"История казачества в России"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "История казачества в России"
Автор: Игошина Ирина Викторовна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9Методическая разработкав подготовительной к школе группе«История казачества в России»Разработала воспитатель высшей квалифицированной категории Игошина И. В. г. Новочеркасск 2024гЦель:-Дать знания детям о родном крае, об истории возникновения, ознакомить с именами тех, кто прославил край;-воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному краю, к казакам; интерес к прошлому и настоящему.Программные задачи:Образовательные:Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев.Развивающие:Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков.Воспитательные:Воспитывать уважение к старшему поколению. Предварительная работа:Рассматривание картин, иллюстраций «Жизнь первых переселенцев на Дону».Материалы: диск с записью казачьей песни, слайды «История появления казачества», иллюстрации, колесо, макеты крепости, хаты, шапки- кубанки.Интегрируемые образовательные области: познание, коммуникация, здоровье.Ход:1. Введение в проблемную ситуации:Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть малая Родина, где он родился и живет. Как называется край, в котором вы живете?Дети: Донской край.Воспитатель: Правильно, мы живем вДонском крае. Это название произошло от главной реки – Дон. Сегодня я хочу рассказать вам об истории возникновения Дона, а для этого мы с вами отправимся в увлекательное путешествие.Звучит казачья народная песня.2. Рассматривание:Под музыку дети подходят к кубанскому уголку, рассматривают макеты крепости, хаты, иллюстрации.3. Актуализация знаний: Слайд 1Дети: Народ.Воспитатель: Правильно, дети. Посмотрите, у меня в руках колесо, это не просто колесо, а колесо времени. Если я его поверну вправо – время пойдет вперед, а если влево, то назад, в прошлое. Сегодня мы вернемся на некоторое время в далекое прошлое Дона. Скажите, а вы знаете что означает слово «казак»?Дети: «Казак» – означает «вольный человек». 4. Сообщение новых знаний:Воспитатель: Так называли свободных людей, которые прибыли на Дон охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II. Слайд 2, 3Воспитатель: А какое знакомое название города вы сейчас услышали?Дети: Старочеркасск.Слайд 4, 5, 6Дети: за верную службу и для охраны южных границ. Слайд 7, 8Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь знает, как теперь называется этот город?Дети: Новочеркасск. Воспитатель: Как казаки начали строить город?Дети: Рассказ детей о строительстве города Новочеркасска.Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить курени, торговые лавки, ремесленные мастерские. Как вы думаете, из какого материала строили хаты? Слайд 9Дети: Курени строили из камыша, глины, соломы.Воспитатель: Чем покрывали крышу?Дети: Крышу покрывали соломой или камышом.Воспитатель: Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. Каркас куреня из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не падал, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво.Так и стали казаки жить на Дону. А чем занимались казаки в свободное от военной службы время? Слайд 10Дети: Они ловили рыбу, разводили скот.Воспитатель: Но самым главным занятием для казаков было все таки охранять южные границы России от врагов. Казаки были людьми смелыми, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели, и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и поиграем в игруИгра «Кубанка – шапка казака»Ребята делятся на равные две команды. Играющие по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. Надо попробовать ее во время падения одеть на голову или палку. Побеждает та команда, которая меньше уронит кубанок.Воспитатель: У нас ребята все ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба. Слайд 11Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве, вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.Как огораживались курени казаков? Дети: Курени казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.Воспитатель: Что находилось в каждом дворе?Дети: В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур.Воспитатель: Эти дворы назывались хуторами. Хаты свои казаки называли курени. Со временем этим словом стали называться целые поселения. А потом хутора превратились в станицы.А как вы думаете на месте нашей станицы мог стоять курень?Дети: Да мог, со временем он превратился в красивую, большую станицу.Воспитатель: Когда закончились войны, казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и стал обычным городом, стал расти и развиваться.6. Рефлексия: Ребята, сегодня вы отлично потрудились, рассказали и узнали много интересного. Интересное получилось у нас путешествие в прошлое. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернемся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом, уважали своих предков и еще больше стремились познать историю своего народа и любили свою Родину еще сильнее. Что было самым интересным для вас? Какие трудности возникали? Что запомнили?Слайд 7Слайд 8Атаманы возглавившие казаков- переселенцевСлайд 9Освоение новых земель Казачье подворьеСлайд 10Дети с детства учились военному искусству Будни казаков в спокойное время Одежда казаковСлайд 11Семья казакаСлайд 12Спасибо за внимание