"Трудовое воспитание, как важный аспект в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Трудовое воспитание, как важный аспект в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни"
Автор: Великоиваненко Наталья Николаевна
государственное казенное учреждение социального обслуживанияРостовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,"Ерофеевский центр помощи детям"Cообщение на тему:«Опыт работы Ерофеевского центра помощи детям по трудовому воспитанию выпускников как фактор социального становления личности»Подготовиласоциальный педагог Великоиваненко Н.Н.Ерофеевка 20241 слайдДобрый день, уважаемые коллеги! В своём выступлении я поделюсь опытом работы нашего центра по трудовому воспитанию воспитанников, готовящихся к выпуску из центра и несколько слов в конце скажу об участии в проектах, способствующих социализации наших выпускников. На наш взгляд именно через привитие к труду идёт становление и формирование личности будущего выпускника. Данная работа является основной, и главная наша задача заключается именно подготовить детей к выходу в самостоятельную жизнь. Не секрет, что у выпускников наших учреждений формируется потребительское отношение, ребята имеют проблемы в социализации, слабо адаптируются к новым условиям жизни и быта. Очень хочется, чтобы этот перепад, этот переход был не столь болезненным и более мягким и для этого мы используем разнообразные методы и совершенствуем новые формы организации работы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни . 2 слайд «Домашний труд в семье»Выходя за порог центра помощи детям, воспитанники должны уметь себя самостоятельно обслуживать - приготовить еду, спланировать покупку продуктов на неделю, должны знать, как питаться правильно. Поэтому, воспитание в детях самостоятельности - это главная задача, которую мы стараемся решить. Особое внимание уделяем социально-бытовому воспитанию через приобщение к самообслуживанию. В центре созданы условия для социализации: стиральная машина, утюги, холодильники, микроволновая печь, тостер, вафельницы, чайник, набор посуды, разделочные доски, столовые приборы. Эксплуатация приборов проводится под наблюдением воспитателей. Дети умеют стирать, включить электрическую плиту и приготовить простые блюда, разогреть в микроволновке, помыть посуду.3 слайдПоскольку мы проживаем в сельской местности, работа на земле имеет первостепенное значение и, конечно готовит наших воспитанников к самостоятельной жизни. На территории центра имеется теплица, сад с фруктовыми деревьями и цветник. Мы считаем, что работая на земле, можно ненавязчиво приобщать к трудовой деятельности, направленной на получение результата, несущего эстетическое удовлетворение. Но прежде, чем начать работать в теплице, необходимо посеять семена. Их мы сеем в стаканчики ранней весной. Каждый стаканчик ребёнок подписывает и с нетерпением ждёт всходов. Сколько радости в глазах детей, когда появляются, наконец, всходы. 4 слайдТеплица находится во дворе нашего центра, занимает важное место в реализации задач по ознакомлению воспитанников с природой, воспитании у них интереса и бережного отношения к ней. Это источник познания природы. Здесь расширяются, углубляются и закрепляются знания воспитанников о культурных растениях, их биологических особенностях и технологий выращивания. Вместе с детьми устанавливается зависимость развития и роста растений от факторов внешней среды и ухода за ними. Работа в теплице позволяет детям приобрести полезные трудовые навыки. Именно здесь в теплице формируются отношение к земле - как основному богатству страны, здесь закладывается любовь к земле, труду. Это и ранняя профориентация, так как работа в теплице позволяет расширить знания у ребят по таким профессиям как – «Плотник», «Агроном», «Строитель», «Огородник». Прежде, чем начать работу в теплице, её необходимо подготовить. Так в этом году пришлось полностью поменять покрытие, так как зимние капризы природы её разрушили. Старшие ребята принимали активное участие и помогли слесарю произвести замену. Затем необходимо было обновить почву, завезли перегной. Ну и теперь можно приступать непосредственно к высадке рассады. На одной территории с нашим центром находится и школа, поэтому в теплицу часто заглядывают и школьные друзья наших воспитанников. А те с удовольствием проводят экскурсию для них, рассказывая о том, сколько труда было потрачено на такую красоту. Процесс высадки рассады тоже довольно интересен, в нём принимают участие все дети, как старшие воспитанники, так и малыши. Сначала педагог сам высаживает рассаду и проговаривает процесс посадки в деталях. В результате занятия каждый ребенок проговаривает схему и сажает растение. Двигаясь по теплице, руководитель слушает и слышит детей. Правильно ли проговаривают теорию и термины? Если есть вопросы – отвечает, просьбы - помогает. Так отрабатываются навыки. Дети учатся нести ответственность за порученное дело. И конечно каждый воспитанник ждёт похвалы и одобрения за выполненное дело.5 слайдСамое интересное и важное – это сбор урожая. Финал так сказать нашего проекта. Работая в теплице, воспитанники ненавязчиво приобщаются к взрослой жизни на земле, учатся любить природу и уважать чужой труд. Делают вместе с педагогами большое доброе дело. С каждым годом хорошеет теплица, как составная часть нашего центра. И пусть их детское увлечение перейдет, если не в профессию, то хотя бы в хобби. Эти дети вырастут достойными людьми. 