Технология работы с текстом при подготовке к ГВЭ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технология работы с текстом при подготовке к ГВЭ
Автор: Чупрова Марина Валерьевна
Доклад на тему «Технология работы с текстом при подготовке к ГВЭ (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья)»ВведениеГосударственный выпускной экзамен — это серьёзный этап в жизни учащихся, и для многих из них он может быть источником стресса. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) этот процесс представляет собой особую задачу, требующую применения адаптированных методов и технологий, поэтому мы должны сделать этот процесс максимально комфортным и эффективным. Сегодня мы поговорим о важной теме — о работе с текстом при подготовке учащихся с ОВЗ к государственному выпускному экзамену (ГВЭ).Работа с учащимися с ОВЗ требует внимания к их индивидуальным особенностям. У них могут быть затруднения с пониманием и интерпретацией текстов, проблемы с памятью и вниманием, а также потребность в конкретных примерах и визуальных материалах. Это важно учитывать при подготовке материалов.Несформированность связной речи снижает познавательные возможности учащихся, их мыслительную и речевую активность. Процесс формирования связной речи детей с ОВЗ длителен и осуществляется в рамках каждого учебного предмета.Уроки развития речи для детей с ограниченными возможностями здоровья обязаны быть насыщены лексическими заданиями – это напрямую влияет на формирование различных речевых умений. Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, составлять простые предложения, а далее и сложные, сочинять диалоги, монологи.К ответам детей следует относиться бережно, каждого выслушивать до конца. Даже в неполных и неточных ответах нужно найти что-то положительное и дать ребенку почувствовать, что его усилия не были напрасны. Такое отношение стимулирует у детей дальнейшую активность и уверенность в себе. При выборе заданий необходим индивидуальный подход с учетом уровня речевой подготовки учащихся.Соответственно, нам необходимо четко определить задачи, которые стоят перед нами:1. Понять, как развивать навыки работы с текстом у таких учеников.2. Научить их критически мыслить и анализировать информацию.3. Обеспечить эмоциональный комфорт во время подготовки.Теперь давайте рассмотрим технологии, которые помогут нам в этом процессе.1. Преобразование текстов: - Упрощение языка и структуры. -Использование коротких предложений и ясной последовательности изложения -Введение иллюстраций, схем и таблиц для визуализации информации2. Активные методы обучения: - Групповые обсуждения текстов. Это позволяет учащимся обмениваться мнениями и получать дополнительные объяснения от сверстников. - Лекционные мини-презентации, которые делают работу с текстом более интерактивной и вовлекающей. 3. Технологии работы с информацией: - Составление сложного плана, а впоследствии пересказ отобранного материала. -Написание собственных текстов описательного и повествовательного характера.4. Развитие навыков критического мышления: - Задания на сравнение и сопоставление разных текстов. - Вопросы на понимание и интерпретацию прочитанного. Это может включать ряд вопросов, касающихся содержания текста, его структуры и авторских намерений.5. Эмоциональная поддержка: - Создание благоприятной атмосферы в классе, где учащиеся могут свободно выражать свои мысли и переживания. - Индивидуальное консультирование и поддержка, позволяющая учащимся работать в собственном темпе.Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) по русскому языку в 9-ом классе (письменная форма) состоит из двух частей: сжатое изложение по прослушанному и прочитанному тексту с творческим заданием (аргументированный ответ на вопрос).При этом тексты для изложения подбираются повествовательного характера с ясным содержанием и сюжетной линией, чётким изложением последовательности событий, не содержащие сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. В текстах не используются сложные синтаксические конструкции, не допускается обилие изобразительно-выразительных средств, диалектной и архаичной лексики.С самого начала акцентирую внимание учащихся на том, какой перед нами текст? Знакомо ли детям имя автора? Затем определяем ТЕМУ и ИДЕЮ данного текста. Выписываем незнакомые слова и работаем с толковым словарём. Анализируем текст. Выписываем ключевые слова. Составляем сложный план. Работаем над правописанием.После написания изложения обучающимся предлагается выполнить творческое задание (сочинение) – от 70 слов.При написании сочинения большинство детей испытывают затруднения. Дети не просто могут не понимать, что писать, а порой и не могут подобрать слова, чтобы выразить какую-то мысль. Для облегчения выполнения обучающимися такого вида деятельности как сочинение, использую шаблоны-памятки, помогающие выполнить этот вид работы.Работая над сочинением, мы должны помнить, что все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять, так как снижение произвольной памяти у учащихся – одна из главных причин их трудностей в школьном обучении. При выполнении заданий учащиеся пользуются раздаточным материалом: схемами, карточками, инструкциями, шаблонами. Практика показывает, что написание сочинений по готовому шаблону по-прежнему остается самой массовой и результативной формой подготовки выпускников к написанию экзаменационных сочинений. В особенности для слабых обучающихся и обучающихся с ОВЗ. Преимущество шаблона заключается в том, что он подготовлен учителем с учетом предъявляемых требований к сочинению-рассуждению. ЗаключениеПодготовка к ГВЭ требует от педагогов применения дифференцированных подходов к обучению, особенно для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Используя адаптированные методы работы с текстом, мы не только поможем им справиться с экзаменами, но и поспособствуем развитию их навыков критического мышления. В конечном итоге это поможет им лучше адаптироваться к условиям экзамена и успешнее реализовать свой потенциал в учебной деятельности.