Формирование основ культуры здорового питания у детей 4-5 лет
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование основ культуры здорового питания у детей 4-5 лет
Автор: Титова Анастасия Ивановна
Формирование основ культуры здорового питания у детей 4-5 летТитова Анастасия Ивановнавоспитатель МБДОУ № 33 города Ростова-на-ДонуАктуальность:Проблема воспитания культуры питания очень актуальна в современных условиях. В настоящее время подрастающее поколение отличается слабым здоровьем: каждый третий ребёнок страдает каким-либо хроническим заболеванием. Лидирующее место в ряду патологий в течение 10-15 лет занимают болезни пищеварения (53 %).К этому во многом приводит неправильное питание, которому способствуют: обилие в магазинах «нездоровых продуктов», предпочтение полезным продуктам чипсов, сникерсов, фаст-фуда и продуктов быстрого приготовления, неконтролируемый поток рекламы, низкая информированность родителей в этом вопросе.Питание оказывает огромное влияние на здоровье, физическое и умственное развитие ребёнка, а также на состояние его нервной системы. Поэтому вопросу питания необходимо уделять повышенное внимание.Проведённые беседы с детьми показали, что дошкольники имеют поверхностные знания о полезности продуктов питания и предпочитают чипсы, сладости. Некоторые воспитанники с нежеланием кушают каши, салаты, овощные гарниры. Проведённое анкетирование родителей также показало, что не все родители придерживаются правильного питания. 60% родителей утверждают, что их дети ужинают за час до сна, 33,3% опрошенных отмечают, что ежедневно употребляют в пищу один вид свежих овощей и фруктов, 53,3% - два вида, 33,3% опрошенных родителей используют в питании жирную и жареную пищу, что также может негативно сказываться на здоровье обучающихся. Относительно высокий процент частого употребления в пищу: сладостей – 60%, пироги, печенье – 86,7%.Таким образом, по полученным результатам, мы сделали вывод, что есть необходимость проводить работу по формированию представлений о полезности продуктов питания, а также вести активную разъяснительную работу с родителями воспитанников. С этой целью, мы прошли обучение по санитарно-просветительской программе «Основы здорового питания для дошкольников» с получением сертификата и реализовали в группе дошкольного возраста 4-5 лет познавательный проект «Азбука здорового питания». В ходе реализации проекта нами были разработаны и изготовлены дидактические игры и пособия, которые мы и представляем вашему вниманию.Проблема:Недостаточно знаний у детей о правилах здорового питания, отсутствие методических пособий и материалов направленных на формирование основ культуры питания у детей дошкольного возраста.Цель: создание условий для формирования у обучающихся основ культуры здорового питания, посредством дидактических игр и пособий.Задачи:Разработать дидактические игры и пособия, направленные на формирование основ культуры здорового питания у дошкольников.Познакомить детей с понятиями «продукты питания», «правильное (здоровое) питание», «витамины».Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между питанием и здоровьем человека.Сформировать знания о том, какие продукты питания являются полезными для здоровья, а какие нужно относить к категории "вредных".Сформировать умение взаимодействовать друг с другом, развивать навыки партнерской деятельности.Развивать познавательные интересы, сообразительность, наблюдательность, любознательность дошкольников, творческие способности.Развивать речевую активность, память, внимание, мышление.Воспитывать ценностное отношение к продуктам питания, как к результату труда людей многих профессий. Целевая аудитория: дети дошкольного возраста 4-5 лет.Потенциальные пользователи: использование данных игр и пособий является эффективным средством в решении педагогических задач. Практическая значимость данного пособия очевидна и заслуживает внимания педагогов и родителей.Прогнозируемые результаты:Развивающая предметно-пространственная среда группы пополнится дидактическими играми и пособиями, направленными на формирование основ культуры здорового питания у дошкольников.Произойдет осознание детьми понятий «здоровый образ жизни», «здоровое питание».Дети приобретут определенный объем знаний (в соответствии с возрастом) о правильном питании, полезных продуктах, их ценности для организма.