6 слайд В саду тоже ведутся сезонные работы. В зимний период делается обрезка, весной обрабатываются деревья, осуществляется побелка, ребята обкапывают каждое деревце. Работа в цветнике включает в себя также много усилий, стараний и обязательно желания со стороны детей. Высадка растений, полив, прополка требуют постоянного внимания. Но и как результат получаем сезонные овощи и фрукты и с удовольствием любуемся цветами. В процессе трудовой деятельности происходит социальное закаливание воспитанников, они учатся преодолевать различные трудности, чтобы быть способным жить самостоятельно и решать сложные проблемы, которые неизбежно возникают у каждого человека. Труд формирует волевые качества в ситуациях преодоления сложностей и принятия ответственных решений.Важно, что в процессе трудовой деятельности ребенок приобретает навыки взаимодействия с различными людьми, осваивает опыт деловых отношений, что позволит ему успешно адаптироваться в любой производственной организации.Именно в труде особенно эффективно формируются организаторские и коммуникативные умения, которые позволят выпускнику реализовать свои профессиональные и жизненные планы. 7 слайд Помимо садово-огородных работ ребята учатся шить, гладить и производить мелкий ремонт одежды, учатся вести домашнее хозяйство, тренируются в организации личной жизни и индивидуальной деятельности, что способствует формированию умений и навыков самостоятельной жизни. Объединяясь в труде со сверстниками, воспитанники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. При этом главная наша цель - воспитание у детей позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости. 8 слайд Для получения навыков кулинарии проводятся, ставшие уже традиционными, практические занятия по субботам и в дни каникул - приготовление семейного ужина. Перед проведением занятий беседуем с детьми о том, какое блюдо они хотели бы научиться готовить, рассматриваем иллюстрации с рецептами. На занятии прививаются навыки сервировки стола и приготовления основных блюд, а именно - блины, каши, супы, бутерброды, салаты. В ходе занятий проводятся конкурсы-практикумы на лучшее украшение стола, на которых дети демонстрируют свои умения и навыки. В обязательном порядке учим детей правилам безопасного поведения на кухне, как правильно пользоваться столовыми приборами, формируем навыки культурного принятия пищи. Занятия-практикумы с использованием бытовой техники помогут воспитанникам в дальнейшем быстрее адаптироваться к новым условиям быта. При наличии широкого ассортимента продуктов дети проявляют фантазию к созданию полноценных блюд и умеют их приготовить, появляется возможность привить детям любовь к приготовлению пищи, сделать занятия увлекательными. Помимо этого, есть замечательные поварские профессии – «Повар», «Кондитер», получив представление о которых, ребенок из нашего центра, возможно, захочет пойти по этому пути и занять свое достойное место в жизни. И хочется отметить, что не только девочки нашего центра, но и мальчишки выбирают профессию «Повар – кондитер». 9 слайдВ 2021 году создана тренировочная квартира на базе помещения социальной гостиной. Создание тренировочной квартиры является направлением деятельности центра по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Сроки и порядок нахождения воспитанников в тренировочной квартире определяются индивидуально. Воспитанники, находящиеся в тренировочной квартире могут приготовить себе завтрак, ужин; выполнить учебные домашние занятия, планируют и организуют проведение досуга, соблюдают чистоту в квартире, осуществляют уход за одеждой и обувью. Заранее обговариваем о необходимости приобретения продуктов и делаем это за свой счёт или используем спонсорскую помощь. Работа в тренировочной квартире ведется под наблюдением педагога дополнительного образования, и занимаются там только старшие ребята. Подбор воспитанников для совместных занятий в тренировочной квартире может осуществляться по желанию воспитанников, по степени их психологической совместимости. Данную практику мы проводим обычно в каникулярное время. И, как правило, ребята могут там находиться около 6 часов либо в первой половине дня, либо во второй. Когда ребята нарушают условия проживания в тренировочной квартире, мы исключаем их раньше положенного срока пребывания и следующий раз они получат разрешение, когда педагоги увидят, что они к этому готовы. 