Современные подходы к трудовому воспитанию школьников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные подходы к трудовому воспитанию школьников
Автор: Овечкина Татьяна Фёдоровна

Современные подходы к трудовому воспитанию школьниковТ.Ф.Овечкина, учитель технологииМКОУ «Ягоднинская СОШ им.В.М.Петрякова»Белозерского района В настоящее время в обществе всё чаще разгораются дискуссии о том, надо ли вводить в школьную программу уроки труда, а по существу общественно-полезный труд, необходимо ли прививать детям трудолюбие. По мнению одних, девочки должны уметь варить борщ и заботиться о муже, детях, а мальчики - уметь держать молоток и быть опорой для женщины. По мнению других, и большей частью, родителей, в школе хотят ввести детский рабский труд. Когда-то швейная машинка и даже столярный, сверлильный или токарный станок были в каждой семье, доме. Сейчас достаточно сделать заявку в интернет-магазин, чтобы курьер привёз еду, одежду или интернет-сервис, чтобы сотрудники выполнили какие-то трудовые функции по дому. Элементарные действия по починке вещей молодые люди выполнить не могут, потому что не умеют. Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию, почему по этому поводу нужно дискутировать. По мнению президента Российской акдемии образования Ольги Васильевой «Человек просто обязан уметь заниматься самообслуживанием». Ещё в 1919 году тоже шли серьёзные дискуссии на тему школьного труда. Боялись, что «идея творческого и созидательного» труда, когда человек работает на себя и в своё удовольствие, а не на эксплуататора может столкнуться с неготовностью системы образования. Н.К.Крупская обращала тогда внимание общества на то, что «школу сплошь и рядом превращали в какую-то мастерскую, где неумеющие учителя обучали детей строгать, лепить, кроить». А педагог А.С.Макаренко высказывался на эту тему так: «Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот процесс будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата». В статье «Трудовое воспитание в советской школе: парадоксы становления и развития» отмечается, что опасность превращения школы «в мастерскую» заключалась в потенциальном психологическом отторжении детьми всего, что связано с трудом вообще и трудовым воспитанием в частности. В 30-х годах прошлого века этот момент учли и детей пытались воспитывать трудом. В процессе трудового воспитания нашлось место методам принуждения. Помогла в этом дисциплина, которую педагогам рекомендовалось прививать детям. Воспитание социалистического отношения к труду предполагало также ведение «решительной и неустанной борьбы» с нарушителями школьного режима. В 50-х наметились новые тенденции профориентации молодёжи. Тогда в докладах «наверх» часто посылали такие наблюдения, что «ныне модно слушать разговоры об институтах. Ни в одной школе не было проведено встреч учащихся с бывшими выпускниками, которые после окончания школы работали в колхозах, на станках, промышленных предприятиях». Словом, продолжение учёбы в вузах не рассматривалось на тот момент как проявление трудолюбия. Трудовое воспитание вступило в полосу сильного кризиса в начале 1970-х. и тогда снова заговорили о воспитании трудолюбия как о задаче первостепенной важности. Министр просвещения СССР Михаил Прокофьев заявлял 1973 году, что нужно обратить внимание на психологический настрой общества. А в конце 70-х уже опять говорили, что народнохозяйственные планы требуют, чтобы большинство учеников шли на производство. Однако теперь прочно укоренилось мнение среди учащихся и их родителей, что туда идут только плохо подготовленные в школе. В 1988 году коллективом лаборатории психологии трудового обучения и профориентации НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР были предоставлены результаты большого исследования. В нем, в частности отмечалось, что «…потребительское отношение некоторых учащихся к знаниям как к средству достижения более престижного положения в обществе требует от школы серьезных мер для организации общественного мнения коллектива учащихся, осуждающее подобное отношение к знаниям». Известный педагог-новатор Василий Сухомлинский открыто заявлял «о негативных тенденциях, которые мешают воспитывать искреннее отношение к труду как к творческой необходимости». Вместе с закатом Советского Союза сбой дала и система трудового воспитания. Мальчики по привычке сколачивали табуретки, а девочки готовили салаты, но смысла в этом становилось всё меньше и меньше. Занятия становились всё менее связаны с окружающей действительностью. В 90-е на уроки труда ходили скорее по привычке, пресловутую табуретку уже не было необходимости изготовлять, её можно было купить в магазине. Исследования программ технологии показали, что в них основное внимание уделяется формированию трудовых умений и навыков (в основном профессионального характера) и мало внимания уделяется вопросам трудового воспитания и, в том числе, развитию творческой активности учащихся. Так как же исправить создавшееся положение, с чего начать? Исследователи трудового воспитания обратились к зарубежному опыту. В Японии, например, в школах прививают с малых лет уважение к труду. Уборкой в классах, мелкими хозяйственными делами занимаются сами ученики. На уроках учат домоводству. В учебниках можно найти рецепты блюд, информацию об общих принципах питания, как приготовить сбалансированный обед. Особое внимание уделяют тому, как поддерживать порядок в дому, как организовать рабочее пространство. Учат как совершать покупки, как распоряжаться бюджетом и правильно прочитать магазинный чек и отстоять свои права. Иностранный пример показывает, что это приносит плоды и помогает воспитывать людей, которые с уважением относятся к своему и чужому труду. Идея трудового воспитания не потеряла своей актуальности и с распадом СССР и вряд ли потеряет в обозримом будущем. Абсолютно правильно, что в нашей стране снова стали уделять этому внимание. Но трудовое воспитание невозможно внедрять по канонам пятидесятилетней давности. Куда актуальнее предложить школьникам освоить работу на 3D-принтере, написать программное обеспечение, которое будет автоматически изготовлять детали. Робототехника и управление беспилотниками, а также финансовая грамотность всё это направления современного подхода к освоению трудовых навыков. Учащимся даётся возможность создавать собственные творческие проекты, среди которых есть и такие, которые связаны с физическим трудом. У нас в России растет поколение свободолюбивых и творческих людей, которые готов работать на благо других. Нужно услышать их запрос и дать возможность раскрыться. Творческая инициатива и непрерывный поиск более совершенных методов труда, чувство ответственности, трудолюбие, взаимопомощь, высокая культура труда, стремление к непрерывному повышению профессиональной квалификации, мастерства, непримиримости к недостаткам - вот те качества, которые необходимы современному человеку. Литература и источники:1 Лиферов Л.А. Трудовое воспитание и обучение/Л.А.Лиферов – М:Педагогика – 48с.2 Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников в условиях научно-технической революции/ С.Я.Батышев – М:Знание 197с.3 Е.Герасимова Детей научат работать не только головой, но и руками. Источник: Интернет4 Партия «Новые люди» Разработка нового закона в Госдуме. Источник: Интернет