Расширится кругозор детей, повысится речевая активность, обогатиться словарный запас по теме. Основная частьДидактическая игра «Найди тень»Дидактические задачи:Учить детей классифицировать продукты питания: овощи, фрукты, молочные продукты, зерновые продукты.Упражнять в умении находить заданные силуэты путем зрительного восприятия и наложения.Развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность и усидчивость.Развивать мелкую моторику рук.Предварительная работа:Рассматривание картинок с изображением продуктов питания, беседа на тему «Группы продуктов питания».Игровая задача:Правильно соотнести продукты питания с их тенью.Материал:Карточки-поля с изображением теневых силуэтов продуктов питания, предметные карточки с изображением продуктов на липучках.Игровые действия:В игру могут играть два - четыре человека. Ведущий раздает детям карточки-поля с заданными силуэтами, предлагает рассмотреть их. Затем показывает одну из карточек с цветным изображением продукта питания, дети называют его и находят на своей карточке-поле нужный силуэт. Если ребёнок правильно нашёл тень, то он получает цветное изображение.Вариант 2На столе раскладываются все карточки изображениями вверх. Ребёнку предлагается найти тень продукта и прикрепить цветные изображения. С детьми проводиться беседа по вопросам: Как называется тот или иной продукт? Чем он полезен? Как можно назвать все продукты, изображенные на одной карточке?Методика проведения игры:Воспитатель определяет место для игры в ходе образовательной (совместной, индивидуальной) деятельности, подготавливает игровое оборудование, объясняет правила игры. После проведения игры подводится итог. В ходе анализа наблюдений за детьми во время игры воспитатель делает выводы о необходимости индивидуальной работы с ними по совершенствованию тех или иных навыков. Дидактическая игра «Азбука питания»Дидактические задачи:Познакомить детей с происхождением продуктов питания, их пользой.Создать условия для активизации словаря ребенка по данной теме.Развивать зрительное внимание, способность анализировать.Развивать мелкую моторику рук.Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением продуктов питания, беседа на тему «Откуда еда на стол пришла?».Игровая задача:Правильно распределить предметные карточки на карточках-полях (сад, огород, поле, пища животного происхождения (яйцо, молоко, сыр, творог), в соответствии с заданием откуда пища пришла на стол.Материал:Карточки с изображением продуктов питания, карточки-поля с липучками (сад, огород, поле, пища животного происхождения (яйцо, молоко, сыр, творог и др.).Игровые действия:В игру могут играть два и более человек. Педагог предлагает детям игровой материал. Игроки распределяют предметные карточки на карточках-полях, в соответствии с заданием.Методика проведения игры:Воспитатель определяет место для игры в ходе образовательной (совместной, индивидуальной) деятельности, подготавливает игровой материал, объясняет ход игры. После проведения игры подводится итог. В ходе анализа наблюдений за детьми во время игры воспитатель делает выводы о необходимости индивидуальной работы с ними по совершенствованию тех или иных навыков. Дидактическая игра «Поварята (что лишнее?)»Дидактические задачи:Продолжить знакомить детей с компонентами, входящими в состав некоторых блюд и напитков.Закрепить умение находить лишний продукт, объяснить свой выбор.Развивать словесно - логическое мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику.Воспитывать внимательность.Предварительная работа:Знакомство с профессией повара, беседа о составе некоторых блюд и напитков.Игровая задача: Определить, какой продукт лишний и не используется при приготовлении того или иного блюда (напитка), отметить его прищепкой.Материал: Карточки-поля и карточки-гармошки с изображением готовых блюд, напитков (суп, салат, компот и др.) и продуктами, входящими в их состав + 1 лишний, магнитная доска, фишки-магниты, прищепки.Игровые действия:В игру могут играть один – несколько детей. Воспитатель предлагает детям помочь маленькому Поваренку, найти ошибки, допущенные при составлении рецептов блюд и напитков. Дети должны внимательно рассмотреть картинки на карточке-поле и определить, какой продукт лишний и не используется при приготовлении того или иного блюда или напитка, отметить его фишкой, объяснить свой выбор. При игре с карточками-гармошками, лишний продукт необходимо отметить прищепкой. Выбор детей должен быть обоснован.