МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ ДЕТЕЙ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ ДЕТЕЙ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ.
Автор: Саратова Ирина Петровна
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ ДЕТЕЙ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ.Причины возникновения эмоциональных конфликтов и их виды. В межличностных конфликтах важную роль играют индивидуальные качества участников, их личная самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия. Существуют понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости. Совместимость предполагает взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности. Несовместимость — взаимное неприятие (антипатию) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик. Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта у ребёнка, который является наиболее сложной и трудноразрешаемой формой межличностного противоборства. В детском коллективе межличностные конфликты протекают в форме соперничества (стремления к доминированию) и споров (разногласий по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем).Таким образом, можно выделить основные причины межличностных конфликтов в детском коллективе: ,• несовместимость характеров;• столкновение противоположных мотивов, потребностей и интересов• внутриличностные противоречия;• соперничество (конкуренция).В зависимости от причин конфликта между детьми и от способов конфликтного поведения его участников, межличностный конфликт может иметь следующие виды :Методы разрешения конфликтных ситуаций.Если воспитателю не удалось предотвратить конфликт между детьми, то возникает необходимость его урегулирования и разрешения. Одним из первых шагов в этом направлении является факт признания существующих между детьми противоречий. При разрешении конфликтной ситуации воспитателю следует определить реальные проблемы и интересы обеих сторон. Ключом к решению является определение истинных интересов сторон по основным направлениям: каковы скрытые желания и интересы сторон; что требуется для удовлетворения этих скрытых желаний и интересов.Существует два способа получения этих сведений. Первый состоит в их открытом обсуждении. Второй предполагает использование интуиции для того, чтобы заглянуть в скрытую сущность происходящего.Способность прогнозировать поведение детей помогает предсказать возможные варианты их поведения в конфликтной ситуации.Прояснение конфликтной ситуации, оценка обстоятельств, характеров, мотивов и интересов, вовлеченных в конфликт, а также собственных целей, интересов, нужд — первый шаг на пути его разрешения. Учитывая, что в конфликты всегда вовлечены эмоции участников, то следующим шагом в разрешении конфликта является подавление рождаемых им отрицательных эмоций — собственных и эмоций детей. Поэтому, прежде чем принимать какое-то решение, воспитатель должен попытаться понять причины возбужденного состояния участников конфликта и постараться их успокоить.После подавления эмоций появляется возможность использовать соответственно разум или интуицию для того, чтобы сформулировать возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон. В решении проблемы необходимо учитывать нужды каждого; использовать творческий подход к решению проблемы: превратить конфликтную ситуацию в проблемную, а саму проблему — в возможность открыть для себя и для других нечто новое.Основные подходы в разрешении конфликтов• развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие ксближению;• оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;• высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;• нейтрализовать борьбу за власть;• учить детей управлять эмоциями;• формировать готовность к самостоятельному разрешениюконфликта;• вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.Деятельность воспитателя при разрешении межличностных конфликтов, которые возникают между сверстниками, должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, что подразумевает выявление не только непосредственного повода конфликтной ситуации, но и ее причины, которая нередко маскируется самими участниками конфликта.2. Оценка целей конфликтной ситуации:• утверждение личных притязаний,• навязывание своего стиля поведения,• умаление достоинств другой стороны,• корыстные устремления.Для разрешения конфликтной ситуации воспитателю важно показать детям различия в понимании целей, которые преследовал каждый из них в ссоре. Чаще всего эти цели различны, поэтому следует спокойно и сдержанно искать радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации:• применить меры воспитательного воздействия;• выдвинуть определенные жесткие требования;• указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.3. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации и использовать меры, направленные на ее прерывание или погашение.4. Воспитатель должен обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт. Если конфликт сопровождается бурными реакциями, то целесообразно показать детям на конкретных примерах, как высокая напряженность влияет на психологический микроклимат в группе и эмоциональное благополучие других детей.5. Оценка особенностей участников конфликта6. Провести диагностическую беседу по следующим примерным вопросам:• Тебе хочется находиться в нашем классе?• Почему?• Чем ты любишь заниматься в свободное время?• Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?• Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?• Можно нарушать эти правила?• А что будет, если я нарушу эти правила?• Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?• Как ты думаешь, конфликт и ссора — это одно и то же? Попробуй объяснить свое мнение.• Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то какпоступишь? Вмешательство воспитателя в отношения конфликтующих сторон в качестве посредника оправдано, особенно в тех случаях, когда стороны или одна из сторон проявляет агрессивность и жестокость.Взаимодействие воспитателя с детьми предполагает переориентацию поведения ребенка в конфликтной ситуации. Это целесообразно делать не посредством простого запрета, окрика или замечания, а с помощью позитивных сообщений, особенно в ситуациях, когда последствия конфликта являются результатом сознательных действий ребенка, связанных с опасностью для него самого или других детей, а также асоциального поведения, проявляющегося во вспышках агрессии, актах насилия, требующих немедленной реакции воспитателя на эти действия. Этот вид сообщений не должен включать простую критику этих действий и их запрет. Позитивное сообщение, призванное изменить поведение ребенка, должно включать следующие компоненты:• описание произведенного им действия;• описание возможного или (неизбежного) результата этого действия;• предложение альтернативного варианта поведения.Необходимо, чтобы в структуру такого сообщения входили все три звена. Особенно важно не ограничиваться одним объяснением, почему так делать нельзя, а предложить детям другой вариант поведения в этой ситуации. Схема позитивного сообщения, которое предлагает ребенку изменить свое поведение, может выглядеть, например, следующим образом:1) Когда ты …2) Может случиться, что …3) Лучше … Схему предложил доктор Дж. И. Кларк В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен:вмешаться в конфликт, прервать акт насилия (здесь можно прокомментировать происходящее, попытаться отвлечь ссорящихся, разнять противников);оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что произошло; оказать помощь пострадавшему;сообщить виновнику, если его вина не подлежит сомнению, о своем неудовольствии его поведением, решить вопрос — сразу же предпринять в отношении его какие-нибудь действия (например: успокоить, отвести к заведующей и т.п.) или лучше обстоятельно заняться им позже; позаботиться о поддержке, если она нужна со стороны, обратиться конкретно к кому-нибудь из детей и дать указания, что делать;избавиться от «зрителей», если присутствие других детей осложняет ситуацию, велеть им разойтись или самому уйти с участниками конфликта в другое место; успокоить участников конфликта, например: велеть им несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть; развести их в разные стороны, посоветовав «охладить пыл»; устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока не предут в себя; дать возможность выразить свои эмоции — обиду, злость; расспросить их, что случилось и как они себя чувствуют;разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую-нибудь роль для виновника, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким-либо нежелательным осложнениям.