Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статья
Автор: Ирина Валериевна Рязанцева

И.В. РязанцеваГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Областной центр образования», Новосибирская область, г. Новосибирск, учитель русского языка и литературыИспользование ИКТ– один из приоритетов онлайн образования учащихся, находящихся на продолжительном лечении. Серьёзная болезнь может настичь человека в любом возрасте. К сожалению, болеют и дети. Ежегодно 6 миллионов детей получают специализированную медицинскую помощь в стационарах, по данным Минздрава России. Только в отличие от взрослого пациента ребёнок находится на стадии активного физического, социального и интеллектуального развития. И прерывать этот процесс нельзя даже на время лечения. Когда ребёнок попадает на длительное лечение в больницу, кажется, что теперь всё внимание приковано только к его здоровью. Ребята оказываются в полной изоляции от окружающего мира, в отрыве от обучения в школе. А школа для ученика – важная часть его жизни. Многих ребят расстраивает мысль, что они могут что-то пропустить из школьной программы. Одно дело, когда ребёнка кладут в больницу на пару недель. Но когда ребёнок болеет долго, атрибуты привычной жизни так или иначе уходят, и тогда начинается ностальгия по таким привычным вещам, как школа. Школьники, которые вынуждены прервать обучение в родной школе и на время продолжительного лечения в стационарах медицинских учреждений продолжить учёбу в госпитальной школе, проходят нелёгкий путь: новая школа, новые учителя, новая образовательная среда. Они находятся в определённой социальной изоляции, попадают в атмосферу замкнутости, которая заставляет задуматься над многими вещами, порой даже поменять свои жизненные приоритеты. Но даже находясь в таких условиях дети продолжают учиться и даже сдавать ОГЭ и ЕГЭ. И делают это иногда гораздо охотнее, чем средний ученик обычной школы. Школа даёт понимание нормальности течения жизни. Жизненные цели – такие как закончить школу, создать предпосылки для поступления в вуз – дают силы и мотивацию для лечения. Учёба позволяет ребятам не просто переключить внимание со своего состояния на что-то другое, но и оказывает на них комплексное терапевтическое и реабилитационное воздействие. И ребёнок, действительно, может достигнуть таких результатов, которых не было в обычной школе. Перед учителем же стоит задача- дать ребёнку уверенность, что он делает всё то же самое, что другие сверстники, жизнь не проходит мимо. Цель педагогической деятельности в данных школах- вселить уверенность, что при возвращении домой, в привычную среду, у ребёнка не будет дефицита общения и знаний. Даже в обычных школах сегодня недостаточно быть просто хорошим учителем, необходимо понимать проблематику психолого-педагогического сопровождения детей. Для учителя, который работает дистанционно с ребёнком, находящимся на длительном лечении, многократно возрастает значение его умения оказывать психолого-педагогическую поддержку ученику. Бывает и такое, что ребёнок, который попадает в больницу, особенно с негативным опытом в обычной школе, не особо радуется факту, что здесь придётся учиться. Учителю важно понимать, что урок может пойти не по плану. Многое зависит от настроения, самочувствия и возможностей ребёнка. Педагогу надо заслужить доверие, быть гибким, уметь перестраиваться, адаптироваться. Учитель должен хорошо владеть передовыми методиками и новыми образовательными технологиями. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными из них становятся:
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технологии развития критического мышления;
  • проектные технологии;
  • технологии развивающего обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • игровые технологии;
  • кейс-технологии и др.
  • Дистанционное обучение – это специфическая форма обучения, поскольку она предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся…и должна выходить за рамки базового образования. Дистанционная форма обучения, сохраняя образовательные технологии, методы, формы и средства традиционного обучения, широко использует образовательные массивы сети Интернет, информационные и коммуникационные технологии. Современные интернет – технологии дают огромные возможности в образовании:
  • Систематизировать процесс обучения.
  • Повысить уровень знаний и качество преподавания.
  • Возможность работать через образовательную платформу «Сферум» или другие ресурсы.
