"Окружающий природный мир" 7 класс


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Окружающий природный мир" 7 класс
Автор: Фадина Надежда Вениаминовна

Окружающий природный мир (7 класс)Паспорт программы. «Окружающий природный мир»102 часа в год (3 часа в неделю) Пояснительная записка.Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы». В процессе формирования представлений о неживой природе учащийся получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Знакомятся с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учатся выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и не съедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов. Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (вт. ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий) ; наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся) ; муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др. Примерное содержание предмета.
  • Растительный мир.
  • Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/стебель, ветка, лист, цветок).
  • Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение)деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения ягод в жизни человека. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека.
  • Животный мир.
  • Знание основных признаков животного. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, пятачок, уши). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными (котом, собакой и др). Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение)диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, ёж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Узнавание/различение зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Знание питания рыб. Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).
  • Объекты природы.
  • Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса–модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Узнавание (различение)суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения в лесу. Знание значения луга в природе и жизни человека. Знание значения почвы в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки(ручья)в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательные). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем. Временные представления. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года узнавание /различение календарей (настенный, настольный и др.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня. Общая характеристика учебного предмета. Изучение курса «Окружающий социальный мир» направлено на достижение следующих целей:– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми.формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.Учебный курс «Окружающий социальный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Задачи и направления рабочей программы. В программе выделяются следующие основные задачи:
  • формировать первоначальные представление о предметном мире, созданном человеком;
  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира Квартира ,дом, двор»; «Продукты питания»; « Предметы быта»; «Школа»; «Город» и т.д.);
  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
  • - формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
  • формировать представления о стране, традициях и обычаях;
  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
  • закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
  • Принципы организации учебного процесса:Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы). Направления коррекционной работы:1. Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми, отстающими или имеющими парциальные недостатки в развитии этих функций. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.
  • Формирование и развитие речи.
  • Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи).
  • Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений (страхов, капризности и т.п.). Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.
  • 5.Содействие личностному росту, и коррекция отклонений личностного развития. Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта (например, застенчивости) и т.п. 6. Формирование видов деятельности: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков. Содержание курса состоит из следующих разделов: Исходя из поставленных задач и выбранных направлений коррекционной работы на занятиях, содержание программы включает три блока:1. Образовательный, формирование представлений об окружающем социальном мире, явлениями социальной жизни.2. Психологический, направленный на коррекцию эмоционально-волевой сферы.3. Социальный, направленный на формирование навыков эффективного взаимодействия с окружающим социальным миром.Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач. Содержание обучения на уроках очень разнообразен, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах у детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.Учебную работу на уроках окружающий природный мир необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках. Планируемые результаты изучения учебного курсаЛичностные планируемые результаты:Физические характеристики персональной идентификации:- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);- определяет состояние своего здоровья;Гендерная идентичность- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);Возрастная идентификация- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);- проявляет уважение к людям старшего возраста.«Чувства, желания, взгляды»- проявляет собственные чувства;«Социальные навыки»- умеет устанавливать и поддерживать контакты;- избегает конфликтных ситуаций;- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;- использует элементарные формы речевого этикета;- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);Мотивационно – личностный блок- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)- стремится помогать окружающимБиологический уровень- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)Осознает себя в следующих социальных ролях:- семейно – бытовых;Развитие мотивов учебной деятельности:- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение,);Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь- осознает, что определенные его действия несут опасность для него; Ответственность за собственные вещи- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате; Экологическая ответственность- не мусорит на улице;- не ломает деревья;Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:- принимает участие в коллективных делах и играх;- принимать и оказывать помощь. Планируемые предметные результаты коррекционной работы:
  • узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
  • • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности; Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:- входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - организовывать рабочее место; - следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Формирование учебного поведения: 1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;- фиксирует взгляд на изображении;- фиксирует взгляд на экране монитора.2) умение выполнять инструкции педагога:- понимает инструкцию по инструкционным картам;- понимает инструкцию по пиктограммам; - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).3) использование по назначению учебных материалов:- бумаги;- цветной бумаги;- пластилина.4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:- подражает действиям, выполняемы педагогом;- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.Формирование умения выполнять задание:1) в течение определенного периода времени:- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.2) от начала до конца:- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.3) с заданными качественными параметрами:- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНСОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫМатериально-техническое обеспечение курсаМатериально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения. - учебные столы; - натуральные объекты, муляжи, макеты. - предметные, сюжетные картинки по основным лексическим темам: «Птицы», «Животные» и др.; - дидактические игры: «времена года», пазлы «Мой дом», «Овощное лото», «Кто что ест», «Чей домик?»- аудиозаписи («Звуки природы») и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие представителей живой природы- тетради – раскраски с различными объектами окружающего природного мира; - комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом", «Ребенок и животные», «Ребенок и растения».