Урок русского языка


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок русского языка
Автор: Бобкова Елена Александровна

Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение) (Русский язык, 11 класс)Ход урока1. Организационный этап.2. Мотивация учебной деятельности учащихся.Слово учителяУч-ль: Легенда о Вавилонской башне рассказывает, что давным-давно все люди говорили на одном языке и поэтому прекрасно понимали друг друга. Благодаря этому они активно совершенствовались, приобретали новые знания и умения. И в один прекрасный день решили построить огромную башню, которая по высоте была бы выше облаков. На небесах эта идея не вызвала одобрения, и поэтому боги лишили людей того самого единственного языка, заставив их говорить на разных наречиях. Люди утратили возможность действовать сообща и разошлись по земле. Мы с вами пониманием, что изучение языка возвращает нам то самое взаимопонимание, пусть и не в масштабах всего земного шара, пусть в масштабах одной страны. Будем же ближе друг к другу. И первым шагом к сближению станет терминологический диктант.Терминологический диктант1) Сочетание двух знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматичечки. -Словосочетание.2) Предложение с одним главным членом подлежащим. – Назывное.3) Способ связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными, когда одному главному подчиняются все придаточные, одинаковые по значению. –Однородное подчинение.4) Сказуемое, в котором вспомогательная часть – связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение, а основная часть – именная- выражает лексическое значение.-Составное именное.5) Односоставное предложение с глаголом –сказуемым в форме множественного числа третьего лица настоящего времени или множественного яисла прошедшего времени.-Неопределенно-личное.6) Греческое слово, обозначающее «составление», «построение». – Синтаксис.7) Такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. –Согласование.8) Определение, выраженное существительным, которое даёт другое название, характеризующее предмет.- Приложение.9) Предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.- Сложносочиненные.10) Придаточные предложеня, которые прикрепляются к главному союзом так что, относятся ко всему главному предложению и отвечают на вопрос что из этого следует?-Следствия.3. Целеполагание.4. Актуализация знаний.-Какие другие синтаксические понятия, не вошедшие в наш диктант, вам известны?-Что такое синтаксическая норма?-Какие синтаксические нормы проверяются в задании 8 на ЕГЭ?Прием «Лови ошибку»Выпишите цифры, соответствующие ошибочным утверждениям. Подготовьтесь устно объяснить суть ошибки, отредактируйте утверждение.https://урок.рф/library/priem_lovi_oshibku_na_uroke_russkogo_yazika_pri_iz_171045.html5. Обобщение и систематизация знанийАнализ текстаПрочитайте текст. Определите тему, идею, стиль, тип прочитанного текста.(Тема-дети на войне, война глазами детей и т.п.Идея- война-самое страшное, что может случиться с человеком, с ребенком.Стиль-художественный.Тип-повествование.)1) Все это приключилось после второго урока, на перемене. 2) Сашка был ответственным за флажки и сам всегда передвигал их. 3) Где флажок, там и наши. 4) Мария Андреевна сказала Сашке, что сегодня флажок надо передвинуть чуть правее. 5) Она сказала это, закуталась в свою пуховую шаль и ушла из класса.6) Ребята притихли, и в тишине Сашка передвинул флажок в сторону голубой жилки на географической карте. 7) Это была Волга. 8) Мария Андреевна говорила, что Волга – великая русская река и мы не отдадим ее немцам. 9) А сегодня сама же сказала, что флажок надо передвинуть туда, прямо к голубой ниточке. 10) Это значит, немцы сильнее наших.11) Жирная черная муха билась в стекло и жужжала, как самолет. 12) Лека помнил, как жужжат самолеты, а потом что-то свистит, и, когда свистит, надо обязательно падать, где ты стоишь, и закрывать голову руками. 13) Мама всегда говорила, что надо падать, и они, заслышав жужжание, все выпрыгивали из вагона и, пробежав несколько шагов, обязательно слышали свист. 14) И тогда они падали, и Лека падал вместе со всеми и закрывал голову руками, а потом ему будто кто-то затыкал уши и что-то гремело сзади, или спереди, или сбоку и кто-то страшно кричал. 15) Лека все хотел посмотреть, кто это так кричит, но мама хватала его на руки и прижимала лицо к своей телогрейке, к своей грязной телогрейке, потому что они лежали на земле или даже в грязи.16) А потом мама бежала к вагону, прятала Леку в угол и не давала ему смотреть по сторонам, закрывая собой дверь и улицу, где кто-то кричал все так же страшно, а потом все-таки успокаивался.Синтаксический анализ текста1. Выпишите словосочетание со связью управление из предложения 1.2.Укажите вид подчинительное связи словосочетания СЕГОДНЯ СКАЗАЛА из предложения 9.3.Укажите грамматическую основу предложения 7.4. Укажите вид придаточного в предложении 4.5. Укажите вид подчинения придаточных в предложении 8.6. Выполните синтаксический разбор предложения  9.Вопросы к текстуСоставьте свои вопросы для синтаксического анализа по 3 абзацу текста.(Работа в парах).5. Применение знаний и умений в новой ситуацииРешение тестовых заданий.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:6. Рефлексия, обсуждение домашнего заданияДомашнее задание: выполнить задание 8 вариантов 4, 5, 6 (сентябрьские варианты) на сайте Решу ЕГЭ.