Коммуникативный компонент профессиональной компетентности педагогов ДОУ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коммуникативный компонент профессиональной компетентности педагогов ДОУ
Автор: Рожкова Наталья Александровна
«Коммуникативный компонент профессиональной компетентности педагогов ДОУ». Система российского образования на современном этапе развития претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно – исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге образовательной организации. Именно он является основной фигурой при реализации на практике различных нововведений. Для успешного внедрения новшеств (а одной из ключевых идей модернизации образования является развитие компетентностей), педагог должен обладать профессиональной компетентностью на должном уровне. Профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике.Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.Одной из ключевых компетентностей педагога является коммуникативная компетентность, которую определяют как базовую. По мнению многих исследователей, это «сердцевина профессионализма учителя», потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Кроме того, реализация современных личностно – ориентированных образовательных технологий невозможна, если педагог не обладает достаточным уровнем коммуникативной компетентности, не готов гибко управлять процессом взаимодействия в ходе воспитания и обучения, применять коммуникативные технологии, содействовать взаимопониманию и т. д.От коммуникативной компетентности педагога зависят благоприятный морально – психологический климат, гуманизм и демократизм общения, результативность контактов, эффективность общения с точки зрения решения проблем, удовлетворенность педагога своим трудом; к.к. один из способов развития и самореализации участников образовательного процесса.Таким образом, коммуникативная компетентность становится одной из главных составляющих высокого профессионального уровня, от которой зависят персональный успех, конкурентоспособность и личная удовлетворенность, а также качество образования. Что же такое коммуникативная компетентность?Основным показателем к. к. педагогов дошкольной организации является: * конструктивный стиль педагогического общения, * импатийность по отношению к детям, * развитиый индивидуальный коммуникативный самоконтроль, * интернальность в общении (а именно, способность отвечать за свои слова, поступки, контролировать события своей жизни), * осознание своих возможностей и затруднений в ситуации взаимодействия «взрослый – ребенок», * гибкость, любознательность в общении, * нацеленность на успех педагогической деятельности. Структура коммуникативной компетентности.Коммуникативные знания: коммуникативные методы и приёмы; их эффективность в отношении разных людей и ситуаций.Коммуникативные умения: речевые умения; интерактивные умения (умение строить общение на демократической основе, создавать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, навыки самоконтроля, умение активно слушать ), социально-перцептивные (умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнёра, распознавать по невербальным сигналам его состояние, желания и мотивы, умение производить благоприятное впечатление). Коммуникативные способности: осуществлять социально-психологическое управление процессами общения. Требования к коммуникации1. Нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.2. «Постоянная готовность к пониманию». Наличие большого количества семантических (неизвестных значений слов, оборотов) и личностных барьеров часто приводит к неполному и неточному пониманию сообщений.3. Конкретность. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов и без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.4. Контроль над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения»,- мимикой, жестами, интонацией, позой.5. «Собственная неправота». При коммуникации всегда нужно допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это предостерегает от серьезных ошибок.6. «Место и время». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.7. Открытость. Готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств.8. Обратная связь. Обеспечение достижения главной цели коммуникативного процесса – взаимопонимания.Сложность формирования к.к. состоит в том, что она зависит не столько от профессиональных знаний, сколько от личностных особенностей человека. Поэтому это длительный, требующий системного подхода процесс. Значимость к.к. как важной характеристики педагога ДОО декларируется сегодня на нормативном, научно - теоретическом и методическом уровне ( Приказ Минобрнауки России от 17.10. 2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО », Профессиональный стандарт ПЕДАГОГА, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.Таким образом, специфика деятельности педагога дошкольной организации заключается в повышенной плотности общения, высокой ответственности за психологическое благополучие ребенка. Успешность образовательной деятельности воспитателя сопряжена с постоянными контактами со всеми участниками пед. процесса. Поскольку ведущая роль в общении принадлежит педагогу, то ему необходимо иметь не только теоретические, но и практические коммуникативные навыки, ведь чтобы научить тому или иному виду общения, он сам должен уметь общаться.