«Путешествие по стране «Абвгдейка»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Путешествие по стране «Абвгдейка»
Автор: Никульченко Людмила Анатольевна

Учебно-методическая разработкапо обучению грамоте  детей подготовительной к школе группе«Путешествие по стране «Абвгдейка»Цель учебно-методического пособия: развитие у  детей старшего дошкольного возраста всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.Задачи:
  • Сформировать у детей первоначальные  лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся;
  • Познакомить со звучащим словом, его протяженностью, способами интонационного выделения звука в слове; со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги; со слово различительной функцией звука, учить выделять гласные и согласные звуки;
  • Учить звуковому анализу слов, последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам;
  • Учить определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу;
  • Воспитывать познавательный интерес к русскому язык.
  • Актуальность        Мотивация к обучению в школе не может возникнуть у детей старшего дошкольного возраста сама по себе. Эффективность формирования мотивации к обучению у ребенка подготовительной к школе группы полностью зависит от правильной организации образовательного процесса. Занятия для данного возраста должны быть приближены к школьным. Они должны носить учебно-тренирующий характер. Но при этом существенно отличаться по форме организации. Главным на этих занятиях должно стать игровое дидактическое упражнение.Мною были систематизированы дидактический материал по подготовки детей к обучению грамоте, речевые игры и упражнения, наглядный материал. На их основе была разработана система занятий в виде путешествия по волшебной стране.   Все эти наглядные средства и игры, которые используются в данном учебно-методическом пособии, важны не только для воспитания звуковой культуры речи детей и подготовки их к обучению грамоте, но и способствуют и обще речевому развитию детей, помогают овладеть всем богатством родного языка. Знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык, как предмет, постижение которого духовно обогащает человека. Без этого невозможно преодолеть многие недостатки при изучении родного языка в школе.Адресовано: Воспитателям, родителям для индивидуальной работы с детьми. Условия реализации: подготовительная группа детского сада.Краткая характеристика содержания
  • «Звуки»
  • Цель: Дать представления о звуках различного происхождения.
  • «Гласные звуки»
  • Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».
  • «Согласные звуки»
  • Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.
  • «Алфавит» (2 занятия)
  • Цель: Активизировать и дополнить знания детей об алфавите.
  •  «Гласные и согласные звуки» (2 занятия)
  • Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.
  • «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»
  • Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.
  • «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».
  • Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.
  • «Слова и предложения»
  • Цель: Учить составлять и читать короткие слова и предложения.
  • «Слова и предложения»
  • Цель: Через разгадывание ребусов продолжать учить складывать и читать слова и предложения.
  • «Повторение» (2 занятия)
  • Цель: Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.
  • «Как древние люди общались друг с другом»
  • Цель: Познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях.
  • «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка»
  • Цель: Работать над формированием связной речи с опорой на сюжетные картинки. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её.
  •  Итоговое и занятие
  • Цель: Воспитывать любовь к чтению и грамматике. Использованная литература:
  • Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников, СПб, 2003.
  • Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет, Ярославль, 2001.
  • Бугременко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993.
  •  Волкова Л.С. Логопедия, М., 1989.
  •  Городилова В.И. Чтение и письмо, М., 1995.
  •  Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Преодоление общего недоразвития речи. М., 1990.
  •  Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.
  •  Козырева Л.М.  Развитие речи.  Дети  5-7 лет,  Ярославль:  Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  • Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.
  • Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000
  • . Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1982.
  •  Матвеева А.Н. Звуки и буквы. М.: рекорд, 1994.