Социально – педагогический проект «В гостях у сказки»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социально – педагогический проект «В гостях у сказки»
Автор: Мурзова Светлана Геннадьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской областиСоциально – педагогический проект«В гостях у сказки»Автор-разработчик: С.Г. Мурзова, воспитатель2024 годАктуальность Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей, является народное творчество. Рано или поздно народное творчество становится другом каждому человеку, и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше Язык сказок прост и доступен. Сюжет прозрачен, часто он подсказывает, как лучше поступить в той или иной ситуации. Для повышения интереса к книге, любви к чтению был разработан проект «В гостях у сказки», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включенности дошкольника в книжную культуру.Цели:- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;- развитие творческих способностей, фантазии дошкольников;- содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми;- раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.Задачи:(в работе с детьми):- продолжать знакомить детей с творчеством русского народа, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;- учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства;- формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определенной (основной) мысли;- формировать умение инсценировать эпизоды сказок, развивать артистические способности;- развивать традиции семейного чтения;- создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту; (в работе с родителями):- развивать совместное творчество родителей и детей;- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней. Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель, преподаватель изо, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.Форма проведения: комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, театрализованная, музыкальная).Тип проекта: информационно-творческий, групповой, краткосрочный (две недели).Планируемые воспитательные результаты:- развитие интереса к русскому народному творчеству, к литературе;- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;- совершенствование выразительной и связной речи;- развитие эмоциональной отзывчивости, гармонизации отношений между взрослыми и детьми.Продукт проектной деятельности:- презентация проекта;- выставка детского творчества;- создание детской книги «Баба-Яга – тоже бабушка».Перечень социальных партнеров:библиотека, городской краеведческий музей, музыкальная школа, дети старшей группы детского сада «Ласточка».Обеспечение:репродукция картины В.Беспалова «Баба-Яга», иллюстрации художников к русским народным сказкам, сборник русских народных сказок, фланелеграф, атрибуты к сказке «Гуси-лебеди» (театр на столе), аудиозапись сказок, аудиозапись произведений Э.Грига, схемы для моделирования и пересказа сказок, материал для творчества детей (краски, гуашь, клей, цветная бумага и картон, пластилин, бросовый материал), кинопроектор, методическая литература. Этапы работы над проектом:1.Определение темы (проблемы) проекта.2.Составление плана-схемы проекта.3.Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.4.Обсуждение проекта с музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, преподавателем изо.5.Обсуждение мероприятий с работниками детской городской библиотеки, городского краеведческого музея, работниками музыкальной школы, руководителем детского сада «Ласточка».6.Сбор информации, литературы, дополнительного материала.7.Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.8.Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.9.Презентация проекта.Пути реализации проекта.1.Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.2.Организация выставки детского творчества.3.Изготовление атрибутов к сказке.Содержание работы с детьми.1.Беседа «У лукоморья дуб зеленый…»2.Чтение сказок, где одним из персонажей является Баба-Яга.3.Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера сказки».4.Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках и сказочных героев.5.Пересказ прочитанных сказок, моделирование их, составление схем для рассказывания сказок.6.Самостоятельное составление сказок.7.Рассказывание сказок собственного сочинения.8.Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Презентация готовых работ.9.Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.10.Загадки о сказках, героях сказок.11.Викторина по сказкам.12.Посещение городской детской библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеки.13.Посещение городского краеведческого музея.14.Посещение городской музыкальной школы; прослушивание музыкальных произведений Э.Грига, П.И.Чайковского.15.Инсценирование сказки «Гуси-лебеди» в детском саду «Ласточка» для детей старшей группы.16.Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.17.Презентация: выставка детского творчества (рисунки, поделки), создание коллекции рисунков, иллюстраций, книги «Баба-Яга – тоже бабушка».Содержание работы с родителями.1.Беседа с родителями «Знакомство с проектом».2.Домашнее задание для родителей и детей: изготовление поделок («Избушка Бабы-Яги»), рисование иллюстраций к сказкам.3.Чтение сказок с детьми, просмотр мультфильмов и фильмов.4.Придумывание сказок с детьми.5.Помощь в пополнении книжного уголка книгами со сказками.Реализация проекта началась с моделирования проблемной ситуации: в детский сад пришло письмо-просьба от Бабы-Яги. Пропала её избушка. Она просит помочь ей.После прочтения письма дети высказали свои предложения, как помочь Бабе-Яге. Было разработано решение проблемы: нужно найти сказки, где одним из персонажей является Баба-Яга.В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети, социальные партнеры) воспитанники получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами.Содержание проекта «В гостях у сказки»Аналитический этап:Часто дети имеют представления о сказках, но не могут рассказать их. Опыт показывает, что изучать произведения народного творчества лучше всего в проектной деятельности. Технология проектирования позволяет формировать у детей навыки сотрудничества и со сверстниками и взрослыми. Участие детей в творческом проекте «В гостях у сказки» способствовало развитию поисково-исследовательской, творческой деятельности. Значительно расширило диапазоны общения со сверстниками и взрослыми, открыло возможность формирования собственного жизненного опыта. Дети чувствовали себя полноценными участниками проекта.Список используемой литературы:1.ЛесныхА.А. Модель работы со сказками // Воспитатель ДОУ. - №5, 2007.2.Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников. – М.:ТЦ «Сфера», 2008.3.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков, «ФОЛИО»,1996.4.Филиппова Л.В., Филиппов Ю.В. «Сказка как источник творчества детей». – М.: «Гуманитарный ИЦ ВЛАДОС, 2оо1.