Конспект урока литературного чтения в 3 классе «В. Астафьев «Капалуха»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока литературного чтения в 3 классе «В. Астафьев «Капалуха»
Автор: Екатерина Станиславовна Серебрякова
Тема урока: «В. Астафьев «Капалуха»(конспект урока литературного чтения в 3 классе)Цель – познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следующие планируемые результаты:Предметные:умение прогнозировать содержание по названию произведения;умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение;умение определять основную мысль;умение определять жанр произведения;умение составлять план произведения;умение самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.Метапредметные:умение понимать цель и задачи учебной деятельности;умение планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, организовывать совместную деятельность по достижению общей цели и осуществлять взаимоконтроль.Личностные:осмысление поступков героев и умение давать им оценку;сравнение поступков героев со своими собственными.Ход урока1. Оргмомент. Психологический настрой. Вы знаете, что с сегодняшнего дня в нашей школе начинается Неделя начальных классов. Мы с вами открываем её уроком чтения. И чтобы настроится на урок, давайте вспомним наше стихотворение:На уроке не болтать,Время даром не терять.Надо многому учиться-Это в жизни пригодится!2. Проверка д/з- Вспомните, как называется большой раздел, который мы сейчас изучаем? (Люби живое)- Какое произведение вы читали дома? (Мышонок Пик)- Какой жанр этого произведения? (рассказ)- Кто его написал? (В. Бианки)- Назовите главного героя произведения?- Домашнее задание мы проверим с помощью теста. (Приложение 1)(учащиеся работают с тестом)- Взаимопроверка. Обменяйтесь листочками. Я называю варианты правильных ответов. Оцените работу:Без ошибок – 51-2 ошибки – 43-4 ошибки – 35 и более - 23. Актуализация знаний, формулировка темы и задач урока- А сейчас я предлагаю вам разгадать слово. Для этого мы вместе составим цепочку букв.1 буква – такая же, как удвоенная согласная в слове аккуратно (К)2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина (А)3 буква – в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О (П)4 буква – такая же, как вторая в этом слове (А)5 буква – в алфавите предшествует букве М (Л)6 буква – такая же, как гласная в слове пух (У)7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф (Х)Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение:В этом слове есть 3 одинаковые буквы (А)- Прочитайте, что у нас получилось. (КАПАЛУХА)- Это не просто слово – это название нашего сегодняшнего произведения.- Вы уже догадались, что написал его Виктор Петрович Астафьев.- На доске вы видите годы жизни писателя:1 мая 1924 г - 29 ноября 2001г- Давайте сформулируем тему нашего урока. (Виктор Петрович Астафьев «Капалуха»)- Сформулируйте цели урока.(собираем цветок)- Сегодня мы с вами опять окунёмся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадём в лес, а поможет нам в этом произведение Виктора Астафьева. Но чтобы лес открыл вам свои тайны, вы должны вести себя тихо, быть внимательными, уметь слушать и слышать. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете много увидеть и узнать.- Прежде чем мы приступим к работе с этим произведением, давайте проведём речевую разминку.4. Речевая разминкаПрочитайте загадку, записанную на обратной стороне вашего теста:Рано-рано по утру,Я танцую на току.Брови алые вразлёт,Потеснись лесной народ,Хвост как веер у меня,И обут в ботфорты я.Правда, всё вокруг, друзья,В тот момент не слышу я!- Кто догадался о ком эта загадка? (тетерев)(на доске вывешивается изображение)- Прочитайте в парах через строчку.- Как вы думаете, почему я приготовила сегодня эту загадку?