«Деньги и их значение»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Деньги и их значение»
Автор: Федорова Татьяна Петровна


Сопроводительное письмо
к методической разработке
Методическая разработка направлена на обогащение опыта детей знаниями и сведениями об окружающих предметах и явлениях, связанных с воспитанием финансовой грамотности старших дошкольников.
Перечень ключевых понятий:
Финансовая грамотность – совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Деньги – законное платежное средство, всеобщий эквивалент, выступающий измерителем стоимости товаров и услуг.
Товары – продукт труда, произведенный для продажи.
Обоснование связи методического материала с финансовой грамотностью дошкольников:
1. Основу финансовой грамотности составляют знания, так как они учитываются при планировании и реализации финансового поведения. В данном методическом материале мы формируем у детей знания, учитывая возможности их усвоения в соответствии с возрастом детей. Это представления о том, что такое деньги, для чего они нужны, как и где они впервые появились, как товары отличаются по стоимости и т.д.
2. В данном методическом материале применяются такие формы работы с детьми, которые предполагают не только восприятие детьми готовой информации, но и активную познавательную деятельность дошкольников. Это необходимо для того, чтобы финансовая грамотность формировалась быстрее и более органично. Знания всегда усваиваются лучше, если дети вовлечены в активный познавательный процесс.
В данной методической разработке предполагается применение ряда практико-ориентированных методов.
1. Участие детей в познавательной беседе. Дошкольники размышляют, отвечая на вопросы Как вы думаете, для чего нужны деньги?, Вы когда-нибудь видели деньги? и т.д. В ходе беседы дети обращаются к собственным воспоминаниям, опыту, обобщая имеющиеся знания и интегрируя их с новыми сведениями, которые им сообщает в ходе беседы педагог.
2. Применение игрового метода. В ходе мероприятия дети играют в игру Магазин, в которой учатся соотносить стоимость товаров, оплачивать свои покупки.
3. Метод активного обучения. Дети отгадывают загадки про деньги, и знакомятся с пословицами и поговорками о деньгах. Кроме того, дети принимают участие в викторине о финансах.
Таким образом, в данной методической разработке сочетаются разнообразные методы работы, которые способствуют расширению и закреплению знаний детей о деньгах, развивают финансовую грамотность.
Методическая разработка
Введение
Занятие на тему: Деньги и их значение.
Возрастная группа целевой аудитории: дети старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Актуальность. Финансовая грамотность является в наше время крайне важной для каждого человека. К сожалению, многие люди не умеют контролировать себя, не знают способы рационального применения денег, не могут рассчитать свои силы во время оформления кредитов. Разнообразие товаров и услуг увеличивает желание тратить, но важно также уметь заработать и сохранить. Формирование финансовой грамотности необходимо начинать с детства, дошкольный возраст – лучшее время для этого.
Познавательное развитие старших дошкольников предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий, развитие умения анализировать, формулировать выводы.
Таким образом, тема нашей методической разработки является очень актуальной.
Содержание занятия
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
– формировать представления о деньгах как средстве обмена;
– расширять знания детей об обращении с деньгами;
– закреплять знания детей о потребностях и способах их удовлетворения посредством денег, сохранении и приумножении средств.
Воспитательные:
– воспитывать бережное отношение к деньгам;
– воспитывать умение распределять ресурсы.
Развивающие:
– развивать умение анализировать состояние финансов;
– развивать способность распределять финансы.
Предварительная работа: знакомство со счетом.
Материалы и оборудование: карточки с изображением денег, карточки с изображением товаров, карточки с загадками и пословицами о деньгах, карточки с изображением правильных ответов на викторину.
Методы и приемы: игровой, словесный, практический.
Продолжительность занятия: 25 минут.
Ход занятия
1. Вступительная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Знаете, как много всего надо людям для жизни? Это и еда, и одежда, и книжки, и игрушки, и многое-многое другое. А что нужно, чтобы все это приобрести?
Дети: Деньги.
Воспитатель: Вот сегодня мы с вами узнаем, как появились деньги, какие они бывают, как сохранять и правильно распоряжаться деньгами. Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
Беседа на тему Что такое деньги?.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны деньги? Вы когда-нибудь видели деньги?
Дети отвечают.
Воспитатель: Действительно, деньги можно поменять на какой-то товар или услугу в магазине, парикмахерской и т.д.
2. Основная часть.
