«Праздники и развлечения в детском саду — основа творчества и формирования интересов детей»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Праздники и развлечения в детском саду — основа творчества и формирования интересов детей»
Автор: Кохан Елена Анатольевна
«Праздники и развлечения в детском саду — основа творчества и формирования интересов детей» Консультация для педагогов «Надо помочь ребёнку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить, глубже чувствовать…» Н. К. Крупская Радостные, яркие впечатления детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их зрелищность и богатство могут согревать и украшать душу человека долгие годы. В общую цепь радостных настроений и незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники – это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. Праздники являются действенным средством воспитания, способствующим всестороннему развитию ребенка. Он развивает у него интерес к окружающему, воспитывает любовь к Родине, к труду, уважение к людям. Совместные переживания сплачивают детей в дружный коллектив, воспитывают чувство ответственности. Праздник в детском саду является значимой частью детской жизни. Как сделать так, чтобы дети жили в преддверии чего-то нового и интересного, чтобы совместная подготовка являлась увлекательной и познавательной деятельностью для детей, родителей и педагогов? Удачному проведению праздника в детском саду способствует хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Праздники должны быть яркими, интересными и веселыми, наполненными разнообразными видами деятельности, направленными как на развлечение, так и на развитие творчества детей. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие таких психических процессов как память, внимание, создание атмосферы для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию. Подготовка и проведение праздника в детском саду – сложная и очень ответственная работа. Программу праздника надо составить так, чтобы в нее можно было внести изменения. Она обсуждается на педагогическом совете, выбирается ведущий, обдумывается размещение детей и оформление зала. Педагоги должны тщательно продумать предварительную работу с детьми, спланировать её. В календарный план необходимо внести занятия по развитию речи, экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, чтобы дети использовали полученные знания на празднике. В план занятий надо включать разучивание стихотворений, знакомство с репродукциями картин, рассматривание иллюстраций. Вся подготовительная работа педагогов детского сада должна быть пронизана основной идеей предстоящего праздника. Главная задача педагога, используя интерес детей, их увлеченность, синтезировать эстетическое и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми они уже овладели.В любом празднике используются разнообразные виды искусств: литература, музыка, живопись, театр. Их использование помогает расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая пением. Многообразие ярких впечатлений на празднике иногда может вызвать у детей рассеянность. Поэтому зал украшается заранее, чтобы дети могли его рассмотреть до праздника. Так же дети заранее должны примерить костюмы, привыкнуть к ним, чтобы на празднике себя чувствовать раскованно и непринужденно. Иногда ребенок может на празднике раскапризничаться: или забыл слова, или не хочет танцевать с данным партнером – это не очень положительно сказывается на общем настроении, но педагог всегда должен найти возможность успокоить капризных детей и вернуть их в общий праздник. Большое удовольствие доставляют детям индивидуальные и групповые выступления. Они могут показать различные танцы, а с помощью грима даже застенчивые могут преобразиться, войти в образ любимого персонажа и принять активное участие в общем празднике! Чтобы снизить утомляемость детей, нужна частая смена видов деятельности. Для этой цели используются игры, аттракционы и представления. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. Ни один детский праздник не обходится без подарков. Это заключительный этап. Сюрпризом могут быть: праздничный пирог, сладкие наборы, игрушки и т. д. В работе над праздниками необходимо придерживаться следующих принципов:- максимально вовлекать детей в музыкально-творческую деятельность;- основой эмоционального настроя сделать занимательность;- развивать коммуникативное поведение детей, обеспечивать взаимопонимание между всеми участниками мероприятия, в том числе гостями, зрителями;- дифференцировать детей по склонностям и способностям;- позитивно оценивать проявленные результаты детского творчества. Виды праздников:- народные и фольклорные: Капустные посиделки, Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Сороки, Зеленые святки и т. д.;- православные: Рождество Христово, Вербное воскресение, Пасха, Троица, Покров и др.;- государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День знаний, День Победы и др.;- международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;- бытовые и семейные: выпуск в школу, день рождения, день смеха, традиционные праздники в детском саду или группе. Каждому педагогу хочется сделать жизнь ребенка в детском саду содержательной, активной, интересной, творческой. Мы стремимся найти пути эстетического, духовно-нравственного и художественного образования детей, ищем примы для развития индивидуальных творческих способностей. Этому может способствовать проведение народных и фольклорных праздников, цель которых – через фольклор познакомить детей с историей нашей Родины, с жизнью великих предков, с традициями, обычаями и обрядами русского народа. Перед нами встают следующие задачи:- развивающие – расширять кругозор в области устного и музыкального фольклора, развивать навыки музыкального восприятия;- обучающие – формировать навыки исполнения разнохарактерных русских народных песен, обучать игре на русских народных инструментах;- воспитательные – воспитывать любовь к народной музыке; прививать любовь к Родине, к русской природе; формировать положительные привычки через обряды и обычаи. Обращение к такой форме проведения праздников не должно быть случайным. Его подготовка и проведение требуют от детей определенных знаний об устном, музыкальном и изобразительном народном искусстве. Успешному осуществлению народных праздников способствуют следующие моменты:- объединение детей и взрослых вокруг поставленной цели;- тщательный подбор музыкального репертуара, художественной и научно-популярной литературы в соответствии с возрастом детей;- определение участников праздника;- рассматривание фольклорного праздника как одного из направлений культурно-досуговой деятельности, способствующей развитию познавательной и художественной деятельности детей и взрослых;- народные праздники в детском саду готовятся и проводятся с учетом национальной принадлежности ребенка и родителей. Фольклорные и народные праздники – важный элемент в развитии творчества детей и формировании интересов. Праздники в детском саду под звуки русской народной музыки, в народных костюмах, при соответствующем оформлении зала, позволяют детям лучше узнать историю своих предков, приобщиться к старине. Такие праздники неподвластны времени, их можно проводить каждый месяц. Примерный тематический план детских календарных праздников:Сентябрь «Капустные посиделки»Октябрь «Покровская ярмарка»Ноябрь «Кузьминки»Декабрь «Зимние посиделки»Январь «Святки»Февраль «Масленица»Март «Сороки»Апрель «Вербное воскресение»Май «Зеленые святки» При организации народных и фольклорных праздников как особого вида культурно-досуговой деятельности следует соблюдать принципы, характерные для русской праздничной традиции - душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Постепенно в практику работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию входят православные праздники - Рождество Христово, Пасха, Покров, Троица. Знакомство с православными праздниками – это знакомство с важной частью духовной культуры русского народа, его историей, религией. Цель их: помочь детям в освоении понятий собственной национальной культуры, которая строится на православных ценностях. Следует помнить, что любая выбранная форма проведения праздника должна быть наполнена таким содержанием, которое побуждало бы детей к размышлению о себе, вызывало эмоциональный отклик в душе каждого ребенка, формировало интерес к основам православной культуры, способствовало желанию изменить свои поступки в лучшую сторону. Важно, чтобы разговор о Христе, Богородице не был формальным, а для этого каждый ребенок должен быть активным участником праздника.