Конструктивная деятельность "Кубики"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конструктивная деятельность "Кубики"
Автор: Хусаинова Динара Рафаиловна
Методическая разработка «Кубики»Данная технология основана на использовании методов обучению детей младшего дошкольного возраста конструктивным навыкам.Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и т. п.) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строения пр.); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).В процессе обучения детей сооружению разных конструкций однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский сад, коробочка, домик, корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в конструировании.Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь, друг с другом. Таким образом, при определенной направленности обучения конструированию и руководства конструктивными играми детей совместная их деятельность предоставляет большие возможности для воспитания первоначальных навыков работы в коллективе.Нравственное совершенствование происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего, гармонического развития ребенка. Немаловажную роль в этом играет конструирование. Оно способствует формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания.Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у ребят умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.Поэтому, одной из важнейших задач дошкольного воспитания является развитие конструктивных навыков у детей.Главная цель педагогической технологии - комплексное решение задач по обучению детей первоначальным навыкам конструирования.Она позволяет решать следующие задачи:- Вызвать интерес к конструированию из разных видов конструктивного материала.- Способствовать развитию целенаправленного конструирования (это значит еще до начала работы знать, какой результат нужно получить в конце).- Побуждать детей к практическому применению выполненных ими построек (обыгрывание построек).- Знакомить детей с простейшими способами конструирования.- Обеспечить полноценное развитие малышей, овладение основным движениям.- Содействовать развитию речи и познавательной активности детей. - Способствовать развитию самостоятельности, овладению разнообразными действиями с предметами, приобретению умений самообслуживанию, игры и общении, с близкими людьми – взрослыми и сверстниками.-Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональная отзывчивость на состояние близких людей, добрых чувств к животным и растениям.- Способствовать развитию интереса к участию в игровой деятельности.Технология «Кубики» предусматривает дифференцированный подход к детям, учет их интересов, индивидуальных и возрастных особенностей. Кроватки для большой и маленькой кукол (для детей 2-3 лет)Цели: Продолжать учить детей создавать постройки, накладывая детали друг на друга и ставя их рядом; - различать строительный материал и постройки. - учить выполнять постройки с учетом величины предметов, для которых первые предназначены. - закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы, их свойства, действия. - побуждать детей повторять за педагогом отдельные слова, словосочетания, несложные предложения. - воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, - формировать элементарные представления о культуре поведения, - учить аккуратно убирать игрушки на свои места.Оборудование: Потребуются куклы разной величины (они должны позволить детям обыгрывать постройки), набор кирпичиков для каждого ребенка.Дети сидят за столами, на которых расположен строительный материал.Воспитатель. К нам в гости пришли куклы. (Показывает 2 куклы). Одну куклу зовут Катя, а другую — Настя. Давайте поздороваемся с ними.Дети хором здороваются с куклами. - Посмотрите, ребята, куклы разные по величине? Какая кукла больше? Дети отвечают. - Правильно, Катя больше Насти, а Настя меньше Кати. Они очень долго гуляли и устали. Давайте мы предложим им присесть: «Садитесь, Катя и Настя, пожалуйста». (Усаживает кукол на игрушечные стульчики.) - Ребята, куклам пора спать, а у них нет кроваток. Давайте мы построим им кроватки из строительного материала. Какую по величине кроватку нужно построить для Кати?Дети. Большую кроватку.Воспитатель. Правильно, для Кати нужна большая кроватка, потому что она большая кукла. Какая по величине кроватка нужна Насте?Дети. Маленькая кроватка.Воспитатель. Почему Насте нужна маленькая кроватка?Дети отвечают.Правильно, потому что Настя — маленькая кукла. Вначале мы построим маленькую кроватку для Насти. Посмотрите, какая кроватка у меня стоит на столе. (Показывает игрушечную кроватку для кукол.) У кроватки есть часть, на которой лежат, и есть спинка: одна спинка расположена у изголовья, там, где будет находиться голова куклы, а другая — с той стороны, где будут находиться ноги у куклы. Ребята, подумайте, какие детали можно использовать при постройке кроватки? Постройте маленькую кроватку для Насти. Вспомните, как вы строили кроватка для кукол.Дети отвечают.Правильно, ребята, нужно положить на стол кирпичик на широкую грань, это та часть кроватка, на которой кукла будет лежать. Затем мы поставим один кирпичик вертикально на самое маленькое ребро у той части кроватки, где будет находиться голова куклы, и еще один у той части кроватки, где будут ноги у куклы, вот так. Вот и получилась кроватка для Насти. давайте построим большую кроватку для Кати. Посмотрите, я возьму один кирпичик и положу его поперек стола на самую большую грань, вот так. Рядом с ним я положу таким же образом еще один кирпичик и еще один. На этой части кроватки будет лежать Катя. Саша, сделай для кроватки спинку там, где будет находиться голова у куклы.Ребенок подходит к столу педагога и под его руководством достраивает кроватку.(Комментирует действия ребенка). Нужно взять кирпичик и поставить его вертикально на самую маленькую грань, вот так. Рядом с ним нужно поставить еще один таким же образом, потому что кроватка широкая. Таня, пойди и сделай спинку для кроватки там, где будут находиться ноги у куклы.Ребенок выполняет задание под руководством воспитателя.Молодец, Таня. Посмотрите, ребята, какую красивую кроватку мы построили для Кати. Она большая, просторная, кукле хватит на ней места. (Кладет куклу на кроватку.) Спи, Катя. Ребята, теперь вы самостоятельно построите большую кроватку для куклы. (Наблюдает за деятельностью детей и оказывает при необходимости помощь в виде словесных пояснений.) Посмотрите, подойдут ли кроватки куклам. (Раздает детям по две куклы разной величины.)Дети обыгрывают постройки.Ребята, уберите строительный материал в коробки. (Следит за тем, чтобы они аккуратно его складывали.)