Формирование навыков смыслового чтения


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование навыков смыслового чтения
Автор: Павлова Джемма Валерьевна

Тема «Методическая разработка по формированию навыков смыслового чтения»Аннотация:В данной статье представлена авторская методическая разработка внедрения в образовательный процесс ведущего метода обучения– обучение смысловому чтению, через системную организацию работы с прозаическим и стихотворным текстом.Ключевые слова:уровень развития, навыки чтения,прозаический текст, стихотворный текст, сформированность.Так как проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается важность обучения смысловому чтению. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. В школе необходимо обучать и чтению, и пониманию текста. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста, на умение дать оценку информации, откликнуться на содержание.Цель методической разработки: Формирование у учащихся навыков смыслового чтения через системную организацию работы с текстом, как одной из составляющих познавательных УУД.Планируемые результаты:Внедрение в практику работы учителей данной методической разработки, как одну из эффективных приёмов работы с текстом в рамках современных педагогических технологий.Основываясь на методике Ясюковой Л.А. была разработана данная методическая разработка, которая используется для определения уровня развития чтения у учеников 3 - 5 классов.Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным. За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов, для определения уровня (зоны) развития навыка чтения. Каждая из выделенных зон характеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка. Зона патологии по чтению не выделяется.Зона 2. Слабый уровень сформированности навыка чтения(0 б. – оценка «неудовлетворительно»): единицей восприятия текста выступает отдельное слово или части слова (слоги). Ребенок медленно разбирает каждое слово и с трудом понимает то, что читает. Может правильно воспринимать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз, написанных крупным шрифтом, и небольших по объему. Зона 3. Навык чтения сформирован не полностью(1-2 б.- оценка «удовлетворительно»): единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения ребенок понимает не сразу, а как бы складывает из двух-трех частей. При медленном чтении может разобрать любые тексты. Просто построенные тексты на знакомые темы понимает легко. Зона 4. Навык чтения развит хорошо(3-4 б. – оценка «хорошо»): единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого ребенок схватывает сразу. Читает ребенок обычно много и с удовольствием, пониманию доступны любые тексты. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности. Зона 5. Навык чтения развит очень хорошо(5-6 б. – оценка «отлично»): чтение беглое. Единицей восприятия текста является целое предложение, причем сразу схватывается не только его смысл, но и литературные, языковые особенности. Пониманию доступны любые тексты. При чтении ребенок не только легко воспринимает содержание, но и невольно отмечает особенности литературного языка, характерные для того или иного автора. Творческие задания для проверки сформированности навыков смыслового чтения Задания с прозаическим текстом (легкого уровня сложности)Задания с прозаическим текстом (повышенного уровня) Задания со стихотворным текстом (среднего уровня сложности)Задания с региональным компонентом(об Олёкминском районе РС(Я))Список цитируемой литературы:
  • Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. СПб., ИМАТОН, 2010.
  • Узорова О.В.,Нефёдова Е.А. 555 текстов для контрольного списывания. – Москва: АСТ: Астрель, 2013.
  • Баишев В.В. и др.Олекмоведение. Учебное пособие для учащихся 5 классов. – Якутск.: Дани-Алмаз, 2016.