Пропорция
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Пропорция
Автор: Ерешкина Наталья Анатольевна
Конспект урока
ФИО педагога: Ерешкина Наталья Анатольевна
Должность: учитель математики
Предмет: математика
Класс: 6 класс
УМК: Учебник Математика 6, автор А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир
Тема урока: "Пропорции"
Тип урока: Урок новых знаний.
Цели урока:
Личностные:
Развитие навыка самостоятельности в работе, трудолюбия, аккуратности, творческой и мыслительной деятельности учащихся, их интеллектуальные качества, интерес к математике.
Метапредметные:
Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, умения работать с имеющейся информацией в различных ситуациях.
Предметные:
Освоение знаний по теме через задачи практического характера.
Задачи урока:
Личностные:
Обеспечить познавательную мотивацию учащихся через различные виды деятельности, провести рефлексию деятельности в конце урока.
Метапредметные:
Организация работы в паре при решении учебных задач, инициирование устных ответов учащихся.
Предметные:
Изучить теоретический материал по теме. Научить решать задачи с помощью пропорций. Рассмотреть различные виды упражнений и задач на применение пропорций.
Планируемые результаты:
Личностные:
Самоопределение: рефлексивная самооценка учебной деятельности;
Смыслообразование: мотивация образовательной деятельности на основе демонстрации презентации и проблемных ситуаций; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Нравственно-этическое оценивание: воспитывать уважение к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире.
Метапредметные:
Коммуникативные: формирование умений работать в паре с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и выслушивать собеседника, воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений;
Познавательные: развитие мышления и внимания учащихся;
Регулятивные: овладение навыками организации учебной деятельности, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результата своей деятельности.
Предметные:
Факты: не всегда пропорция верна, нужны дополнительные знания;
Умения: научиться применять знания при решении различных задач.
Оборудование: проектор, компьютер, карточки с заданиями, документ-камера.
Ход урока:
Этап урока
Действия учителя
Действия учащихся
Сопровождение
Этап 1. Приветствие и определение темы урока (2-3 минуты)
Приветствие учителя всем учащимся, создание настроя на урок.
Сегодня вы сами разгадаете тему урока, отгадать ребус
Приветствуют учителя.
Отгадывают ребус.
Записывают тему урока.
Презентация (разгадать тему урока, в качестве разминки перед началом урока). Настроена анимация на появление ребуса и ответа по щелчку мыши.
Этап 2. Целеполагание (2 минуты)
Узнать, что такое пропорция;
Как называются члены пропорции;
Вывести основное свойство пропорции;
Познакомиться с видами пропорций.
Ребята, на экране вы видите цели, которые ставлю перед вами я, а теперь вы каждый для себя поставьте цель на сегодняшний урок и запишите ее себе в тетрадь. В конце урока мы с вами к ней вернемся.
Ставят цель на урок, записывают себе в тетрадь.
Презентация (показывается тема урока и цели), анимации нет.
Этап 3. Повторение теоретического материала (4-5 минут)
Сегодня нам понадобятся знания об отношениях, Повторим этот материал в форме графического диктанта.
Воспроизводят ранее изученный материал. Выполняют диктант, проводят проверку. Выставляют оценку за диктант в лист контроля.
Презентация (для повторения теоретического материала перед началом урока). Настроена анимация на появление вопросов диктанта и ответов по щелчку мыши.
Этап 4. Работа в паре (5 минут)
Выбираете парой то задание, которое вы сможете сделать и за которое потом отчитаетесь перед учителем (приложение 1). Помощь учащимся в процессе выполнения парной работы (направляющая, разъясняющая). Организует выступление учащихся.
Выбирают задание, советуются.
Делают записи в тетрадь.
Выступают с результатом работы.
Карточки с заданиями выполнены в Word.
Этап 5. Физкультминутка (2 минуты)
Сегодня мы разминаться с вами будем с пользой. Обратите свое внимание на экран. (приложение 8)
Выполняют упражнения физминутки.
Презентация с музыкальным сопровождением (настроена анимация на появление примеров и их исчезание).
Этап 6. Работа в паре или индивидуально (на выбор учащихся) (10 минут)
Выбираете каждый 1 задание (из 2 предложенных) и объединяетесь в пару, если вы выбрали одно и то же задание. Имейте в виду, один из вас или каждый будет отчитываться перед учителем о проделанной работе.
Оказывает помощь при индивидуальной или парной работе.
