Словарная работа и особенности ее проведения в условиях детского дома


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Словарная работа и особенности ее проведения в условиях детского дома
Автор: Багний Светлана Викторовна

Статья учителя - дефектологаСловарная работа и особенности ее проведения в условиях детского домаРаботу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты.  Методика работы над словарным словом в коррекционной школе следующая.1. Прочитывание напечатанного на таблице слова. Определение его значения.2. Прочитывание слова в учебнике (в рамке), уточнение его написания.3. Проговаривание слова по слогам, запись его в тетради, постановка ударения, выделение орфограммы.4. Написание строчки данного слова.5. Составление и запись с данным словом словосочетания и предложения.6. Запись данного слова в словарик, подбор к слову соответствующего рисунка. Методы работы над правописанием трудных слов.     3- 4 классы1.    Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске. 2.    Вставка слова в классное наборное полотно. 3.    Чтение слова учителем. 4.    Объяснение значения слова (учителем или детьми). 5.    Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса). 6.    Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом). 7.    Запись слова в орфографический словарик. 8.    Задание на дом – выучить написание слова. 9.    Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений. Виды словарных работ1.    Загадки (ответы загадок являются словарными словами). 2.    Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы). 3.    Кроссворд (загадываемые слова являются словарными). 4.    Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске). 5.    Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме «Огород» или «Школа» и т.п.) 6.    Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята). 7.    Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов). 8.    Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот. 9.    Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово). 10.    Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород). 11.    Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать). 12.    Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой). 13.    Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков: -   по родам;  - по числам; -   по тематике – «Город» и «Деревня»; Однако одного знакомства со словами недостаточно для того, чтобы овладеть грамотным их написанием. Овладению написанием слов способствуют «Орфографические пятиминутки», комментированное письмо, требующее чёткого проговаривания того, что подлежит написанию.1 -2 классы. В «Орфографические пятиминутки» можно включить следующие задания.1. Чтение загадки, отгадывание её учащимися.2. Игры «Собери слово из букв», «Собери слово из слогов», «Расшифруй слово», «Угадай слово», «Вставь пропущенное слово». Примеры заданий даны в рабочих тетрадях по русскому языку, которые входят в учебный комплект.3. Рассматривание предметных картинок (из набора «Картинный словарь») с последующей их записью и с проговариванием.4. Картинный диктант (Показываются картинки с изображением предметов, ученик записывает названия предметов).5. Узнавание слова по описанию признаков предмета.3-4 классы.1.Запись слов из словаря с пропуском трудного места (с «окном») – это способ, предлагается детям для фиксации поставленной орфографической задачи.2. Дописывание предложения, в котором нужно заменить картинки словами.3. Составление рассказа из группы словарных слов (морковь, капуста, картофель, горох).4. Восстановление деформированного предложения.5. Мнемонические приёмы. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определённые ассоциации, помогают запомнить трудное слово.6. Запись слова с закрытыми глазами. (Нужно внимательно прочитать слово, затем закрыть глаза и представить это слово так, как оно написано в учебнике. Назвать его побуквенно. Заставить «опасную» букву помигать. Повторить слово, так как нужно писать его. Записать слово несколько раз, проговаривая то, что пишешь).7. Отгадывание кроссвордов.Хороший результат даёт изучение словарных слов по методике С. Н. Лысенковой.     Также эффективно можно использовать в своей работе весь арсенал игрового материала, так как эта деятельность вызывает у детей огромный интерес и  желание узнать новое.На этапе запоминания нового слова хорошему усвоению правильного написания способствуют письмо по памяти или списывание, предлагающие опору на все виды памяти.На этапе первичного закрепления трудное слово включается во все виды работ, которые может позволить тема данного урока.При обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения. Один из известных видов грамматической игры – кроссворд.Конечно, эти упражнения не исчерпывают всего  многообразия приемов работы по словарю, но они оказывают коррекционное воздействие на развитие познавательной деятельности, формирование памяти, внимания, на воспитание коммуникативных умений и навыков речевого творчества.