать и вовлечь родителей в образовательную деятельность ДОУ. На протяжении всего учебного года на занятиях НОД и НОО мы знакомили детей с историей возникновения народных промыслов, видами росписей: дымковская, городецкая, гжель, хохлома. Линия приобщения детей к народной культуре проходила через все виды деятельности, но углубленно эта работа была проведена во время проекта «Традиции русской культуры». Так, работая с детьми старшей группы, мы проводили: консультации для родителей: «Наши руки не для скуки», «Кукольный сундучок», «Сюжетно-ролевые игры с куклами»; рассматривание иллюстраций «Как жили люди в старину» (об устройстве быта, труда, отдыха, играх и развлечениях людей в старину); беседы с детьми: «Устройство русской избы», «Народные игры и праздники», «Одежда людей в старину. История русского костюма», «Тряпичные народные куклы» (с рассматриванием видов тканей, ниток для изготовления кукол), «Хлеб, да каша – еда наша» (рассматривали виды круп и зерна, их использование в быту); чтение поговорок и потешек; сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери» с куклой пеленашкой. Совместно с родителями пополнили группу дидактическим материалом. В рамках авторской парциальной музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей. Мы входим в мир прекрасного» Вербенец А.М., Столяров Б.А., и др., был организован культурный досуг. Совместно с родителями дети посетили выставку «В горнице моей светло» в музее имени М.А. Врубеля. Дети узнали об устройстве русской избы, рассмотрели композиции и сюжеты из жизни людей, которые были представлены авторскими игрушками по мотивам народных игрушек. Итогом нашей работы стало занятие «Изготовление куклы «Зерновушка», проведенное с участием родителей. Родители приняли активное участие в подготовке и проведении занятия.Результаты: обучая детей изготавливать куклы, мы убедились, что это занятие увлекательно, как для девочек, так и для мальчиков. Дети научились пользоваться технологической картой и теперь могут самостоятельно сделать кукол из лоскутов ткани и ниток. Результат работы порадовал детей и родителей ярким кукольным хороводом. Дети остались довольны своими поделками, с желанием и интересом играли в сюжетно-ролевые, дидактические игры. На данном этапе народная кукла не несет в себе языческого умысла, рассматривается как художественная ценность, используется для детских игр и забав, развития творческих способностей, коммуникативных навыков. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. В крестьянских семьях было много детей, так и тряпичных кукол в некоторых домах до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Традиционную народную куклу делали из разных материалов: травы, соломы, лук, веточек, палочек и конечно, лоскутков старой одежды. В русской деревне больше всего любили тряпичную куклу. Она была в каждом крестьянском доме, и крутили кукол и стар, и млад. Крутить кукол дети начинали с 4-5 лет. Сначала делали самых простых – из 2-3 лоскутков, без ножниц и иголок. Первых кукол малыши делали с мамой или старшими сестрами, а потом и самостоятельно. Часто мастерили их из доступных материалов прямо во время игры. Когда-то изготовление ткани было делом трудоемким, и дети донашивали одежду взрослых. На куклы оставалась изношенная ткань. Её легко можно было разорвать руками. Делали кукол также и из новой ткани – для свадеб и на подарки. Куклы наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась недоступно для вселения в нее недобрых сил. А значит, и безвредной для ребенка. Такая кукла была и игрушкой, и оберегом. Кукол хранили в сундуках и корзинах и передавали их по наследству. В богатых домах одежда куклы была похожа на одежду их обитателей – она была из богатых тканей, с вышивкой и украшениями. Такие куклы были очень дорогими, они даже имели свои комнаты [1, с.16]. Ребенок, получая одну игрушку за другой, может все равно маяться от скуки. А народная кукла, да к тому же сделанная своими руками, никогда не надоест! В куклы не только играли - с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору. Они были рядом на свадьбах или при рождении младенцев. С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами. Через эти милые создания дети начинали постигать свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю [1].Литература:1. Береснева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. Печатная слобода, 2013.2. И.Н. Котова, А.С. Котова «Русские народные обряды и традиции. Народная кукла», Санкт-Петербург «Парирет», 2024.-224с+вкл. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и родителей детей дошкольного возраста. М.:, 2014.3. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Весна-красавица. Цветной мир, 2017.4. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Зима-чародейка. Цветной мир, 2017.5. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Золотая осень. Цветной мир, 2017.6. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Лето красное. Цветной мир, 2017.Муниципальное бюджетное образовательное учрежденияг. Ростова-на-Дону «Детский сад № 33»Авторская методическая разработкаВоспитателя МБДОУ № 33Короваевой Анастасии ВитальевныМетодическая разработка на тему:Приобщение детей к русской народной культуре через создание тряпичных кукол.г. Ростов-на-Дону2024 год