Мультипликация - инновационный метод в обучении и развитии детей в ДОУ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мультипликация - инновационный метод в обучении и развитии детей в ДОУ
Автор: Артеменко Татьяна Викторовна
Мультипликация - инновационный метод в обучении и развитии детей в ДОУПодготовила воспитатель Артеменко Татьяна Викторовна МБДОУ детский сад №33«Умка» г. Ростов-на-ДонуВ век информационного прогресса компьютерные технологии быстрым темпом входят в нашу повседневную и профессиональную жизнь. Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов в работе с детьми. Современным видом проектной технологии с детьми дошкольного возраста является создание мультфильма. Данная деятельность проводится совместно с детьми и является привлекательной для них. Мультипликация в образовательном процессе – современный вид проектной деятельности, очень привлекательный для детей. Осуществляя такой вид проектной деятельности, мы поддерживаем любое стремление детей к творчеству, оказываем максимально возможное влияние на формирование в каждом из них свободной творческой личности, человека креативного, как самого дорогого и востребованного в современном обществе «продукта» образования.Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала. Разные виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество – сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл.Мультипликация, анимация – вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения объектов. При этом объекты могут быть двух видов:- рисованные - рисованная или графическая мультипликация;- объемные - кукольная или объемная мультипликация.Задачами мультипликатора являются следующие: придумывание персонажей будущего мультфильма, выполнение эскизов основных сцен, прорабатывание жестикуляции и мимики героев, поиск интересных приемов для выдвижения мультфильма из ряда других, расцветка и раскадровка фильма, прорабатывание анимации персонажей. Работа распределяется между несколькими специалистами, каждый из которых занят отведенной ему задачей. Мультфильмы можно создавать двумя путями:1) прорисовкой фаз движения персонажей с последующим совмещением отдельных элементов в единый видеоряд;2) покадровой съемкой, передвигая вручную объекты будущей мультипликации шаг за шагом.Мультипликация, как вид современного искусства, обладает такой педагогической ценностью, как возможность комплексного развивающего обучения детей. С помощью мультипликации становится возможным сблизить интерес ребенка и взрослого. Данный вид современного искусства позволяет сделать процесс обучения дошкольников удовольствием. Мультипликация помогает развить творческий потенциал ребенка и раскрепостить его мышление. Процесс создания мультфильма является интересной и увлекательной деятельностью для детей дошкольного возраста, так как они могут стать главными скульпторами и художниками произведения, сами озвучивать его. Создание мультфильма доступно и детям младшего дошкольного, и старшего дошкольного возраста. Так, дети помладше могут лепить и рисовать персонажей мультфильма, создавать декорации, озвучивать мультфильм и передвигать фигурки в процессе съемки. Старшие дошкольники могут выполнять роль аниматора, оператора, актера, сценариста, композитора, художника. Мультипликация обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей.Достоинство метода мультипликации в том, что он позволяет активизировать такие виды детской деятельности, как познавательная, речевая, музыкальная, игровая, изобразительная и др. В итоге у дошкольников развиваются следующие личностно значимые качества: эмоциональная отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением, активность, владение коммуникативными навыка и умениями.Съемочный процесс включает в себя;- придумывание и обсуждение сюжета;- создание декораций и персонажей;- съемка мультфильма (200-300 фотографий (кадров);- монтаж.Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста имеет следующий алгоритм:1. Выбирается известный рассказ, сказка или стихотворение, также можно придумать историю или взять ее из жизни. Таким образом формируется сценарий будущего мультфильма.2. Подготовка к съемке, изготовление персонажей.3. Создание фона и декораций, их установка на площадке для съемки.4. Съемка самого мультфильма, когда один ребенок берет на себя роль оператора, становится у фотоаппарата или видеокамеры, а остальные дети занимаются перестановкой героев и декораций в соответствии с сюжетом. Здесь важными являются следующие моменты:- движения будут более естественными, если их больше детализировать;- необходимо следить, чтобы фон и декорации не двигались, ноне забывать, что и в них могут происходить изменения (когда, скажем, подул ветер, что приводит деревья в движение);- в кадре не должно быть лишних теней и предметов;- четкость движений персонажей определяется съемкой с зафиксированного на штативе фотоаппарата, приближать и удалять изображение при этом не нужно.5. Осуществление монтажа мультфильма, когда отснятый материал переносится на компьютер и лишние кадры удаляются. Обычно делается 4 кадра в секунду, но иногда можно допустить иодин кадр. Выбрав последнее, необходимо сделать 60 фотографий для минуты фильма. Если в мультфильме присутствуют повторяющиеся движения, их можно заснять один раз, а затем скопировать в нужные моменты фильма.6. Запись голосового сопровождения детьми. Может производиться отдельными кусочками пр соблюдении абсолютной тишины. Допускается музыкальное сопровождение и различные звуковые эффекты (шум моря, скрип двери и пр.).Мультфильм может быть выполнен в различных техниках:1. Предметная анимация, предполагающая использование готовых игрушек. Данная техника подходит для тех, кто не любит рисовать, а предпочитает конструировать и строить.2. Перекладка, при которой персонажи рисуются на бумаге, а затем вырезаются и передвигаются.3. Пиксиляция, позволяющая делать различные трюки с участием детей. Например, прохождение сквозь стену, оживление предметов и пр.4. Пластилиновая анимация. Подходит для тех, кто любит лепить из пластилина. Она может быть объемной и плоской.5. Сыпучая анимация, которая подходит для детей с 10 лет и предполагает рисование сыпучими материалами, такими как различные крупы, кофе, манка.Также один из важных моментов – это хорошее освещение в помещении, где осуществляется съемка. Также допускается съемка на улице. Техники между собой могут перемешиваться. Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – одно их эффективных средств формирования познавательного интереса. Данный метод отличается неповторимостью жанра и доступностью.При создании мультфильма дети закрепляют умение брать на себя разные роли в соответствии с сюжетом, совершенствуют умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню. Они могут создать историю своей семьи, рассказать о нашей стране или отправиться в путешествие на далекую планету. Можно создать мультфильм о своем детском садике, и героями будут дети группы, рассказать о том, как они сегодня провели свой день, или может о том, как они плавали в бассейне или помогали малышам одеваться напрогулку. Тема мультфильма может быть любой, всё зависит от фантазии ребенка и педагога.Таким образом, создание мультфильма – это та технология, которая позволяет педагогу решить множество целей и задач.Список литературы и Интернет-ресурсов:1. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста //Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013.№5. – С.54–59.2. Гоноболин Ф.Н. Психология. – М, 2003. – С. 1233. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. М., ООО «ИТИ Технологии», 2003.-944 стр.4. Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». - СПб: Детство-Пресс, 2011. - 80 сМуниципальное бюджетное образовательное учреждениегорода Ростова-на-Дону ”Детский сад №33”Авторская методическая разработкаВоспитателя МБДОУ №33 Артеменко Татьяны Викторовны«Мультипликация - инновационный метод в обучении и развитии детей в ДОУ.»г.Ростов-на-Дону2024г