статья
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статья
Автор: Ирина Валериевна Рязанцева
И.В. РязанцеваГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Областной центр образования», Новосибирская область, г. Новосибирск, учитель русского языка и литературыИспользование ИКТ– один из приоритетов онлайн образования учащихся, находящихся на продолжительном лечении. Серьёзная болезнь может настичь человека в любом возрасте. К сожалению, болеют и дети. Ежегодно 6 миллионов детей получают специализированную медицинскую помощь в стационарах, по данным Минздрава России. Только в отличие от взрослого пациента ребёнок находится на стадии активного физического, социального и интеллектуального развития. И прерывать этот процесс нельзя даже на время лечения. Когда ребёнок попадает на длительное лечение в больницу, кажется, что теперь всё внимание приковано только к его здоровью. Ребята оказываются в полной изоляции от окружающего мира, в отрыве от обучения в школе. А школа для ученика – важная часть его жизни. Многих ребят расстраивает мысль, что они могут что-то пропустить из школьной программы. Одно дело, когда ребёнка кладут в больницу на пару недель. Но когда ребёнок болеет долго, атрибуты привычной жизни так или иначе уходят, и тогда начинается ностальгия по таким привычным вещам, как школа. Школьники, которые вынуждены прервать обучение в родной школе и на время продолжительного лечения в стационарах медицинских учреждений продолжить учёбу в госпитальной школе, проходят нелёгкий путь: новая школа, новые учителя, новая образовательная среда. Они находятся в определённой социальной изоляции, попадают в атмосферу замкнутости, которая заставляет задуматься над многими вещами, порой даже поменять свои жизненные приоритеты. Но даже находясь в таких условиях дети продолжают учиться и даже сдавать ОГЭ и ЕГЭ. И делают это иногда гораздо охотнее, чем средний ученик обычной школы. Школа даёт понимание нормальности течения жизни. Жизненные цели – такие как закончить школу, создать предпосылки для поступления в вуз – дают силы и мотивацию для лечения. Учёба позволяет ребятам не просто переключить внимание со своего состояния на что-то другое, но и оказывает на них комплексное терапевтическое и реабилитационное воздействие. И ребёнок, действительно, может достигнуть таких результатов, которых не было в обычной школе. Перед учителем же стоит задача- дать ребёнку уверенность, что он делает всё то же самое, что другие сверстники, жизнь не проходит мимо. Цель педагогической деятельности в данных школах- вселить уверенность, что при возвращении домой, в привычную среду, у ребёнка не будет дефицита общения и знаний. Даже в обычных школах сегодня недостаточно быть просто хорошим учителем, необходимо понимать проблематику психолого-педагогического сопровождения детей. Для учителя, который работает дистанционно с ребёнком, находящимся на длительном лечении, многократно возрастает значение его умения оказывать психолого-педагогическую поддержку ученику. Бывает и такое, что ребёнок, который попадает в больницу, особенно с негативным опытом в обычной школе, не особо радуется факту, что здесь придётся учиться. Учителю важно понимать, что урок может пойти не по плану. Многое зависит от настроения, самочувствия и возможностей ребёнка. Педагогу надо заслужить доверие, быть гибким, уметь перестраиваться, адаптироваться. Учитель должен хорошо владеть передовыми методиками и новыми образовательными технологиями. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными из них становятся:информационно-коммуникационные технологии;технологии развития критического мышления;проектные технологии;технологии развивающего обучения;здоровьесберегающие технологии;игровые технологии;кейс-технологии и др. Дистанционное обучение – это специфическая форма обучения, поскольку она предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся…и должна выходить за рамки базового образования. Дистанционная форма обучения, сохраняя образовательные технологии, методы, формы и средства традиционного обучения, широко использует образовательные массивы сети Интернет, информационные и коммуникационные технологии. Современные интернет – технологии дают огромные возможности в образовании:Систематизировать процесс обучения.Повысить уровень знаний и качество преподавания.