- В ходе чтения вам предстоит проверить ваши предположения.5. Работа над произведением- Ну а теперь возвращаемся к нашему произведению. Откройте учебники на стр. 98. Прочитайте ещё раз его название. (Капалуха)- Можно по названию определить о ком или о чём пойдет речь? (нет)- Почему (незнакомое и непонятное слово)- Поэтому какая задача стоит перед нами в ходе чтения (в ходе чтения нам нужно определить значение слова капалуха)А) Словарная работаВ тексте вам встретятся незнакомые слова. Давайте их прочитаем и разберёмальпийские уральские луга; луг - это территория, на которой произрастают преимущественно травы; альпийские луга – это луга, расположенные высоко в горах, уральские по названию гор;валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;коряга - суковатое дерево или часть его, лежащая на земле.просека - узкая полоса, дорога в лесу, очищенная от деревьев;черничник - заросли черники;пастьба – луг, где пасут скот.Космы - 1. Пряди волос, обычно спутанные, всклокоченные.2. перен. Что-л., напоминающее такие пряди.Б) Чтение произведения с остановками- Приступаем к чтению. Читать мы будем с остановками и в ходе чтения попробуем составить план произведения.Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»).- Как можно озаглавить эту часть? (У черничного бугорка, в тайге)- Что могло вызвать такой переполох?- Давайте проверим наши предположения.Чтение 2 части (до слов «А что будет с капалухой?»)- Итак, кто такая капалуха?- Что главное в этой части?- Как озаглавим эту часть (Гнездо! Находка!)- Как могли поступить ребята?Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...)- Что главное хотел показать автор в этой части (волнение капалухи)- Как озаглавим? (Тревога капалухи!)Чтение 4 части (до конца)Что главное в этой части?Как озаглавим? (Снова в гнезде!)После чтения- Итак, ребята, кто такая капалуха?(на доске появляется изображение капалухи)- Похожа она на самца глухаря? (Самка меньше и окрашена весьма пёстро, светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев)- Какой жанр этого произведения? (рассказ)- Это не просто рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят.- Сколько частей мы с вами выделили?- Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят)В) Самостоятельная работа учащихся в парах с текстом произведения (Приложение 2)- Сейчас вы поработаете в парах и выполните предложенные задания. На всю работу вам 10 минут.?Г) Проверка выполненной работы- Итак, проверяем ваши работы1. Как называется лес, в котором происходит действие рассказа? (тайга)2. Какие деревья росли в тайге? (ели, пихты и лиственницы, кое-где берёзки и осинки)- Делаем вывод: тайга – это ….3. Какое растение очень подробно описывает автор? (черничник)- Прочитайте эти строчки.4. Где было расположено гнездо капалухи? Ответьте словами из текста? (посреди просеки, под упруго выдавшимся из-под земли корнем)5. Сколько яиц было в гнезде. (4)- Прочитайте строчки, в которых автор описывает гнездо и яйца капалухи.6. Прочитайте, как вела себя капалуха, когда люди приблизились к гнезду?- Какие образные выражения использует автор, описывая поведение капалухи? (Металась в стороне. Мела землю. Закостенели от неподвижности.)- Почему она хотела улететь?(Мать героически защищает свое потомство, и часто обманывает любителей полакомится птенцами (куниц, лисиц и др.), притворяясь раненой. Пока она отвлекает внимание на себя, птенцы уже успеют спрятаться)- Что особенно поразило ребят, прочитайте.7. Какие чувства испытывала в этот момент капалуха?- Почему ребята решили не трогать гнездо?8. Прочитайте как изменилось поведение капалухи после ухода людей?9. Какие слова, характеризующие капалуху вы почеркнули?(Заботливая, бесстрашная, смелая, глупая, трусливая, самоотверженная)- Как вы понимаете слово самоотверженная? (готовая пожертвовать жизнью ради будущих птенцов)10. Итак, какая же главная мысль этого рассказа. Что нам хотел сказать автор? (Люби живое! Вокруг много интересного». Лес – дом животных, веди себя в нём как гость!)11. Какая пословица больше всего подходит к рассказуМатеринская ласка конца не знаетВсякая пташка хлопочет своего гнезда хочетМала пташка и та своё гнездо бережёт- Давайте попробуем составить синквейн на тему капалуха.- Если вы были внимательны в начале, то заметили, что в учебнике, под названием рассказа было написано в сокращении. Авторы нашего учебника не включили 2 маленьких, но очень важных абзаца, Важных потому, что в них скрыта ещё одна главная мысль этого рассказа.1 абзац расположен после слов «…сказал подошедший учитель.»