Характеристика танцевальных мелодий и инструментов мордовского народа


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Характеристика танцевальных мелодий и инструментов мордовского народа
Автор: Жильников Валерий Борисович

ХАРАКТЕРИСТИКА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ МЕЛОДИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МОРДОВСКОГО НАРОДАНародное музыкальное искусство мордвы складывалось на протяжении многих веков в тесном взаимодействии с культурой соседних народов. В народной поэзии музыкант и танцор, запечатлены веселыми и жизнерадостными людьми.О широкой популярности мордовских музыкантов и танцоров свидетельствуют многие материалы фольклора соседних народов. В русской шуточной песне "Калинка-малинка", записанной АС. Пушкиным в ., говорится о том, как девица мыла фату на болдинском плоту и просила матушку привезти мордвина с волынкою для пляски.В традиционном мордовском музыкально-танцевальном искусстве, органично вросшем в современный быт народа, сохранились архаичные формы, восходящие к общей финно-угорской музыкальной культуре.Танцевальному творчеству мордовского народа присуще развитые коллективные и одиночные (сольные) исполнительские традиции. По-своему жанру традиционные танцы подразделяются на хороводные, свадебные, плясовые, необрядовые и заимствованные у русских или соседних народов.Некоторые виды обрядовых песен, танцев и инструментальных плясовых наигрышей, в прошлом были связаны с древним анимистическим культом священных деревьев, почитаемых зверей, домашних животных и птиц, а другие сохранились в новой функции необрядовых песен, танцев и инструментальных наигрышей.Важное место в музыкальном искусстве мордовского народа занимает танцевальная инструментальная музыка.Традиционные виды мордовской танцевальной инструментальной музыки тесно связаны с определенными типами музыкальных инструментов, систематизированных по признаку вибратора (источника звука): идиофоны, мембранофоны, хордофоны и аэрофоны.Источником звука инструментов класса идиофонов является упругий твердый материал. Они применяются преимущественно для отбивания ритма плясок в ансамбле с другими видами традиционных инструментов, а также для создания ритуального шума в функции оберега во многих обрядовых действиях. В качестве идиофонов у мордвы используются всевозможные предметы домашней утвари, которые сопровождают танец: ведра, тазы, сковородки, печные заслонки. Кроме того, танец сопровождают и другие музыкальные инструменты, относящиеся к группе идиофонов - это шавома - инструмент в ансамбле с другими употребляется для выбивания ритма плясок. Звучащим телом шавомы является гладко выстроганная и пропитанная смолой и конопляным маслом березовая доска шириной 25-. С помощью ремня она подвешивается на шею или локоть левой руки исполнителя. Звук извлеаетсяя специальными небольшими деревянными молоточками или деревянными ложками. В ряде мест используются сольно и в ансамбле другие музыкальные инструменты для сопровождения танцев: коса, с помощью которой ударами гвоздя или болта отбивается ритм плясового наигрыша; колокольчики разных размеров, которые подвешиваются наряду с монетами и звенящими металлическими пластинками к традиционному женскому костюму. На ритуальных свадебных плясках звон колокольчиков, монет и металлических пластинок образует своеобразную полифонию из двух противостоящих друг другу ритмов пляски, каждый из которых имеет свой особый строй и тембровый оттенок, определяемый резким звуком звенящих украшений женщин, приплясывающих в кругу. Трещотка - это инструмент представляющий собой гладко выстроганный деревянный брус цилиндрической формы длиною 15-, диаметром 7-, с ручкой у одного края и вырезанными по поверхности зубьями, которые были прикреплены к верхнему краю цилиндра и его ручке деревянной или металлической скобой.У мембранофонов источником звуков служит натянутая перепонка из кожи или бумаги. В танцевально-музыкальном быту мордовского народа применяется несколько инструментов этого класса: а) гребенка от прядильного станка или гребенка для расчесывания волос, на которую накладывалась тонкая береста или папиросная бумага; б) лист дерева - зеленый лист березы или липы прикладывали к губам, поддерживая двумя пальцами. В качестве одиночного инструмента он используется для имитации птичьих голосов, а в ансамбле с другими инструментами - для сопровождения танцев или плясовых наигрышей. Источником звука хордофонов является одна или несколько струн, натянутых между двумя неподвижными досками и приводимых в колебание путем защипывания или трения. К таким инструментам, сопровождающих танцы или танцевальные действия, относятся гусли, скрипка. Колеблющимся телом у аэрофонов служит столб воздуха. У мордвы различались аэрофоны с прерывателями, продольные флейты и флейты с внутренней щелью, натуральные трубы без приспособления для изменения высоты звуков.К таким музыкальным инструментам, которые сопровождали танцевальные действия, относятся: а) шпулька - катушка для ниток, один конец которой закрывается тонким слоем бересты или кусочком папиросной бумаги. При игре закрытая сторона прикладывается к губам, исполнитель вдуванием извлекает один звук; б) стручок акации, который представляет собой половину расщепленного стручка акации; в) свистковая флейта из ивового прута длиной от 30 до , с вставленной в один конец трубки деревянной или костяной втулкой свистка. Инструмент отличается богатыми исполнительскими возможностями (на нем исполнялись плясовые наигрыши); г) двойной кларнет из двух скрепленных по бокам тростниковых трубок одинакового или разного размера, длиной от 17 до . В прошлом на таком кларнете исполнялись ритуальные пляски и инструментальные сопровождения к ритуальным песням на свадьбе, пастушьи песни, а также бытовые плясовые наигрыши. Волынки бывают двух видов, которые различаются по материалу, из которого изготавливались, а также по количеству трубок. Играли на волынке по преимуществу плясовые, ритуальные и бытовые танцевальные наигрыши.Начиная с XIX в., кроме перечисленных выше инструментов, сопровождающих танец и танцевальные действия, широко бытовали гармоники - вятская, саратовская, хромка и русская двухрядка.Инструментальные плясовые наигрыши у мордвы подразделяются на:- наигрыши, композиционно состоящие из двух контрастных по характеру частей: медленного вступления (ушоткс – «начало») и быстрой основной части (кштима – «пляска», «танец»);- мелодии по характеру частей нечленимые, состоящие из одной пляски или целого танцевального действия без вступления.Ритм и структура танцевальных мелодий отличаются квадратностью и размер, как правило, четный - двух или четырехчетвертной.