Применение социальных сетей и видеохостингов для сопровождения образовательного процесса в организациях дополнительного образования
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение социальных сетей и видеохостингов для сопровождения образовательного процесса в организациях дополнительного образования
Автор: Хугаева Кристина Казбековна
Применение социальных сетей и видеохостингов для сопровождения образовательного процесса в организациях дополнительного образования
Организации дополнительного образования играют ключевую роль в развитии современных детей и подростков, предлагая возможности для развития навыков, которые часто не охвачены традиционной школьной программой. С развитием цифровых технологий всё больше образовательных организаций обращаются к современным инструментам для расширения своих возможностей, и в этом контексте социальные сети и видеохостинги становятся незаменимыми средствами сопровождения образовательного процесса.
Социальные сети и видеохостинги, такие как Сферум, ВКонтакте, Телеграм, Rutube и Одноклассники, предоставляют возможности для интерактивного взаимодействия между преподавателями, обучающимися и родителями.
В современных условиях можно выделить следующие функции социальных сетей:
1. Информационная открытость образовательной организации (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об образовании в Российской Федерации", ст.29). Наличие официального сайта способствует развитию образовательной организации, повышению качества образовательных услуг, усилению конкурентоспособности и формированию имиджа.
2. Инструмент для обмена текстовыми сообщениями благодаря доступности Интернета и распространению мобильных устройств, что позволяет проводить онлайн-консультации, дискуссии, проверять домашнее задание;
3. Платформа для доступа к библиотечным и другим ресурсам. В ней существуют группы, где можно найти электронные книги, не нарушая авторских прав. Также учителя могут делиться ссылками на полезные сайты для самообразования детей.
4. Условие для реализации совместной деятельности: возможность создавать сообщества по интересам, принимать участие в голосованиях и опросах позволяют вовлечь обучающихся в проектную деятельность.
5. Социальная сеть-платформа для размещения дополнительных учебных материалов: презентации, фотографии, видео, документы, музыку. Учителя могут размещать на своих страничках в социальных сетях или в специально созданных сообществах обязательную к изучению или дополнительную информацию, что превращает самостоятельную работу учеников в действительность.
6. Дистанционное обучение. Видеоуроки и лекции могут быть доступны круглосуточно, что позволяет обучающимся изучать материал в удобное для них время и повторять темы, которые требуют большего внимания.
7. Мотивация через медиа. Краткие обучающие видео могут стимулировать интерес к сложным предметам. Это особенно актуально для детей и подростков, которые привыкли к коротким и насыщенным медийным форматам.
8. Родители могут контролировать успеваемость по предметам, быть на связи с педагогами, оставлять вопросы, замечания, пожелания, комментарии или делиться идеями, что позволяет улучшить эмоциональный климат и повысить качество проводимых мероприятий в образовательной организации.
Преимуществами интеграции социальных сетей и видеохостингов являются:
Доступность и удобство. Современные школьники активно используют социальные сети и видеохостинги в повседневной жизни, что делает их привычными инструментами для получения новой информации.
Индивидуальный подход. Социальные сети и видеохостинги позволяют разрабатывать уникальные образовательные программы, подходящие для разных стилей обучения. Видео могут быть адаптированы под разные уровни сложности, а обсуждения в группах могут способствовать более глубокой проработке материалов.
Международное сотрудничество. Видеохостинги позволяют вести трансляции и записывать лекции, что дает возможность сотрудничать с педагогами из других регионов и даже стран, обмениваться опытом и материалами, проводить мастер-классы.
Несмотря на явные преимущества, использование социальных сетей и видеохостингов в образовательном процессе также сопряжено с рядом вызовов. К ним можно отнести:
Проблемы контроля качества контента. Не весь контент, доступный в социальных сетях и на видеохостингах, соответствует образовательным стандартам.
Цифровая безопасность. Вопросы конфиденциальности данных обучающихся и защита их от потенциально вредоносного контента являются приоритетными.
Необходимость адаптации преподавателей. Не все педагоги владеют навыками использования социальных сетей и видеохостингов в образовательных целях. Это требует дополнительного обучения.
Однако при грамотном подходе, данных вызовов можно избежать, а потенциал этих инструментов полностью реализовать.
Социальные сети и видеохостинги становятся важными элементами в современном образовательном процессе, особенно в организациях дополнительного образования. Они обеспечивают новые формы взаимодействия между обучающимися и педагогами, делают обучение более доступным и интересным. Важно помнить, что их использование требует внимательного контроля качества контента и соблюдения цифровой безопасности. В будущем, с развитием технологий, роль этих платформ будет только возрастать, открывая новые перспективы для образовательной сферы.