«Игры, которые помогают быть здоровым» По взаимодействию с семьями воспитанников и приобщению детей к ЗОЖу


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Игры, которые помогают быть здоровым» По взаимодействию с семьями воспитанников и приобщению детей к ЗОЖу
Автор: Федорова Татьяна Петровна

Методическая разработка«Игры, которые помогают быть здоровым»По взаимодействию с семьями воспитанников и приобщению детей к здоровому образу жизни»Методическая разработка по взаимодействию с семьями воспитанников и приобщению детей к здоровому образу жизни Данная методическая разработка для использования воспитателямикомплекса здоровьесберегающих технологий в своей работе, содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.«Здоровье - бесценный дар, потеряв его в молодости не найдешь до самой старости» - так гласит народная мудрость. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. В дошкольном детстве образ жизни ребенка формирует семья и близкое окружение. Поэтому я считаю, что работу по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью необходимо начинать с семьи.В. А. СухомлинскийВведениеЗадача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: "…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…"Актуальность:Дошкольное детство - начальная ступень в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья, стало причиной создания этого Новизной проекта является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к своему здоровью через деятельностный подход. Дети по своей природе исследователи. С большим интересом они участвуют в разнообразной исследовательской работе. В процессе опытов задействованы все органы чувств ребенка. Ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты, поэтому основная задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на поставленные вопросы. Так же здоровый образ жизни формируется через применение здоровьесберегающих технологий, с которыми знакомиться не только дети, но и родители в дошкольном детстве.Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: ·        приобщение детей к физической культуре ·        использование развивающих форм оздоровительной работы. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.Достоинства технологии Су джок терапии-Высокая эфффективность. При правильном применении наступает выраженный эфффект;-Абсолютная безопасность. Неправильное применение никогда не наносит вред- оно просто неэффективно;-Универсальность. Такую технологию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться.Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными мячиками, массаж стоп при ходьбе по массажным дорожкам.В работе можно использовать су-джок массажеры в виде массажных мячиком. Мячиком можно стимулировать зоны на ладонях. Ими можно массировать труднодоступные места.Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо развивались, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.Цель: Сформировать у детей основы здорового образа жизни.Установление сотрудничества и взаимодействия между семьями воспитанников и педагогами по формированию у детей сознательного и ответственного отношения к своему здоровью; формирование у родителей базы практических навыков приобщения детей к здоровому образу жизни.Использование в своей работе нетрадиционную здоровьесберегающую технологию, Су-джок терапию. Этапы  внедрения:
  • Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
  • Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
  • Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
  • Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
  • Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
  • Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.
  • Система здоровьесбережения в ДОУ:
  • различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
  • комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
  • физкультурные занятия всех типов;
  • оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки)   инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, Су джок массажёры, тактильные дорожки);
  • организация рационального питания;
  • медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
  • соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
  • комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
  • Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ
  • Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;
  • Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
  • Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;
  • Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и  родителей;
  • Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
  • Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
  • Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
  • Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий Суждок – терапию в практику работы с детьми в различные виды гимнастик.Задачи су –джок терапии:- сохранять и укреплять здоровье детей посредством комплексного и системного использования элементов Су-Джок терапии;- стимулировать речевые зоны коры головного мозга, воздействуя на биологически активные точки по системе Су - Джок;- использовать этот метод для гармонизации межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста:…..- формировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук и ног через зрительные, тактильные осязания, тактильно-двигательные ощущения;- совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук посредством использования элементов Су-Джок терапии, стимулировать биологические точки стопы во время ходьбой по массажным дорожкам.- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;- воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания в соответствии с ними;- формировать у детей интерес к своему здоровью;Виды гимнастики и их ценностьРезультаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.2.   Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.3.   Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.4.   Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.5.   Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;6.   Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.Десять золотых правил здоровьесбережения:
  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте больше внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Желайте себе и окружающим только добра!
  • Список литературыАлямовская В.Г. « Как воспитать здорового  ребенка» Москва 1993г.Альябьева Е.А. «Занятия по психогимнастике с дошкольниками» М.; 2009Архипова, Е.Ф. «Логопедический массаж при дизартрии».- М.: «Астрель», 2008 Анисимова Т.Г., Ульянова С.А. «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников» издательство «Учитель» Волгоград 2009г.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход,2000.Блыскина, И.В., Ковшиков, В.А. «Массаж в коррекции артикуляционных расстройств».- Санкт-Петербург: 1995 г.Галанов А.С. «Игры, которые лечат от 3 до 5лет» М.; Сфера, 2006гКартушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4летТворческий Центр «СФЕРА», 2006 г.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях”  Методист. – 2007.Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога