ТРИЗ-ЗАНЯТИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТРИЗ-ЗАНЯТИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: Пителина Наталья Андреевна

Нагель Наталья АндреевнаТРИЗ-ЗАНЯТИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСреди новых педагогических технологий, которые используются в дошкольных учреждениях, теория решения изобретательских задач (далее – ТРИЗ) занимает особое место.ТРИЗ для дошкольников – занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. В течение ТРИЗ-занятия воспитатель включает детей в разные виды деятельности. Ведущей формой является игра. Во время ТРИЗ-занятия задействовано всё пространство группы. Дети вместе со взрослым свободно располагаются на ковре, вокруг нескольких общих столов с материалами для работы. Желательно максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. В ходе занятия дети могут свободно перемещаться по группе. В центре занятия всегда какая-то проблема, для решения которой привлекается содержание разных образовательных областей.Проблемная ситуация, которую решают дети, является внутренним стержнем ТРИЗ-занятия. Мотивирующий момент не внешняя занимательность, а желание детей расширить свой жизненный опыт. Триз-занятие, как и любое занятие, имеет свою структуру. Оно всегда начинается с ритуала-приветствия. Ритуал начала занятия, это переход от свободной деятельности к занятию. Например: Колокольчик озорной, Ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг,Слева – друг и справа – друг. Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. После ритуала приветствия следует интеллектуальная разминка. Разминки помогают включить детей в работу, актуализировать уже имеющиеся знания перед получением новых. Разминки не занимают много времени, но дают только положительные результаты. Очень важно провести интеллектуальную разминку в хорошем темпе и с позитивным настроем. В интеллектуальную разминку следует включить те учебные задачи, которые помогут в дальнейшем легче усвоить новый учебный материал, Интеллектуальные разминки могут быть разной направленности. Например, игра «Возьму тебя с собой…», «Я иду в гости и беру с собой … разноцветную пирамидку, а ты что с собой возьмёшь?». Следующий этап занятия – мотивация. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определённой цели. В младшем дошкольном возрасте преобладают игровые мотивы. Дети с удовольствием спешат на помощь какой-либо игрушке или просто путешествуют по сказочной полянке. Рассмотрим этап создания проблемной ситуации и поиск путей её разрешения. Наметив задачу для совместного выполнения взрослый, как равноправный участник, вместе с детьми предлагает возможные способы ее решения. Найти пути решения помогают следующие методы ТРИЗ:– метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике; – метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию;– метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением;– метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу;– метод морфологического анализа Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа объекта;– метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей;– метод (моделирования маленькими человечками), моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное);– мышление по аналогии. Аналогия – это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать. На занятии используются типовые приёмы фантазирования. Для того, чтобы у ребёнка развить фантазию, вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот. Этап обсуждения результатов характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось. Завершается работа рефлексией. В младшем дошкольном возрасте этот этап проводится с опорой на вопросы или составлением «паутинки». Таким образом, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития речи, активного творческого мышления у дошкольников и помогают детям увидеть неожиданное рядом.Библиографический список1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,1991. – 250 с.2. Корзун А.В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – М., 2000. – 120 с.3. Мурашковская И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста // Педагогика+ТРИЗ. – 1997. – №5. – С. 27-31.4. Сидорчук Т.А. Методы формирования навыков мышления воображения и речи дошкольников. – Ульяновск, 2015. – 180 с.5. Страунинг А.М. Программа по ТИРЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. – Обнинск: «Принтер», 2000. – 264 с.6. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребёнка от рождения до семи лет. – М., 1960.