10 Проект «Включайся и будь успешен!» Принимая участие в проекте «Включайся и будь успешен!», ребята знакомятся с новыми профессиями, с интересом ждут вебинар, внимательно смотрят, задают вопросы, а затем ещё долго обсуждают и спорят. Примерить на себе различные виды занятостей позволяет очень интересный сайт «naprimerku.ru», потому что там собрано более 60 видов занятости, можно примерять и сравнивать на себе. А ещё можно заново просмотреть вебинар или посмотреть пропущенный. Участие в проекте способствует повышению мотивации воспитанников к труду, содействует осознанному выбору работы. Ведь любимая работа делает жизнь насыщенной и яркой. Она приносит радость, удовлетворение, позволяет расти и развиваться, гордиться своими успехами и ставить новые цели. Стараемся донести до ребят, что работа мечты-это: заработок и уверенность в завтрашнем дне, твой след в мире, твоё развитие и раскрытие талантов, интересный круг общения, признание и уважение. Начинай работать как можно раньше, ведь это прекрасная возможность открыть мир и мир вокруг с новой стороны и почувствовать вкус к жизни. 11 слайд «Наставничество» Также воспитанники принимают участие в проекте «Наставничество». Наставник (внешний) –доброволец (волонтер), готовый взаимодействовать с воспитанником на регулярной основе в течение продолжительного времени (не менее одного года) по вопросам подготовки к самостоятельной жизни на этапе выпуска из организации. Наставник (внешний) относится к дополнительным элементам подготовки выпускника. Наставник проходит отбор, подготовку в некоммерческой организации, имеющей договор/соглашение с организаций для детей-сирот о наставничестве. Формирование пары «наставник – воспитанник» осуществляется только с согласия воспитанника. Наставник своей деятельностью не подменяет функционал педагогических работников организации. Две девочки и мальчик успешно прошли обучение и для них нашли наставников. Общение проходило в телефонном режиме и несколько раз в месяц приезжали в гости. Мы проводим обучение воспитанников, готовых принять участие в этом проекте и результаты отправляем в некоммерческую организацию. На наш взгляд общение с наставниками благотворно сказывается на воспитанниках и заметны изменения в лучшую сторону. Повысилась мотивационная сфера в плане учебной деятельности, появился познавательный интерес к новым видам деятельности. Минусом является для нас большая удаленность от города Ростова – на – Дону, поэтому мы не можем в полной мере включиться в более тесное сотрудничество.12 слайд «Участие в мероприятиях СВДД «Дети всей страны».Активно наши воспитанники принимают участие в акциях и мероприятиях СВДД «Дети всей страны». Так участвовали во Всероссийской акции «Защитники Отечества», направленной на поддержку участников Специальной военной операции. Ребята изготовили открытки и написали письма солдатам. Коллектив центра собрал гуманитарную помощь для участников СВО. Уже стало традицией принимать участие в акции «Согревая сердца». Ребята рисуют открытки для пожилых людей из дома престарелых, который находится в соседней деревне. А ещё «Окна Победы», праздничные акции ко Дню защиты детей и Новому году и много разных других интересных мероприятий. 13 слайд «Участие в форуме социальных инициатив «Путь к семье начинается сегодня». г.АстраханьВыпускница Ерофеевского центра помощи детям в составе делегации из Ростовской области приняла участие в форуме социальных инициатив "Путь к семье начинается сегодня" в рамках объявленного Президентом РФ Году семьи и Всероссийскому дню семей и Международному дню семьи, любви и верности, организованный Региональным отделением Всероссийской общественной организации "СВДД " Дети всей страны " в Астраханской области совместно с ФГБУ ВО "Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева".Активно участвовала на платформах форума, предложила свою идею развития подростков, которую озвучила в проекте и получила одобрение со стороны спикеров.Игра в лазертаг, экскурсия по Астраханскому Кремлю, прогулки и конечно же новые друзья-все это ещё долго будет в памяти участников форума.14 слайд «Спасибо за внимание!»Таким образом, мы считаем, что труд для воспитанников является одним из главных факторов, определяющих выбор ребёнком профессии, а значит и своей судьбы. Не может состояться жизнь человека без любимого дела, позволяющего обеспечить достойную жизнь. Именно разнообразная трудовая деятельность в учреждении и за его пределами позволяет выявить профессиональные способности, склонности ребёнка, сформировать устойчивый интерес к профессии, стремление к получению соответствующего образования.