Воспитатель: Хотите узнать, как появились деньги?
В древние времена первобытные люди не нуждались в деньгах. Они обменивали одни продукты на другие. Но с ростом населения стало трудно запоминать, кто и сколько, кому должен. Счета и письменности еще не было. Поэтому племена вместо ведения долгов использовали камушки или красивые морские раковины. Это и были первые деньги.
Интересно, что некоторые племена и в наше время пользуются ракушками вместо денег.
В Древнем Египте вместо денег использовались пшеница и коровы. Затем древние люди начали применять золотые слитки. В Древнем Китае применялись фигурки из бронзы. Позже на Востоке появились первые отчеканенные монеты.
Бумажные деньги впервые появились в Китае. В середине ХХ века в Америке появились первые банковские карты. В настоящее время можно моментально расплачиваться, приложив карту к платежному терминалу.
Итак, мы с вами узнали, что такое деньги и зачем они нужны.
В каждой стране – свои деньги. Показывая карточки с изображением денег разных стран, педагог говорит: В России – рубль, в Китае – юань. В некоторых странах есть также общая валюта: во Франции, Германии, Италии и других странах – евро.
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнаем, где хранить деньги. Деньги можно хранить в кошельке, в копилке, на пластиковой карте, в банке. Деньги человека, которые находятся в банке, приносят ему дополнительные деньги (это называется вклад).
Воспитатель: Люди покупают необходимые им товары в магазинах. Покупки бывают очень важные, а бывают те, от которых можно отказаться, чтобы сэкономить деньги. У человека много потребностей, но нужно выбирать, что купить. Как вы думаете, что важнее – холодильник или торт, молоко или игрушка? Почему?
Ответы детей.
Приятные, но необязательные покупки тоже нужно иногда делать, чтобы радовать себя и близких людей, но важно следить, сколько денег остается.
Воспитатель: Давайте поиграем в Магазин. В магазине можно купить овощи и фрукты.
Воспитатель раздает детям карточки с изображением товаров и денег.
Воспитатель: Овощи и фрукты положим в две корзины. Посчитаем, сколько фруктов в первой корзине, а теперь узнаем, сколько овощей во второй корзине
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Теперь сделаем покупки для приготовления супа. Какие продукты нужно купить для супа?
Дети отвечают.
Воспитатель: Дети, вы уже делали покупки в магазине, везде ли цена на товар одинаковая?
Дети отвечают.
Воспитатель: Бывают товары дешевые и дорогие. Назовите товары боле дешевые. А теперь назовите дорогие товары.
Дети отвечают.
Воспитатель: Теперь мы будем отгадывать загадки про деньги и познакомимся с пословицами и поговорками.
Загадки:
На товаре быть должна,
обязательна … (цена)
И врачу, и акробату
Выдают за труд … (зарплату)
Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает? (покупатель)
Угадай, как то зовётся,
Что за деньги продаётся.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто…(товар)
Воспитатель: Есть много пословиц и поговорок про деньги: Копейка рубль бережет, Тот без нужды живет, кто деньги бережет, Деньги счет любят.
Воспитатель: А сейчас вы будете участвовать в викторине. Я вам буду задавать вопрос, а вы поднимаете карточку с правильным ответом.
Воспитатель раздает детям карточки.
Вопросы викторины:
1. Что купили вороне из мультфильма Пластилиновая ворона? (сыр).
2. Какая самая маленькая денежка в России? (копейка).
3. Где появились первые бумажные деньги? (в Китае).
4. Как называется аппарат, который выдает деньги? (банкомат).
5. Что купила на базаре Муха-Цокотуха? (самовар).
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Дети, вы молодцы! Хорошо выполняли задания. А теперь послушайте полезные финансовые советы:
1. Все денежные вопросы обсуждай с родителями.
2. Старайся не тратить все личные деньги.
3. Подумай несколько раз, нужна ли тебе вещь, прежде чем покупать ее.
4. Заведи копилку и откладывай туда деньги, которые тебе дают родители.
5. Не бери в долг.
Рефлексия.
Воспитатель:
– Вам понравилось наше занятие? Давайте вспомним, что использовалось в качестве денег в древние времена? В какой стране появились первые бумажные деньги? Зачем человеку нужны деньги?
На нашем занятии вы получили первые основы финансовой грамотности, и теперь вы будете знать, как обращаться с деньгами.
HYPER13PAGE HYPER15
2