"Интегрированные уроки истории"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Интегрированные уроки истории"
Автор: ЛАПАТИНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
од урока: 1 этап. Организационный момент.Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок.Учитель. У меня для вас есть текст. Как вы думаете, к какому времени он относится? С чем связан?(СЛАЙД 1) В монастырских хрониках середины IX в. так описывается положение в Западной Европе: «Государство, недавно еще единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором; вместо государя — маленькие правители, вместо государства — один только кусочек... всякий занимается своими собственными интересами».Ученики. Внимательно слушают. Отвечают на вопросы.Учитель. Давайте поближе познакомимся с этим этапом развития человечества и мысленно перенесёмся в то время.2 этап. Актуализация опорных знаний учащихся: (СЛАЙД 2)Учитель. Где и когда внуки Карла Великого заключили договор о разделе империи?Ученики. Верденский договор-843г. (СЛАЙД 2)Учитель. Как была разделена империя Карла Великого?Ученики. Карл Лысый-территория Франции, Людовик Немецкий- территория Германии, Лотарь-большая часть Италии. Однако и эти государства вскоре распались на крупные владения, а те в свою очередь на более мелкие.Учитель. Как называется время распада единого государства на множество мелких? Кто помнит?Ученики. Феодальная раздробленностьУчитель. Ребята, а как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?Ученики. Формулируют тему урока.Учитель. Совершенно верно. Тема нашего урока: «Феодальная раздробленность в Западной Европе в 1Х-Х1 вв.». (СЛАЙД 3)Учитель. А как вы думаете, в рамках данной темы, о чём мы с вами поговорим? «Мозговой штурм»: Запись предположений учащихся на доске - формирование «корзины идей». Учитель помогает, задаёт наводящие вопросы.Ученики. Формулируют цели урока, предлагают пути их достижения, составляют план урока(СЛАЙД 4) План урокаПричины феодальной раздробленности.Сеньоры и вассалы.Слабость королевской власти во Франции.Образование Священной Римской империи.Проблемный вопрос. Почему возникает феодальная раздробленность? Если король в период феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то почему вообще сохранялась королевская власть?3 этап. Изучение нового материала.(СЛАЙД 6) 1. Причины феодальной раздробленностиУчитель. И возникновение, и распад раннефеодального государства объясняются интересами формировавшегося в то время класса феодалов.Беседа с классом:-А кто такие феодалы?Ученики. Это владелец наследственного земельного владения – феода Феод- наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу при условии несения за него службу.-До каких пор феодалы поддерживали центральную власть императора?-Когда перестали ее поддерживать?-Существовали ли прочные хозяйственные связи между различными частями империи?-На кого мог рассчитывать феодал в случае восстания крестьян, потерявших свободу?-Кто осуществлял власть на местах?-Какие последствия имели эти процессы?(СЛАЙД 6) Заполнение схемы «Причины феодальной раздробленности».Учитель. Что же такое феодальная раздробленность?Ученики. Распад государства на отдельные княжества.(записывают в словарь)Учитель. (СЛАЙД 7)Распад Европы на отдельные части привел к грабежам и убийствам. Вот как описывали современники междоусобные войны:А граф пошел на недругов походом,Стал выжигать и грабить их феоды,Их замки брать и сравнивать с землею,Во прах сметать их стены и донжоны.«Нет войны без пожаров и крови»,- провозглашал поэт рыцарь Бертран де Борн.Учитель.(СЛАЙД 8) Как называют такие войны?Ученики. Междоусобными войнами (ученики записывают в словарь).Учитель. Как вы думаете, кто больше всех страдал от этих войн?Ученики. Во время усобиц сжигались деревни, угонялся скот, вытаптывались посевы.Учитель. Давайте подумаем, что всегда несёт война для людей? А какие войны идут в современном мире?(СЛАЙД 9) Сеньоры и вассалы.Учитель.Самый крупный феодал раздавал часть земель с крестьянами мелким феодалам в награду за службу (феод), они же давали ему присягу верности. Он считался по отношению к этим феодалам сеньором (старшим), а феодалы, которые, как бы «держали» от него земли, становились его вассалами (подчиненными).(СЛАЙД 10) Учитель организует работу в группах. Класс делится на 2 группы и получает задание. На маркерной доске таблица, которую заполняют в ходе работы.Работа с текстом в группах п. 2, 3 § 4.1 группа заполняет колонку таблицы с обязанностями сеньоров, а 2 группа- обязанности вассаловУчитель проверяет правильность заполнения таблицы.