Открытое музыкальное занятие "Музыка Севера"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытое музыкальное занятие "Музыка Севера"
Автор: Широтова Ирина Анатольевна
Занятие по музыкальному развитию "Мелодии Севера» (старшая группа)Широтова И.А. музыкальный руководительРаздел: Цель:Расширить представление детей о красоте родного края, музыкальной культуре народов Севера, их быте, фольклоре.Задачи:Формировать у детей музыкальную культуру, музыкально-эстетическое сознание;Продолжать учить детей самостоятельно сочинять мелодии на заданный текст, побуждать к танцевальным импровизациям;Развивать творческое воображение, фантазию, умение входить в образы животных, птиц, изображая их характер, повадки, мимикой, пластикой, различными танцевальными движениями;Вовлекать детей в совместную творческую деятельность;Реализовывать национально-региональный компонент в образовательном процессе.Ход занятияВ оформлении зала использована северная тематика (Чум, “северное сияние” (изготовлено из новогодних гирлянд), костер, сугробы, деревья, фотографии о Севере).Музыкальный руководитель (Хозяйка северного чума) одета в северный национальный костюм.Дети заходят в зал. Их встречает хозяйка северного чума – хранительница домашнего очага.Музыкальное приветствие на ненецком языке – Ани торова-здравствуйте (ответ детей).-Я – хозяйка северного чума, хранительница домашнего очага приглашаю вас к себе в гости. Проходите, рассаживайтесь, погрейтесь у костра.Хозяйка:Север крайний, Север дальний,И веселый, и печальный,Скромный, гордый и степенный, Мой Ямал необыкновенный.-Ребята, я пригласила вас к себе в гости, чтобы побольше рассказать о мелодиях Севера. Но мелодии Севера – это не только музыка, но и красота природы, ночного неба, родного края, красота души человеческой.Послушайте северную песню в исполнении Гавриила Лагея “Гонки на оленях”. Внимательно слушайте, и попробуйте представить, о чем он поет.Слушание: Гавриил Лагей “Гонки на оленях”-Ребята, расскажите мне, что вы представили, слушая эту песню (ответы детей).Хозяйка: Посмотрите, как фотограф на своих фотографиях запечатлел эти мгновения.Поставить мольберт с фотографиями.Оленья упряжка по тундре летит,Свежий морозец лицо холодит,Хозяин оленей на нартах сидит,С охоты он едет, он очень спешит.-Ребята, послушаем песню еще раз, и попробуем в танце передать образ бегущих оленей, птиц.Дети выполняют под музыку импровизационные движения.-Молодцы, ребята, у вас хорошо получилось. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: “У оленя дом большой”.Игра “У оленя дом большой”.-Замечательно, садитесь.Звоню в колокольчик.Колокольчики висят, колокольчики звенят,Динь-дон, динь-дон, слышен их веселый звон.-Ребята, а как звучит слово “колокольчик” на ненецком языке?(Сеньгакоця).-Сейчас мы будем петь распевку на русском и ненецком языке. Вы услышите, на сколько красив ненецкий язык, как он музыкален. После нашей распевки ваши голоса будут звенеть, как этот колокольчик.Распевка: “Колокольчик”. ()Хозяйка: Мелодия – это не только звучание нашего голоса и музыкальных инструментов. Вокруг звучит вся природа. Как же она звучит? (тихий шелест листьев, нежное журчание ручейка, звонкие трели птиц, грозное грохотание грома, дробь дождя, веселая песенка капели).-Сейчас мы споем песню о том, какое же оно, наше северное лето.Песня “Северное лето”. ()Хозяйка: Красота нашего северного края вдохновляет на творчество композиторов, художников, поэтов. Сегодня я хочу поблагодарить всех вас и ваших родителей за прекрасные стихи, которые вы сочинили о нашем крае. (Дети читают стихи, сочинённые вместе с родителями).Сейчас я предлагаю вам сочинить мелодию на стихи. (Предлагаю одно из стихотворений, сочинённых детьми. Читаю стихотворение).-А теперь давайте повторим все вместе.Мой любимый Муравленко, Я здесь родилась,И игривые олешки Весело катают нас.Дети сочиняют свои мелодии.Хозяйка: Ребята, все стихи, которые вы сочинили и сочините, будут храниться в нашем красивом альбоме: “Любимый Север”. Я жду ваших новых стихов.-О нашем городе написано немало красивых песен. Одну из них мы с вами сейчас споём.