Выбирают задание.
Объединяются в пару или работают индивидуально.
Отчитываются о проделанной работе.
Задание выполнено в Word, Задание проецируется на доску через документ-камеру (приложение 2).
Этап 7. Самостоятельная работа (10 минут)
Инструктирует перед выполнением самостоятельной работы (приложение 3)
Выполняют самостоятельную работу. Делают взаимопроверку (на слайде высвечиваются ответы к с/р)
Выставляют оценки в тетрадь и лист контроля.
Задание из сборника, проверка самостоятельной работы слайд презентации (без анимации)
Этап 8. Подведение итогов урока, самооценка (5 минут)
Добились ли вы поставленной в начале урока цели?
Что нового узнали на уроке?
Понравился ли вам урок?
Что бы вы еще хотели узнать по этой теме?
Заполните листы самоконтроля (приложение 4).
Обобщают полученную на уроке информацию, трансформируя ее в знание. Отвечают на проблемные вопросы, используя материал урока.
Заполняют листы самоконтроля. Выставляют оценку за урок.
Листы самооценки выполнены в Word.
Этап 9. Рефлексия (2 минуты)
Ребята вот и подошел к концу наш очередной урок, как вы себя чувствовали на уроке, какое у вас сейчас настроение, подумайте и заполните небольшую табличку.
Раздает листы с рефлексией (приложение 5)
Заполняют таблицу.
Таблица рефлексии выполнена в Word.
Этап 10. Домашнее задание (2 минуты)
33 читать, №1016, контрольные задания стр. 217.
Использованные ресурсы:
И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Учебник Математики 6 класс, изд. М: Мнемозина, 2011 год
Математика. 6 класс. Самостоятельные работы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, И.П. Лепешонкова, М.С. Мильштейн; под ред. И.И. Зубаревой. – М. : Мнемозина, 2012 год
, 4.04.2014, 13.20
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание парам (на выбор)
1.Составьте верные пропорции, соединив линиями равные отношения.
20 : 5 8 : 2
36 : 9 4 : 1
2 : 5 8 : 20
10 : 15 16 : 24
2. № 1007 (а,б,в) из технологической карты
3. № 1009 (а,б) из технологической карты
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задание паре или индивидуально (на выбор)
1) № 1013 (а,б,в) из технологической карты
2) Решите задачу: Гоголь-моголь – это взбитая смесь яичных желтков, сахара и какао-порошка, взятых в отношении 5 : 2 : 1. Определите массу каждого компонента в 600 граммах гоголя-моголя.
1) Вместо звездочек вставьте числа так, чтобы получились верные пропорции:
36 : * = * : 3 = 24 : * = * : 4 = 8 : * =2 : * = 48 : 12.
2) Длина отрезка равна 36 см. Отрезок разделили на две части в отношении 4 : 5, найдите длину каждой части.
3. 1) Проверьте, верна ли пропорция (двумя способами):
11,2 : 3,2 = 15,75 : 4,5;
24 : 8 = 90 : 30;
0,38 : 0,01 = 7,6 : 0,2.
2) Запишите восьмью различными способами пропорцию: 20 : 16 = 5 : 4.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Лист самоконтроля: (фамилия, имя )………………………………….
Знаю
Знаю, но не все
Не знаю
1.Устная работа:
а) определение отношения:
б) определение пропорции:
в) какие члены пропорции являются крайними, какие средними:
г) основное свойство пропорции
Хорошо умею
Умею, но делаю вычислительные ошибки или путаюсь
Не умею
2. Практическое применение:
а) находить равные отношения:
б) находить неизвестный крайний или средний член пропорции
в) составлять пропорции из чисел
г) проверять верна пропорция или нет
д) решать задачи с пропорциями
е) записывать пропорцию восьмью различными способами
Сделал(а) все задания правильно
Сделал(а) больше половины заданий правильно
Меньше половины заданий или все сделал(а) не правильно
3. Самостоятельная работа:
Итог: (оцените свою деятельность на уроке, обведите в кружок).
5
4
3
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Рефлексия
Вопросы
Поставьте голочку в любой строчке
Мне было на уроке комфортно, интересно, полезно
Урок мне понравился, но он проходил как любой другой урок
Мне было на уроке не комфортно, не интересно, пользы для себя я не извлек(ла)
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
(сопровождается музыкой, через определенный интервал времени слайды меняются).