Послушайте его:«…Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!..»2 абзац - последний.«…И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою».- Итак, кто догадался, о чём ещё хотел сказать нам автор?- О материнской любви, заботе и нежности. В образе капалухи он воплотил черты всех мам. Поэтому закончить работу над произведением я хочу строчками о маме, а вы мне поможете. Каждая строчка будет начинаться со слова мама, которое вы будете произносить все вместе:Мама - это значит нежность,Мама - это ласка, доброта,Мама - это безмятежность,Мама - это радость, красота!Мама - это на ночь сказка,Мама - это утренний рассвет,Мама - в трудный час подсказка,Мама - это мудрость и совет!Мама - это зелень лета,Мама - это снег, осенний лист,Мама - это лучик света,Мама - это значит ЖИЗНЬ!5. Подведение итогов урока- Итак, наш урок подходит к концу, давайте скажем какие задачи мы сегодня решали.(разбор цветка)6. Рефлексия- Что нового вы узнали сегодня на уроке?- Чему научились?- Что больше всего понравилось?- За что вы хотели бы похвалить себя?- Нарисуйте настроение с которым вы уходите с урока.7. Домашнее задание- Прочитать рассказ «Капалуха», ответить на вопросы, 1 ряд - подготовить сообщение о жизни и творчестве В. Астафьева, 2 ряд – сообщение о глухаре, 3 ряд – нарисовать иллюстрацию к данному произведению.Оценки за работу на уроке…Урок окончен!Тест по произведению В. Бианки «Мышонок Пик»Мышонок в самом начале рассказа был:два дня отродудве недели отродудва месяца отродуМальчик хотел убить мышонка за то, что:мыши кусаютсяразносят болезниворуют хлебКораблик былсосновыйеловыйдубовыйПервыми заметили Пика на корабликечайкивороныкоршуныМышонок не утонул, потому, что:поплылего спаслиухватился зубами за корабликЛягушонка съела:птицазмеядругой зверёкНаходить пищу Пик научилсячерез деньчерез 2 дняв первую ночь на берегуПо тоненьким веточкам лазать помогали мышонкулапкихвостзубкиПевчая птичка, которая охотилась на мышонка, - этосоловейдрозджулан Оценка ________Ф.И.__________________________________Поработайте с текстом произведения «Капалуха» ивыполните предложенные заданияЖелаю удачи!1. Как называется лес, в котором происходит действие рассказа? _______________________2. Какие деревья росли в тайге?_____________________________________________________________3. Какое растение очень подробно описывает автор ___________________4. Где было расположено гнездо капалухи? Ответьте словами из текста._____________________________________________________________5. Сколько яиц было в гнезде? _______________________Найдите в тексте и прочитайте строчки, в которых автор описывает гнездо и яйца капалухи. Отметьте их цифрой 1.6. Найдите в тексте и прочитайте, как вела себя капалуха, когда люди приблизились к гнезду? Простым карандашом в этих строчках отметьте образные слова и выражения.7. Какие чувства испытывала в этот момент капалуха?_____________________________________________________________8. Найдите в тексте и прочитайте, как изменилось поведение капалухи после ухода людей? Найдите образные слова, которые использует для описания автор и подчеркните их.9. Подчеркните слова, которые характеризуют капалуху:Заботливая, бесстрашная, смелая, глупая, трусливая, самоотверженная.10. Попробуйте определить главную мысль._____________________________________________________________11. Какая пословица больше всего подходит к этому произведению? Материнская ласка конца не знаетВсякая пташка хлопочет своего гнезда хочетМала пташка и та своё гнездо бережёт.Оцените свою работу ___________________Дополнительное задание Попробуйте сочинить синквейн о капалухе1) одно существительное - Капалуха2) два прилагательных ________________________________________3) три глагола _______________________________________________4) предложение ______________________________________________5) Существительное (ассоциация с первым словом)________________Спасибо за работу!