Методика проведения игры:Воспитатель определяет место для игры в ходе образовательной (совместной, индивидуальной), деятельности, подготавливает игровой материал, объясняет ход игры. После проведения игры подводится итог. В ходе анализа наблюдений за детьми во время игры, воспитатель делает выводы о необходимости индивидуальной работы с воспитанниками по совершенствованию тех или иных навыков. Дидактическое пособие «Книга-флипп «Расскажи о продуктах питания»Цель: Систематизация и обобщение знаний о продуктах питания.Дидактические задачи:Закрепить знание о продуктах питания (название, к какой группе продуктов относится, место производства, вкус, блюда, которые можно приготовить).Продолжать учить детей составлять рассказ, опираясь на опорные картинки.Упражнять умение преобразовывать абстрактные символы в образы.Расширять и обогащать активный словарный запас по теме.Развивать ассоциативное воображение и мышление, память, повысить внимательность.Воспитывать культуру поведения, умение работать в коллективе, слушать, не перебивая, других детей.Предварительная работа:Знакомство с профессией повара, беседа о продуктах питания.Материал:Книга-флипп, силуэтные изображения продуктов питания на липучках.Методика использования пособия:Педагог демонстрирует пособие и предлагает познакомится с Весёлым поварёнком, который хочет поговорить о продуктах питания. Затем воспитатель размещает на левой стороне книги какой-либо продукт (сыр, яблоко, хлеб и др.) и поочередно переворачивая страницы с правой стороны книги, просит рассказать о нём. После составления рассказа, продукт меняется. В конце работы с пособием педагог подводит итог: что нового узнали, чей рассказ был самым интересным. Дидактическое пособие «Кубик Почемучка»Цель: Обобщение знаний детей о здоровом образе жизни, правилах здорового питания.Дидактические задачи:Закрепить знания детей о полезных продуктах питания и их значении для человека.Продолжить знакомство с основными правилами рационального здорового питания.Расширить и закрепить знания о гигиене питания.Продолжить обучать диалогической форме общения.Упражнять в умении устанавливать причинно-следственные связи, обращаться к своему опыту.Развивать мышление, память, связную речь, воображение.Воспитывать культуру питания, желание заботиться о своем здоровье.Предварительная работа:Беседа о здоровом питании, дидактические игры по теме.Материал: Мягконабивной кубик 20*20, сюжетные картинки с вопросами на липучках.Методика использования пособия: Дети сидят на ковре в кругу. Педагог формулирует тему, которая будет обсуждаться на занятии, демонстрирует пособие, и предлагает с ним поиграть. Необходимо бросить кубик, на гранях которого обозначены вопросы по питанию. На первом этапе педагог бросает фигуру сам, а ребенок отвечает на вопрос, который выпал на грани. Когда дети усвоили правила игры, то кубик бросают все дети по очереди. Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. В конце игры педагог подводит итог: что нового узнали, чей ответ был самым интересным, что бы еще хотели узнать по данной теме. Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей. Дидактическая игра «Наши друзья – фруктовые человечки»Дидактические задачи:Обобщить знания детей о знакомых фруктах и ягодах (яблоко, груша, слива, малина, клубника, смородина и т.д.).Учить составлять портрет из отдельных частей, используя фрукты и ягоды, по возможности точно, передавая форму и пропорциональное соотношение частей лица.Развивать речевую активность, мышление детей.Развивать эмоциональную сферу детей, воображение, умение фантазировать.Воспитывать умение работать в паре.Предварительная работа:Д/и «Составь портрет».Игровая задача:Составить портрет «фруктового человечка» из изображений фруктов и ягод.Материал:Листы бумаги А4 с изображением лиц мальчиков и девочек, изображения фруктов и ягод разного размера и цвета, фломастеры.