Возможность работать через образовательную платформу «Сферум» или другие ресурсы. С появлением интернет-технологий стало возможно обучение на новом качественном уровне. Применение информационно-коммуникационных технологий в дистанционной среде обучения позволяет повысить качество обучения, развить творческие способности учеников, научить их самостоятельно мыслить и работать с учебным материалом. Ученик перестаёт быть пассивным слушателем и вовлекается в активную познавательную деятельность. Учитель становится координатором учебного процесса. Использование интернет ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно ёмким, зрелищным и комфортным. При обучении детей, находящихся на длительном лечении, ИКТ - технологии являются важными инструментами в работе педагога, но их использование в образовательном процессе должно в полной мере соответствовать возможностям ребёнка, способствовать поддержанию его интереса к обучению. В педагогическом процессе выделяют следующие аспекты, где применяются ИКТ – технологии:Содержательный (применяется для того, чтобы занятие было наглядным, информационным, содержательным).Мотивационный (ИКТ используется для пробуждения интереса и мотивации).Учебно – методический (для усиления эффекта и качества обучения). Организационный (используются в форме индивидуального или группового обучения).Контрольно – оценочный (для контроля знаний, умений, навыков в виде предварительного, промежуточного, итогового диагностирования). Чаще всего в учебном процессе прибегаю к следующим ИКТ – технологиям:электронные учебники, пособия;тренажёры и программы, позволяющие провести тестирование;электронные справочники и энциклопедии;образовательные ресурсы в интернете; Вопрос сдачи единого государственного экзамена особенно важен для ребят, которые находятся на продолжительном лечении. Основная цель занятий с обучающимися 9- 11 классов не только закрепить, обобщить, углубить знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Использование ИКТ – технологий представляет ученикам мощный инструмент для успешной подготовки к экзаменам. Сейчас стало возможным не только использовать электронные учебные пособия, но и организовать работу с интернет - ресурсами, использовать on- line тестирование по предмету. Онлайн – ресурсы позволяют расширить учебный материал и получить доступ к актуальной информации, которая помогает ученикам быть в курсе последних изменений и требований экзаменов. Существует масса сайтов, приложений, тренажёров, платформ для подготовки к экзаменам по всем предметам. На примере русского языка:ФИПИ () занимается разработкой заданий для ЕГЭ и ОГЭ. Здесь можно получить всю актуальную информацию об экзаменах.Культура письменной речи () – сайт с полезными материалами по разным разделам русского языка. Есть справочники и рубрика про ЕГЭ.Textologia.ru (https://www.textologia.ru/russkiy/?q=394) –русский язык и все правила, разделы, определения и понятия.Русский язык на 5 () – интерактивный информационно – обучающий сайт для детей и взрослых. Курс русского языка в доступном изложении, в том числе по подготовке к ЕГЭ.Тренажёр ЕГЭ Русский язык () – онлайн тренажёр по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.Тесты по русскому языку ЕГЭ онлайн () Тесты по русскому языку ().Решу ЕГЭ () – варианты ОГЭ и ЕГЭ и др. С помощью названных сайтов организуется контроль знаний учащихся. Не нужно тратить времени на проверку заданий – результаты выполнения работ видны на компьютере. ИКТ-технологии при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ гарантируют массу преимуществ:Систематизация знаний, возможность изучить огромный поток информации.Доступ к свежей информации.Разнообразие инструментов для подготовки.Лучшее усвоение информации. Использование ИКТ на уроках способствует не только наилучшему усвоению информации, а также положительно влияют на эмоциональную сферу учащихся. Если совместить традиционное обучение и ИКТ- технологии, то однозначно получится повысить уровень знаний.Библиографический списокБапиев, И. М. Информационные технологии в дистанционном обучении / И. М. Бапиев, А. О. Гимеден. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 56-62. — URL: (дата обращения: 16.05.2024). Мухамадиева, К. Б. Применение тренажеров в системе дистанционного обучения / К. Б. Мухамадиева // Молодой ученый. — 2014. — № 17. — С. 32–33. — URL /76/12802/ (дата обращения: 16.05.2024).Полат Е.С., Петров А.Е. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 10.05.2024)Шариков С.В. Педагогическая поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах/ С.В. Шариков //Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. № 40. С.22-42