Основы этикета в дошкольном возрасте


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основы этикета в дошкольном возрасте
Автор: Титова Анастасия Ивановна

Основы этикета в дошкольном возрастеТитова Анастасия Ивановнавоспитатель МБДОУ № 33 города Ростова-на-ДонуТермин «этикет» означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет позволяет людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях.Соблюдение человеком этикета отражает его внутреннюю сущность: владение поведенческой культурой, богатство духовного мира.Этикет должен иметь практическое применение, являться общепринятым поведенческим критерием. Решить эту задачу можно благодаря вдумчивому и разумному воспитанию. Именно эта задача стоит перед воспитателем, который формирует у дошкольников культуру поведения.В детском саду ребёнок попадает в мир, в котором соблюдение этикета (поведенческих правил) необходимо для комфортного сосуществования детского коллектива.Воспитатель ежеминутно формирует представления своих воспитанников о нормах и правилах поведения, влияя тем самым на взаимоотношения дошкольника со сверстниками, с родителями и другими взрослыми людьми.Ребёнок многое знает из рассказов родителей и бесед с ними, а также из собственных наблюдений за окружающим миром. Воспитатель должен расширить эти знания, привести их в систему, принятую в обществе.На мой взгляд механизм формирования культуры поведения у детей, можно представить таким образом:1.Самовоспитание воспитателя.2.Личный пример взрослого.3.Этические беседы с детьми.4.Использование режимных моментов.5.Создание воспитывающих ситуаций.6.Нравственно – этические игры.7.Специалные задания по этикету.8.Участие родителей в воспитании культуры поведения у своего ребёнка.9.Желание ребёнка поступать в соответствии с правилами этикета.Необходимый настрой на этикетное поведение создаёт и установленный порядок в группе, который выработали воспитатели и дети вместе. Основные правила установленного порядка можно сформулировать так:1.Проявлять к каждому дружеское участие и терпение.2.Сопереживать и стремиться оказать помощь друг другу.3.Доброжелательно воспринимать каждого из своих товарищей.4.Не отказываться от участия в играх.5.Не боимся ошибиться сами и не смеёмся над ошибками других.Все эти правила можно объединить в одно понятие «любовь»: любовь к людям, которые окружают их, любовь к животным и растениям. Научить ребёнка проявлять свою любовь – в этом одно из важных назначений обучения правилам этикета.Это обучение состоит из двух этапов, которые учитывают психовозрастные особенности детей.Первый этап - младший дошкольный возраст. На этом этапе воспитатель даёт первичные представления об этическом поведении. Он сообщает детям о том, как надо поступать в той или иной ситуации, а именно: здороваться при встрече, говорить «спасибо» и «пожалуйста», быть опрятным, не сориться и т.д. Для детей младшего возраста достаточно слова воспитателя, подкреплённого детским доверием к нему.Второй этап – старший дошкольный возраст. В этом возрасте у детей происходит усвоение эталонов поведения, они оценивают себя в сравнении с другими людьми. На этом этапе вводится понятие «этикет», которое базируется на знании правил поведения.Формирование основ культуры поведения у детей происходит в процессе усвоения основных правил этикета.Для воспитания этикетного поведения необходимы следующие условия:1.Позитивный настрой ребёнка.2.Пример взрослых.3.Связь с семьёй.Формируя культуру поведения у детей, воспитатель применяет следующие методы:1.Беседы.2.Образовательную деятельность.3.Игровые ситуации.4.Игры – инсценировки.5.Чтение художественной литературы.6.Подбор коммуникативных игр, сюжетно-ролевых игр, настольно-печатных игр.Разрабатывая план работы по обучению этикета с детьми, необходимо учесть особенности группы: возраст детей, количество мальчиков и девочек, национальный состав, материальное положение.Примерный план работы по обучению правилам этикета:-Что такое этикет?- Речевой этикет1.Слова приветствия при встрече и слова прощания при расставании.2.Правила знакомства.3.Наши добрые слова.-Культура внешнего вида1.Личная гигиена.2.Внешний вид.-Этикет телефонного разговора.1.Я набираю номер Ваш.2.У меня зазвонил телефон.-Этикет и наша группа1.Наведу порядок в группе.-Соблюдение этикета в общественных местах1. Как вести себя в общественных местах.2.Идём в театр.3. Правила поведения в транспорте.-Гостевой и подарочный этикет1.В гости к другу.2.Как приятно дарить подарки.-Столовый этикет1.Сервировка стола.2.Весёлое чаепитие.-Этикет межличностных отношений1.Мне нравится с тобой дружить.2.Мальчики и девочки.-Семейный этикет1.Мама, папа и я – дружная семья.2. Я люблю своих родных.Также необходима связь с семьёй ребёнка. Это необходимое условие, которое позволит сохранить единство требований взрослых к ребёнку.Общая цель педагога и семьи – хорошо воспитанный, культурный, образованный человек.Примерный план работы с родителями:1.Выпуск информационного бюллетеня.2. Тематические консультации.3. Проведение родительских собраний.4. Анкетирование.5. Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.Такая совместная планомерная и поэтапная работа с детьми, конечно, дает хорошие результаты - дети умеют общаться, внимательны и вежливы друг к другу, к окружающим, соблюдение правил поведения для них - норма. Они не только знают как себя вести, но и ведут, как гласит правило: относись к людям так, как бы ты, хотел, чтобы относились к тебе.