Занятие по познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Донские казаки"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие по познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Донские казаки"
Автор: Игошина Ирина Викторовна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 Методическая разработка занятия по познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Донские казаки" Подготовила воспитатель высшей квалификационной категорииИгошина И.В.МБДОУ детского сада №9 2024.,г.НовочеркасскМетодическая разработка занятия по познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Донские казаки"Цель: Воспитывать любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность.Задачи: Формировать представление детей об истории возникновения донского казачества, познакомить с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом; закрепить знания о других народностях. Развивать внимание, фантазию, память, расширять словарный запас, воспитывать любовь к своему краю, уважение к другим народам.Наглядный дидактический материал: куклы в национальных костюмах донских казаков, диск с казачьей песней «Как донские казаки», палки-лошадки, демонстрационный материал (иллюстрации).1. Воспитатель: «Наш общий дом – Земля!»- Ребята, а кто мы с вами? (люди, дети, мальчики, девочки)- А где мы живем? (на планете, В России, в городе Волгодонске, Ростовской области)Воспитатель обращает внимание на карту, дети подходят и рассматривают.- Посмотрите, сколько стран на карте, государств, городов, сколько людей разных национальностей в них проживает: японцы, китайцы, французы, русские и много других наций. Но все мы люди и все живем на одной планете Земля.- А найдите свою страну на карте. (Дети находят, показывают)- Но еще на территории России много лет существует область войска Донского, населенная донскими казаками.- И сегодня к нам пришли гости, которые хотят рассказать вам об истории Донского казачества.(Воспитатель под мелодию казачьей песни «Как донские казаки» вносит куклы в казачьих костюмах «Донская казачка» и «Донской казак»)2. Знакомство с донскими казакамиДети рассматривают кукол.Воспитатель: Раньше, слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности.Донское казачество впервые появляется в XVI веке. В 1552 году зафиксировано участие донских казаков в Казанском походе, после которого казаки получают от Ивана Грозного Дон в вечное пользование. Отсюда и название – донские казаки!Посмотрите на их флаг. Три цвета означают три ветви происхождения донских казаков: синяя символизировала донских казаков, красная – русских, желтая полоса – символизировала калмыков. А указом президента Российской Федерации Д.А. Медведевым в 2010 году было официально учреждено знамя войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское».Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами разукрасим макет флага казаков (детям раздают заготовки флагов, цветные карандаши и палочки).Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывала на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете поговорки про казака и коня? (дети рассказывают пословицы)- Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.- Казак сам голодает, а конь его сыт.- Казак без коня – что солдат без оружия.- Казак без коня – как соловей без песни.Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. Главное оружие донского казака – сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие.- Вот и мы сейчас поиграем в народную забаву казаков, будем всадниками.Проводится игра «Всадники».Воспитатель: - А теперь посмотрите на старинную одежду донских казаков (рассматривание иллюстраций).У казаков длинный мундир темно-синего цвета. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. Головными уборами служили папахи и фуражки.Казачки носили кофточки с баской (оборкой по нижнему краю). Они имели воротник стойку, длинные рукава и застежку на мелкие пуговицы, располагавшуюся спереди. Такие кофточки называли – кираса. Для придания пышности костюму носили нижние юбки, иногда их насчитывалось четыре, пять. Женским головным убором в этот период считался колпак – тканый мешочек, заканчивающийся небольшим махром. С повседневными и праздничными костюмами надевали фартуки – «завески, занавески». Обувь – высокие ботинки со шнуровкой, плотно облегающие ноги, на невысоком изогнутом каблуке или самодельные чирики – туфли на жесткой подошве с широким каблуком и тупым носком.Жилище казаков называлось – Казачий курень.Слово «курень» происходит от монгольского «куря», что означает стойбище в форме круга. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галерее. Вначале он предназначался от набегов врагов.В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано. В переднем, красном углу находились иконы, среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками. У глухой стены размещали кровать, у казаков она считалась не только бытовой принадлежностью, но и своеобразным мерилом благополучия в семье. Напротив горницы комнатка-кладовая, где стоят два сундука: походным войсковой и кованый, в котором хранилось приданое невесты. Готовили пищу, ели и пили казаки в кухне-хате (стряпке). Здесь на полках расставлена разнообразная посуда утварь.- Назовите, какая посуда была у казаков?- Но, как и у любого народа, у донских казаков были свои традиции: уважение к старшим, обучение мальчиков военному делу с ранних лет.Рождение мальчика считалось большим счастьем, сразу же для него приобретали коня. Сажали ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла), то примечали: «Сразу видно, что он будет наездник хороший, сразу видно, что он будет настоящий солдат!».Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти, рукопашному бою с трех лет. В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть.Физкультминутка:Жура-жура-журавель!Облетел он сто земель.Облетел, обходил,Крылья, ноги натрудил.Мы спросили журавля:- «Где же лучшая земля?»Отвечал он, пролетая?- «Лучше нет родного края!»Любимые поговорки казаков:- Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет;- Казачья смелость порушит любую крепость;- Терпи казак – атаманом будешь;- Казак в беде не плачет.Воспитатель: Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот.- Лет с тринадцати мальчики участвовали в скачках. Проводились они каждый год после сбора урожая. Их приурочивали к престольному празднику иконы Донской Божьей матери (1 сентября).Еще одна традиция донских казаков – это национальные казачьи игры – шермиции.Шермиции – это «примерные бои, устраиваемые на праздниках» донскими казаками.Воспитывали в маленьких казаках и уважение к женщине. Девочек с ранних лет приучали к рукоделию.- Любимые праздники: масленица, рождество, покров.- Очень мелодичные песни донских казаков, веселые и задорные танцы.3. Итог занятия- С кем мы сегодня познакомились на нашем занятии?- Что интересного вы узнали про Донских казаков?- Какие казачьи пословицы вы запомнили?- Что особенно вам понравилось из рассказа о донских казаках?