Исполняется “Песня о Муравленко”. ()Хозяйка: Ой, ребята, как быстро и незаметно летит время. Вот и солнышко уже скрылось за моим чумом.“Включается” “Северное сияние”.-И вдруг небо заиграло, засверкало разноцветными огнями. Такое чудо можно увидеть только на Севере. Что же это? (Ответ детей).Хозяйка: Правильно. Северное сияние – это разноцветная музыка неба. И от этой прекрасной мелодии родился северный танец.Исполняется северный танец.-А мы будем танцевать вместе с ребятами.Танец по показу педагога.Вот потому мы любим Север, что здесь живут горячие сердца,Кто Север знает, и в него кто верит,Тот верен ему будет до конца!Музыка звучит, - и вот, заводим северный наш хоровод!Исполняется “Северный хоровод”. ()Можно сколько хочешь восхищаться,Знаю, каждый славит край родной,Но не перестану восторгаться,Воспевать любимый Север свой!-Ребята, как интересно прошла наша с вами встреча. Вам понравилось?-Закон Севера гласит: не отпускай своих гостей без угощения. Вот и я приготовила для вас вкусный, ароматный пирог с северной ягодой – брусникой, и напиток с богатой витаминами ягодой клюквой. Угощайтесь на здоровье!-Берегите северную природу, животных, птиц, чтобы мелодии Севера звучали ярче и богаче.-Ну, а я с вами прощаюсь. Лакамбой!- до свиданияДети прощаются.-А теперь садимся в оленью упряжку, и с ветерком отправляемся в группу.Звучит мелодия “Увезу тебя я в тундру”.Дети выходят из зала.«По дорогам Севера»Музыкальный руководитель Агафонова Ирина АлександровнаКонспект музыкального занятия для детей подготовительной группыПрограммное содержание:• закреплять умение правильно и чисто интонировать мелодии песен;• развивать умение проявлять самостоятельно творческие способности;• формировать правильную осанку, память, внимание, ловкость, пластичностьвыполнения движений;• воспитывать познавательный интерес, желание узнать новое о богатстве родногокрая;Предварительная работа:• беседа о жителях Севера, их быте;• экскурсия в краеведческий музей;• разучивание песен ямальских композиторов;• заучивание стихотворения;• разучивание элементов танцев народов Севера-ханты;• знакомство с игрой.Оборудование:• фотопейзажи Северной природы;• украшение детской одежды – орнаменты, колокольчики, бубен шамана, голубыеленточки;• СД диски, аудиокассеты с записями «Музыка Севера» Г.Лагея.Ход занятияЗвучит музыка народов Севера. Дети заходят в зал и рассаживаются на стульчики.Музыкальный руководитель. Ребята, я хочу вас пригласить в путешествие. Вы любитенеобычные путешествия?Ответы детей.Музыкальный руководитель. Тогда слушай внимательно….Звучит мелодия народов Севера.Музыкальный руководитель. Интонации, какого народа мы слышим в этоммузыкальном произведении?Ответы детей.Музыкальный руководитель. Правильно ребята, мы с вами услышали музыку народовСевера. Скажите, какой характер мелодии этого произведения? (Исполняется фрагмент)Ответы детей.Музыкальный руководитель. Всегда ли одинаково звучит пьеса?Ответы детей.Музыкальный руководитель. Произведение звучит тихо, напевно в спокойном темпе. Яприглашаю вас в путешествие по Ямалу. Вы, знаете, что слово «Ямал» означает «Крайземли». Но несмотря на суровость, холодный климат нашего края, нам он очень дорог.Суров мой Север лишь на первый взгляд!Пусть ветры завывают за стеною,Здесь каждый будет вас увидеть радИ обогреть душевной теплотою!А кто хочет прочитать стихотворение о нашем северном крае?Ребёнок. Я люблю наш негусто обжитый,Но богатый Ямальский простор,Гор Уральских седые граниты,Нити рек и тарелки озёр.Музыкальный руководитель. Приглашаю вас, ребята, отправиться в путешествие наоленьей упряжке. Сядем поудобнее, поехали!Исполняется музыкально-ритмическая композиция «Мы поедем на оленях»Музыкальный руководитель. Пока мы с вами выполняли правильно ритмическиеупражнения, незаметно приехали. Первая остановка. (Раздаются удары бубна) Какойинструмент вы услышали?Ответы детей.Музыкальный руководитель. На этом инструменте отстукивает свой ритм шаман,разгоняя злых духов. Мы с вами, сейчас тоже будет отбивать ритм на бубне. Будьтевнимательны, я задаю ритмический рисунок, один из детей должен повторить этотрисунок без ошибки.