Игровые действия:В игре принимают участие один или несколько человек. Педагог показывает детям картинки с изображением фруктов и ягод, предлагает рассмотреть их, назвать, составить из них необычный портрет. Перед составлением портрета проводится беседа по вопросам: что есть у человека на лице, голове? Какой формы могут быть глаза, нос, рот? Дети выбирают материал для составления портрета (понравившиеся изображение лица, разнообразные фрукты, ягоды разного размера) и приступают к выполнению задания. Играя в паре, дети могут находить «ошибки» напарника, например, чего не хватает в портрете (отсутствует нос, рот), что в портрете лишнее, угадать какое настроение у портрета, или же составлять смешные портреты. Если игра проводится в виде аппликации, можно предложить детям дополнить портрет деталями (дорисовать брови, ресницы, заколки, серьги, очки и др.)Методика проведения игры:Воспитатель определяет место для игры в ходе образовательной (совместной, индивидуальной), деятельности, подготавливает игровой материал, объясняет ход игры. После проведения игры подводится итог. В ходе анализа наблюдений за детьми во время игры, воспитатель делает выводы о необходимости индивидуальной работы с воспитанниками по совершенствованию тех или иных навыков.Насыщенная разнообразными играми развивающая предметно-пространственная среда в группе дала возможность, эффективно использовать игровые технологии по расширению кругозора детей в вопросах питания. В результате работы с дидактическими материалами у детей быстрее происходит развитие таких качеств, как внимание, память, мышление, наблюдательность, творческое воображение. У дошкольников повысился интерес к теме, обогатился словарный запас. Дети стали проявлять познавательную активность: появилось желание еще больше узнавать о продуктах питания, их пользе. Изготовленные методические пособия сделали работу по формированию основ культуры здорового питания у дошкольников более увлекательной, дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой поставленной задаче, с удовольствием используют игры в самостоятельной деятельности. Проведенная диагностика в ноябре 2023 года и феврале 2024 года показала повышение уровня сформированности навыков у детей группы. Это наглядно показывает приведенная ниже гистограмма. Диагностика результативности работы по формированию основ культуры здорового питания у дошкольников 4-5 летРекомендации: Предлагаемые дидактические материалы, направленные на формирование основ культуры здорового питания, мы рекомендовали бы к применению всем, кому небезразлично, здоровье детей, ведь правильное питание – залог здоровья.Для получения качественного результата не нужно жалеть времени на изготовление дидактических игр по данному направлению. А при использовании каждого пособия важно соблюдать принципы постепенного усложнения, последовательности, индивидуального подхода, учета возрастных особенностей.Выводы: Таким образом, благодаря систематической и целенаправленной работе по формированию основ культуры питания посредством использования дидактических игр и пособий были созданы условия для расширения представлений детей о правильном питании, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Дети стали более осознанно делать свой выбор в отношении тех или иных продуктов, бережно относиться к ним, как к результату труда людей разных профессий. У воспитанников расширились знания о разнообразии продуктов здорового питания, о полезных свойствах овощей и фруктов, о полезных и «вредных» продуктах. Игры и упражнения, описанные выше поддерживают интерес к развитию познавательной активности, а также воспитывают культуру поведения за столом и соблюдение правил гигиены.Применение дидактических материалов на практике, показало, что их возможно использовать в любой деятельности с детьми 4-5 лет (образовательной, совместной, индивидуальной, самостоятельной, игровой).Играя, малыш не только получает знания, но и формирует умение правильно их использовать, всесторонне развивается, проявляет самостоятельность, активность. Список использованной литературы:1. Ребенок за столом: метод, пособие по формированию культурно-гигиенических навыков / В. Г. Алямовская. - М.: Сфера, 2006. - 64 с.2. Гигиена и здоровый образ жизни / Л. И. Дурейко, Т. В. Трафимова, Н. Э. Романенко [и др.]; под ред. Л. Ф. Кузнецовой. – Минск.: Тонпик, 2003. - 164 с. -3. Азбука питания. Методические рекомендации по организации и контролю качества питания в ДОУ/ Н.А. Таргонская. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. -144с.