Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая технология.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая технология.
Автор: Артеменко Татьяна Викторовна
Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая технология.Подготовила воспитатель Артеменко Татьяна Викторовна МБДОУ детский сад №33«Умка» г. Ростов-на-ДонуСтановление современной системы образования требует существенныхизменений в педагогической теории и практике ДОУ; совершенствованияпедагогических технологий. На смену традиционному образованию приходитпродуктивное обучение, которое направлено на развитие творческихспособностей, формирование у дошкольников интереса и потребности кактивной, созидательной деятельности. Одним из перспективных методов,способствующих решению этой проблем, является метод проектнойдеятельности.Метод проектов в ДОУ - это педагогическая технология, стержнемкоторой является самостоятельная деятельность детей, в процессе которойребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальныепродукты.Целью проектного метода в ДОУ является создание условийраскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников,ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых ипедагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участниковпроцесса.Каково же значение проектного метода? Проектный метод даетвозможность для активизации самостоятельной и познавательнойдеятельности дошкольника; помогает осваивать окружающуюдействительность; способствуют развитию творческих способностей;способствуют умению наблюдать, слушать; способствуют развитию навыковобобщать и анализировать; развивают речь, память, мышление, воображение;формирует коммуникативные навыки и нравственные качества; стимулируетк самосовершенствованию.Особенностью проектной деятельности в ДОУ является то, чторебенок дошкольного возраста не может самостоятельно найти противоречияв окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).Поэтому в воспитательно - образовательном процессе ДОУ проектнаядеятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участиедети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.Основное предназначение метода проектов - предоставление детямвозможности самостоятельного приобретения знаний при решениипрактических задач или проблем, требующих интеграции знаний изразличных предметных областей. Как следствие, проектная деятельностьдает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развиватьволевые качества личности, навыки партнерского взаимодействияПроекты можно классифицировать по следующим критериям: подоминирующему методу (информационные, исследовательские, творческие,ролевые или игровые, практические); по продолжительности(краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный); по количеству участников(индивидуальные, коллективные, групповые).Информационные методы направлены на сбор и анализ информации окаком -либо явлении, объекте, например, «Герои- земляки» , «Космос»Исследовательские методы предполагают проверку некого предположения(гипотезы) с использованием метода познания (наблюдение, эксперимент)например. «Почему дети болеют?», « Как растет горох?»Творческие проекты связаны с подготовкой праздников,театрализованных представлений, съемкой видеофильма, например,«Концерт для мам», спектакль для малышей;В ролевых или игровых проектах участники принимают на себяопределенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта(литературные герои, выдуманные герои). В основе таких проектов лежитсюжетно - ролевая игра и дети активно включаются в них, охотно выполняяпредложенные роли. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях усказки»;Практические проекты связаны с работой на достижение значимогорезультата, например, благоустройство группы, оформление клумбы и уходза ней.Методика организации проектов предполагает несколько этапов:организационный, этап планирования работы, этап реализации проекта ипрезентация проектаПрезентация может проходить в различных формах в зависимости отвозраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры- викторины,тематические представления, оформление альбомов, фотовыставок, минимузеев, творческих газет.В младшем возрасте тему проекта предлагают взрослые.В средней группе тема проекта инициируется как взрослыми, так идетьми. Если тему проекта инициирует взрослый, то к началу воспитателиподбирают соответствующую возрасту детей мотивацию (это могут бытьиллюстрации, книги, предметы по теме, истории, сюрпризные моменты).В старшем возрасте тема проекта инициируется детьми, а воспитательведёт опрос в ходе которого детям даётся право принять самостоятельноерешение в выборе темы проекта.Структура проекта обязательно включает: насыщение детей нагляднымматериалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.);активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы,драматизации, изодеятельность); ежедневные рефлексии; обязательноеучастие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказыванийдетей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей,изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях);Различают несколько методов реализации проекта: практический,словесный и наглядныйПрактический метод предполагает: создание развивающей среды;экскурсии, наблюдения; оформление уголков в группах для познавательногоразвития детей.К словесному методу можно отнести: беседы и наблюдения; чтениехудожественной литературы, заучивание стихотворений; дидактическиеигры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры.К наглядному методу относят: выставки и конкурсы; сборфотоматериалов; рассматривание иллюстраций; личный пример взрослыхЗнания, полученных детьми в ходе проектов, успешно применяются вповседневной жизни, режимных моментах. Участвуя в проекте, ребенокощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общеедело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитиюблагоприятных межличностных отношений в группе детей. Проектный методможет проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Подталкиваетк активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителейвоспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умениепланировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы,способствует развитию познавательной и творческой активности.Таким образом, метод проектов можно рассматривать как особыймеханизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не толькоисточниками информации, реальной помощи и поддержки воспитателю вовремя работы над проектом, но и стать непосредственными участникамиобразовательного процесса, испытать чувство сопричастности иудовлетворения от своих успехов и успехов детей.Используемая литература1.Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2009. №9. С.33 -40. 2.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез,2008.- 112 с.3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие длявоспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.Айрис-пресс, 2008. - 208 с.- (Дошкольное воспитание и развитие).4.Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.Аркти. М., 2010;.5.Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск "Проектнаядеятельность в ДОУ", МЦФЭР, ресурсы образования Проектнаядеятельность старших дошкольников / авт.-сост. В.Н.Журавлёва. - Волгоград:Учитель, 2011.Муниципальное бюджетное образовательное учреждениегорода Ростова-на-Дону ”Детский сад №33”Авторская методическая разработкаВоспитателя МБДОУ №33 Артеменко Татьяны Викторовны«Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая технология.»г.Ростов-на-Дону2024г