"Синичкин день"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Синичкин день"
Автор: Бессонова Людмила Юрьевна
Квест – игра по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Зиновий – Синичник»Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, их образе жизни и отличительных особенностях.Задачи:Образовательные:- Способствовать активизации и расширению словаря по теме «Зимующие птицы». Закрепить знания детей о том, чем питаются птицы зимой.- Продолжать совершенствовать грамматический строй речи.- Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных в единственном числе- Совершенствовать навыки словообразования.- Закреплять умение детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах по опорным картинкам.Развивающие:- Продолжать развивать выразительность речи и связную речь- Продолжать упражнять в составлении предложений с опорой на предметные картинки- Продолжать упражнять в согласовании существительного со словом «много»- Способствовать развитию зрительного восприятия и слухового внимания;- Способствовать умению сравнивать, анализировать и обобщать;- Развивать моторику и координацию движений;- Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.Воспитательные:- Воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к окружающей среде.- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой. Воспитание навыков сотрудничества, активностиОборудование: мультимедийная установка, картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план; магнитная доска, мяч, кормушка, мешочек/коробочка для складывания зернышек, цветные зернышки для проведения рефлексииПредварительная работа: чтение «Синичкин календарь» В.Бианки, беседы о зимующих птицах: «Чем любят лакомиться зимующие птицы», «Жизнь птиц зимой», рассматривание сюжетных и предметных картинок с обсуждением внешнего вида, особенностей поведения птиц, наблюдение за птицами во время прогулки. Разучивание подвижной игры «Шустрая синичка», пальчиковой игры «Кормушка».Индивидуальная работа: Разучивание стихотворения «Синица, синица, что тебе снится?» Е. Евсеевой с (Ф.И. ребенка)Методы: Словесные, игровые, наглядные, практическиеФормы реализации методов обучения:- беседа;- вопросы к детям;- задания детям;- практические действия.Ход игрыОрганизационный моментНа экране мультимедиа появляется синичка и сообщает детям:- 12 ноября отмечается праздник – Синичкин день или «Зиновий-Синичник», т.е. день встречи зимующих птиц. Конечно, главный герой праздника – я - синица. Старинное народное название синицы «синка», «синюшка» имя этой птицы связывают с синим оттенком ее оперения. Меня зовут Зинька по моей песенке, в которой слышаться звуки «зинь-синь». Дорогие ребята! Нам очень холодно и голодно. Помогите вашим пернатым друзьям!»Воспитатель: Ребята, синичка Зинька хочет, чтоб мы пришли к ней и ее пернатым друзьям на помощь и для этого нам надо отправится в лес. – на экране появляется картинка лесВоспитатель: Нам нужно пройти несколько заданий, и за каждое правильно выполненное задание мы получим зернышко, ведь с Синичкиного Дня, с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною».1 задание «Отгадай птицу»Воспитатель загадывает детям загадки. По мере называния птиц на экране появляется соответствующую картинка птицы.Птичка-невеличкаНожки имеет,Ходить не умеет.Хочет сделать шажок –Получается прыжок. (Воробей.)Спинкою зеленоватаЖивотиком желтовата,Черненькая шапочкаИ полоска шарфика. (Синица.)В красной шапке ходит онДуб долбит как долотом. (Дятел.)Чернокрылый, красногрудый,И зимой найдет приют:Не боится он простуды –С первым снегомТут как тут! (Снегирь.)Окраской – серовата,Повадкой – воровата,Крикунья хриповатая –Известная персонаКто она? (Ворона.)Непоседа пестраяПтица длиннохвостая,Птица говорливая,Самая болтливая. (Сорока.)Днем слепая, ночью зряча.Мышей ловит, а не кот. (Сова.)Воспитатель: Скажите, какие это птицы?Дети: Зимующие.Почему их так называют? Ответы детейМолодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зернышко.2 задание «Кто как поет» - игра на звукоподражание- Давайте вспомним, как птицы поют:Голуби – гру-гру-груВороны - кар, кар, карСовы - ух, ух, ухВоробьи - чик- чирикДятел – тррр – трррСиница - тинь, тиньРебенок рассказывает заранее выученное стихотворение:Синица, синица, что тебе снится?Зёрнышки, мошки, да хлебные крошки.Синица, синица, ещё что-то снится?Солнышко, речка, домик с крылечком,Мальчик Антошка и… хлебные крошки. (Е. Евсеева)Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зернышко.3 заданиеВоспитатель: А чем питаются птицы зимой?Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.Воспитатель: А хватает ли птицами пищи зимой?Дети: Нет, не хватает.Воспитатель : Почему не хватает?Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.Воспитатель: А чем мы можем помочь птицам?Дети: Мы можем их подкармливать.Воспитатель: Что для этого нужно сделать?Дети: Кормушку.Упражнение «Накорми птиц»Воспитатель выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:Снегири – ягоды рябины.Синицы – семечки.Голубь – хлебные крошки.Воробей – зерна.Дятел – семена шишек.Дети:– Я дам снегирям ягоды рябины.– Я угощу синиц семечками.– Я накормлю голубя хлебными крошками.– Я дам воробью зёрен.– Я накормлю дятла семенами шишек.Пальчиковая гимнастика «Кормушка»Сколько птиц в кормушке нашей – ритмично сжимают и разжимают кулачкиприлетело? Мы расскажем – машут перекрестно сложенными ладонямидве синицы, воробей, - на каждое название загибают по одному пальчику, начиная с большихшесть щеглов и голубей.Дятел в пестрых перышках.Всем хватило зернышек! – трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают кормМолодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зернышко.4 задание. Упражнение «Кормушка»Педагог читает стихотворение З.Александровой «Новая столовая».Мы кормушку смастерили,Мы столовую открыли.Воробей, снегирь–сосед,Будет вам зимой обед.В гости в первый день неделиК нам синицы прилетели.А во вторник, посмотри,Прилетели снегири.Три вороны были в среду,Мы не ждали их к обеду.А в четверг со всех краев –Стая жадных воробьев.В пятницу в столовой нашейГолубь лакомился кашей,А в субботу на пирогНалетели семь сорок.Воспитатель: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зернышко.Динамическая пауза «Шустрая синичка»Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)Вот присела на минутку, (присели)Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)Тири – тири (прыжки на месте на правой ноге)Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)5 задание. Игра с мячом « Назови ласково»Воспитатель предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении взрослый помогает детям. Кто поймал мяч – называет словаСлова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зернышко.6 задание. Упражнение «Составь новое слово»Воспитатель предлагает детям закончить предложения:• У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.• У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.• У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.• У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.• У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.• У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зернышко.7 задание. Составление описательных рассказов о зимующих птицахВоспитатель предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ и назвать о какой птице говорится: Это зимующая птица. Тело ее покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у нее желтая: желтогрудая птица. Зимой она любит полакомиться салом.Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием и вы получаете зернышко.Воспитатель достает заранее приготовленную кормушку и предлагает детям высыпать в нее зернышки и при выходе на прогулку повесить на веранду.Синичка Зинька радуется (на экране)- Птицы – полезные. Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц, подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно! Спасибо)[/i]РефлексияВоспитатель: Молодцы, ребята! А вам понравилось наша игра? (ответы детей)Какие задания для вас были сложными, а какие простыми? (ответы детей)Если вам было интересно и понравилось выполнять задания, положите в кормушку красную ягодку;Если понравилось, но не все было интересно – положите желтую ягодку;Не понравилось – черную