  • С появлением интернет-технологий стало возможно обучение на новом качественном уровне. Применение информационно-коммуникационных технологий в дистанционной среде обучения позволяет повысить качество обучения, развить творческие способности учеников, научить их самостоятельно мыслить и работать с учебным материалом. Ученик перестаёт быть пассивным слушателем и вовлекается в активную познавательную деятельность. Учитель становится координатором учебного процесса. Использование интернет ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно ёмким, зрелищным и комфортным. При обучении детей, находящихся на длительном лечении, ИКТ - технологии являются важными инструментами в работе педагога, но их использование в образовательном процессе должно в полной мере соответствовать возможностям ребёнка, способствовать поддержанию его интереса к обучению. В педагогическом процессе выделяют следующие аспекты, где применяются ИКТ – технологии:
  • Содержательный (применяется для того, чтобы занятие было наглядным, информационным, содержательным).
  • Мотивационный (ИКТ используется для пробуждения интереса и мотивации).
  • Учебно – методический (для усиления эффекта и качества обучения).
  • Организационный (используются в форме индивидуального или группового обучения).
  • Контрольно – оценочный (для контроля знаний, умений, навыков в виде предварительного, промежуточного, итогового диагностирования).
  • Чаще всего в учебном процессе прибегаю к следующим ИКТ – технологиям:
  • электронные учебники, пособия;
  • тренажёры и программы, позволяющие провести тестирование;
  • электронные справочники и энциклопедии;
  • образовательные ресурсы в интернете;
  • Вопрос сдачи единого государственного экзамена особенно важен для ребят, которые находятся на продолжительном лечении. Основная цель занятий с обучающимися 9- 11 классов не только закрепить, обобщить, углубить знания, но и научить применять их на практике, подготовить учеников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Использование ИКТ – технологий представляет ученикам мощный инструмент для успешной подготовки к экзаменам. Сейчас стало возможным не только использовать электронные учебные пособия, но и организовать работу с интернет - ресурсами, использовать on- line тестирование по предмету. Онлайн – ресурсы позволяют расширить учебный материал и получить доступ к актуальной информации, которая помогает ученикам быть в курсе последних изменений и требований экзаменов. Существует масса сайтов, приложений, тренажёров, платформ для подготовки к экзаменам по всем предметам. На примере русского языка:
  • ФИПИ () занимается разработкой заданий для ЕГЭ и ОГЭ. Здесь можно получить всю актуальную информацию об экзаменах.
  • Культура письменной речи () – сайт с полезными материалами по разным разделам русского языка. Есть справочники и рубрика про ЕГЭ.
  • Textologia.ru (https://www.textologia.ru/russkiy/?q=394) –русский язык и все правила, разделы, определения и понятия.
  • Русский язык на 5 () – интерактивный информационно – обучающий сайт для детей и взрослых. Курс русского языка в доступном изложении, в том числе по подготовке к ЕГЭ.
  • Тренажёр ЕГЭ Русский язык () онлайн тренажёр по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
  • Тесты по русскому языку ЕГЭ онлайн ()
  • Тесты по русскому языку ().
  • Решу ЕГЭ () варианты ОГЭ и ЕГЭ и др.
  • С помощью названных сайтов организуется контроль знаний учащихся. Не нужно тратить времени на проверку заданий – результаты выполнения работ видны на компьютере. ИКТ-технологии при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ гарантируют массу преимуществ:
  • Систематизация знаний, возможность изучить огромный поток информации.
  • Доступ к свежей информации.
  • Разнообразие инструментов для подготовки.
  • Лучшее усвоение информации.
  • Использование ИКТ на уроках способствует не только наилучшему усвоению информации, а также положительно влияют на эмоциональную сферу учащихся. Если совместить традиционное обучение и ИКТ- технологии, то однозначно получится повысить уровень знаний.Библиографический список
  • Бапиев, И. М. Информационные технологии в дистанционном обучении / И. М. Бапиев, А. О. Гимеден. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 56-62. — URL: (дата обращения: 16.05.2024).
  • Мухамадиева, К. Б. Применение тренажеров в системе дистанционного обучения / К. Б. Мухамадиева // Молодой ученый. — 2014. — № 17. — С. 32–33. — URL /76/12802/ (дата обращения: 16.05.2024).
  • Полат Е.С., Петров А.Е. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 10.05.2024)
  • Шариков С.В. Педагогическая поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах/ С.В. Шариков //Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. № 40. С.22-42