«Путешествие по стране «Абвгдейка»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Путешествие по стране «Абвгдейка»
Автор: Никульченко Людмила Анатольевна
Учебно-методическая разработкапо обучению грамоте детей подготовительной к школе группе«Путешествие по стране «Абвгдейка»Цель учебно-методического пособия: развитие у детей старшего дошкольного возраста всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.Задачи:Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся;Познакомить со звучащим словом, его протяженностью, способами интонационного выделения звука в слове; со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги; со слово различительной функцией звука, учить выделять гласные и согласные звуки;Учить звуковому анализу слов, последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам;Учить определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу;Воспитывать познавательный интерес к русскому язык.Актуальность Мотивация к обучению в школе не может возникнуть у детей старшего дошкольного возраста сама по себе. Эффективность формирования мотивации к обучению у ребенка подготовительной к школе группы полностью зависит от правильной организации образовательного процесса. Занятия для данного возраста должны быть приближены к школьным. Они должны носить учебно-тренирующий характер. Но при этом существенно отличаться по форме организации. Главным на этих занятиях должно стать игровое дидактическое упражнение.Мною были систематизированы дидактический материал по подготовки детей к обучению грамоте, речевые игры и упражнения, наглядный материал. На их основе была разработана система занятий в виде путешествия по волшебной стране. Все эти наглядные средства и игры, которые используются в данном учебно-методическом пособии, важны не только для воспитания звуковой культуры речи детей и подготовки их к обучению грамоте, но и способствуют и обще речевому развитию детей, помогают овладеть всем богатством родного языка. Знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык, как предмет, постижение которого духовно обогащает человека. Без этого невозможно преодолеть многие недостатки при изучении родного языка в школе.Адресовано: Воспитателям, родителям для индивидуальной работы с детьми. Условия реализации: подготовительная группа детского сада.Краткая характеристика содержания«Звуки»Цель: Дать представления о звуках различного происхождения.«Гласные звуки»Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».«Согласные звуки»Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.«Алфавит» (2 занятия)Цель: Активизировать и дополнить знания детей об алфавите. «Гласные и согласные звуки» (2 занятия)Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.«Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.«Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.«Слова и предложения»Цель: Учить составлять и читать короткие слова и предложения.«Слова и предложения»Цель: Через разгадывание ребусов продолжать учить складывать и читать слова и предложения.«Повторение» (2 занятия)Цель: Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.«Как древние люди общались друг с другом»Цель: Познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях.«Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка»Цель: Работать над формированием связной речи с опорой на сюжетные картинки. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её. Итоговое и занятиеЦель: Воспитывать любовь к чтению и грамматике. Использованная литература:Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников, СПб, 2003.Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет, Ярославль, 2001.Бугременко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993. Волкова Л.С. Логопедия, М., 1989. Городилова В.И. Чтение и письмо, М., 1995. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Преодоление общего недоразвития речи. М., 1990. Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет, Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1982. Матвеева А.Н. Звуки и буквы. М.: рекорд, 1994.