Проводится задание на определение ритмического рисунка.Музыкальный руководитель. Оленья упряжка по тундре летит,Морозец приятно лицо холодит.На нартах хозяин оленей сидит.Он едет с охоты он очень спешит.Мы подъезжаем с вами, дорогие ребята к стойбищу «Певунья». О Ямале, уникальном,Северном крае России сложено немало песен. Своеобразная красота северной природы,душевность живущих здесь людей способствует пробуждению творчества. Тут и солнечный свет, и осенняя грусть, и восторженная любовь к родному краю.Исполняется песня «Песня оленевода» Ю Юнкерова.Музыкальный руководитель. А теперь я предлагаю самим сочинить мелодию назаданный текст: На Ямале мы живём,Дружно песенки поём,Будем жить мы здесь всегда – Не страшны нам холода.Дети выполняют задание, сочиняя свою мелодию.Музыкальный руководитель. Весёлая ненецкая песня о любимой в тундре игрушке – колокольчике «сенга-коця», помогает отыскать в тундре малыша. (Предлагает взять и исполнить песню).Исполняется песня «Колокольчики» Ю.Юнкерова.Музыкальный руководитель. Едем дальше, в стойбище «Плясунья». Танцы народовСевера.… Сколько в них выдумки, загадки, красоты и таланта. В танцах мы встречаемоленя, ленивого медведя, легкокрылую чайку. В танцах оживает северная природа.Дети выполняют три танцевальных элемента народного танца, музыкальныйруководитель следит за правильным исполнением, подсказывая последовательностьдвижений. Движения исполняются два раза.Музыкальный руководитель. А знаете ли вы коренных жителей, которые живут наСевере?Ответы детей.Музыкальный руководитель. Стойбище «Загадочное». Дети коренных народов Северавсегда собираются в чуме у огня и любят загадывать загадки друг другу. Может, кто извас нам загадает загадки.Дети загадывают поочерёдно друг другу.- Не из камня, не из брёвен из оленьих шкур построен. (Чум)- Чуток, строен и высок, гордо голову несёт. От рогов густая тень. Вот красивыйзверь…(Олень)- Летом меховые, зимой берестяные. (Рога оленя)- Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)Музыкальный руководитель. Мы продолжаем наш путь и следующая остановка в стойбище «Игрунья». У коренных жителей Севера есть игры, традиционные только дляних, умению жить в тундре северяне учатся с малых лет. Едва мальчик начинает ходить,отец мастерит для него наточку и детский аркан, а для девочки мама шьёт сумочку длярукоделья – буче. А еще малышу дарят оленьи рога, с которыми он играет.Проводится игра «Важенка и оленята»Музыкальный руководитель. На карту посмотрите, и город наш на ней найдите, потомучто здесь наш дом. Мы на Севере живём. (Дети показывают на карте г. Муравленко)Исполняется песня «Родимый город – Муравленко» И. Агафоновой.Музыкальный руководитель. Вот мы с вами и совершили путешествие по ямальскомукраю. Я хочу, чтоб край мой милыйСтал еще прекрасней,Я хочу, чтоб люди жилиВ радости и счастье.Звучит мелодия народов Севера, дети спокойно уходят из зала.Звучит музыка ненецкого народа, заходят дети.Муз. рук: предлагает отправиться в путешествие по удивительному, богатому природному краю– ямальской тундре. А приведёт детей туда музыкальная дорожка. (На фоне музыки):Дружно за руки возьмёмся и по кругу мы пойдём - хороводный шагВсе шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка - шаг с притопомПо дорожке мы пойдём, и притопывать начнёмРовно держим спинку прямо как тростинку, выставление ногиНосочек оттянули, красиво развернули на носочекНосочек раз, носочек дваЭто правая нога, это левая ногаВрозь носочки, пятки вместе потанцуем мы на месте «Пружиночка»«Пружиночка» сжимается, а спинка выпрямляетсяА теперь мы с подскоками побежим ПодскокиИ потопаем немножко по дорожке, по дорожке Топающий шаг(Открывается занавес, стоит чум, на панно нарисованы олени, зимняя тундра.)Восп.: Куда это мы с вами пришли? Чей это дом? (Ответы детей)Воспитатель: Интересно, кто же здесь живёт?Звучит музыка из-за чума выходит женщина в национальном костюме народов Севера.Сысовей: Здравствуйте ребята, я – добрая, мудрая волшебница – Сысовей – охраняючеловека от нечистой силы, сглаза, злого духа. Вы, хотите узнать, кто живёт в этомчуме? (Ответы детей).