Учитель. Охарактеризуйте отношения между сеньорами и вассалами, заполнив таблицу: (СЛАЙД 11) (СЛАЙД 12)Задание: в законах Германии первой половины XI в. было сказано, что сеньор не может отнять у вассала феод без вины, а только по приговору равных, если будет доказано, что он нарушил обязанности вассала: покинул сеньора в бою, напал на сеньора или его замок, убил брата или племянника сеньора.Учитель. Сделайте на основе содержания закона вывод о том, какие отношения могли складываться между сеньорами и вассалами.Ученики выполняют задание. ( феодальные, вассальные отношения)Учитель. В Германии и во Франции действовало правило «Вассал моего вассала не мой вассал»-Как вы понимаете это правило?Ученики.Учитель.(СЛАЙД13) Как называлась организация феодалов в период раздробленности?Ученики. Феодальная лестницаУчитель. Прокомментируйте схему «Феодальная лестница».Были включены крестьяне в феодальную лестницу? Почему?Ученики. Комментируют схему «Феодальная лестница». Феодалы это был класс благородных людей, а крестьяне они были простолюдинами.(Ученики выполняют задание.)Учитель.( СЛАЙД 14) Когда начиналась война с другим государством, король призывал в поход герцогов и графов, те обращались к баронам, которые приводили с собой рыцарей. Так создавалось феодальное войско, которое называлось рыцарским ( риттер – всадник, конный воин)(СЛАЙД 15) Задание: в документе сказано, что Матвей Монморанси за феод, полученный от парижского епископа, должен отправляться в поход по требованию этого епископа с двумя рыцарями.В каких отношениях находились между собой названные люди?(вассальные отношения)К какой ступени феодальной лестницы относился Матвей Монморанси?(барон)ФИЗМИНУТКА(СЛАЙД 16) Слабость королевской власти во Франции и образование Священной Римской империи.Учитель. Власть последних королей из династии Каролингов во Франции существенно ослабела. Представьте, что эти короли рассказывают вам о своей непростой судьбе. Современники давали королям унизительные прозвища: Карл Толстый, Карл Простоватый , Людовик Заика, Людовик ЛенивыйЗадание: 1 группа. Работая с текстом учебника п. 4 § 4, от имени одного из последних королей из династии Каролингов во Франции расскажите о своем положении.2 группа. Работая с текстом учебника п. 5 § 4, ответьте на вопрос:1) Как и когда образовалась Священная Римская империя?2) Почему германские императоры стремились короноваться именно в Риме?(СЛАЙД 17)В 962 г, пользуясь раздробленностью Италии, Оттон Iсовершил поход на Рим, и папа провозгласил его императором. Кроме Германии под власть ОттонаI попала часть Италии. Так Римская империя была восстановлена ещё раз. Позднее это политическое образование стали называть Священной Римской империей германской нации.Все германские короли короновались в Риме по традиции, которую почитали священной. Тем самым они показывали преемственность своей власти от империи Карла Великого. Также было очень важно показать, что титул этот законный, переданный по наследству, а не присвоенный. Доказать это можно было только короновавшись в Риме. Ведь не зря все-таки сама империя называлась Священной Римской, а император носил также титул императора Запада.Сообщение ученика о короне королей Священной Римской империи.(СЛАЙД 18)4 этап. Закрепление:(СЛАЙД 19) Закрепление знаний по теме "Феодальная раздробленность в IX-X1 вв.". Учитель следит за правильностью выполнения заданий и корректирует ошибки.1. Определите, кто чей вассал или сеньор.А) Вассалы короля____________ Б) Сеньор рыцаря __________В) Вассал графа_______________ Г) Сеньор короля __________Д) Вассал рыцаря____________Е) Сеньор барона________2. Заполните пропуски в тексте.Династия ______________ очень ослабла. Над последними королями люди просто издевались и давали им смешные ____________________. Тогда феодалы выбрали королем ____________________. Теперь король был хозяином только ________________. Он не мог собирать ______________, у него была слабая ________________.5 этап. Оценивание. Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся.6 этап. Домашнее задание (СЛАЙД 20 ):§4, учить термины по темеДополнительно( на выбор): Подсчитайте, сколько лет в Европе не было ни одной империи (сколько времени прошло между распадом империи Карла Великого и провозглашением императором Оттона I;Составьте кроссворд по данной теме;7 этап. Рефлексия (выдаются листки для заполнения)Оцените урок и результат своей деятельности.Подчеркните один из вариантовНа уроке я работал активно/ пассивноСвоей работой на уроке я доволен/не доволенУрок для меня показался коротким/ длиннымЗа урок я устал/ не усталМатериал урока мне был понятен/ не понятен интересен/ скученЗа урок я себе ставлю оценку