Занятие по обучению грамоте «Согласный звук [р] и буква Р»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие по обучению грамоте «Согласный звук [р] и буква Р»
Автор: Алчинова Любовь Васильевна
Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук [р] и буква Р»Цель: познакомить с согласным звуком [р] и буквой Р; учить различать звуки и буквы.Задачи: уточнить произношение звука [р];Развивать умение определять позицию звука в слове; интонационно выделять звук в словах, умение ориентироваться на странице книги; чтение слогов в строчку и в столбик;учить различать графическое изображение буквы Р.Оборудование: Буквари Н.С. Жуковой на стр. 20, буква Р, слоги на доске на букву Р, презентация, тетради в клетку, карандаши простые; красный, синий и зеленый кубики; пуговицы для выкладывания буквы Р.Ход занятия:Повторение изученного материала на прошлом занятии. През.1,2 - Повторим слоговые таблицы. Чтение по презентации. - Чтение слов на доске на букву Х: ухо, уха, муха, мох, сухо.- Вспомним скороговорку на звук [х]: Прохор и Пахом ехали верхом. Вводная часть.През.3 - Посмотрите на экран и назовите, что изображено (рыба, репа).- С какого звука начинаются эти два слова? (звук [р])- Произнесем дружно звук [р]: р-р-р.- Как проходит воздух при произношении? (воздух встречает преграду, язык является его преградой) - Это гласный или согласный звук? (согласный)- Согласный звук [р] может быть как твердым, так и мягким. Скажите, в каком слове [р] звук твердый? Мягкий?- Давайте проведем звуковой анализ слова, покажем, как обозначаются звуки в слове РЫБА с помощью квадратиков.- Почему в слове РЫБА вы обозначили звук [р] синим цветом? (твердый звук)- А теперь обозначьте квадратиками звуки в слове РЕПА?- Почему звук [р], вы обозначили зеленым цветом? (мягкий звук)Основная часть. През.4 - Посмотрите, ребята, а вот и буква Р, которая обозначает наш звук [р] . /на презентации и на карточке- Выкладываем букву Р из пуговиц.През.5 – Назовите, что вы видите ? + Рыба, ворона, шар.- В каком слове звук [р] стоит в начале слова? (в середине, в конце) - Посмотрите, буквы Р большая и маленькая похожи. Они живут в синем домике. Почему? (согласные)- А теперь вспомним основное правило, как правильно читать. Читать всегда начинаем слева направо от красной линии. И самое главное правило: читать надо слитно, без паузы, без остановки, сливаем один звук с другим: Р-Р-Р-Р-А Р-Р-Р-О Р-Р-Р-У- А теперь впереди будут гласные. Читаем слоги: АР,ОР,УР - в строчку, в столбик.През.6 – Читаем слоги в столбик.През.7 - Скороговорка: У Аграфены и Арины растут георгины.ФизминуткаТак проворны наши руки,Нет им времени для скуки.Руки вверх, вперёд, назад.С ними можно полетать.Мы на пояс их поставим,И наклоны делать станем.Ими можно помахать.А, прижав, тихонько спать.Руки вверх поднимем выше -И легко-легко подышим.Работа в тетради. - Печатаем букву Р большую и маленькую.На доске: - слог СО добавим букву Р. Что получилось? (СОР)- слог ХО добавим Р получится слово… ХОР - слог РА добавим МА читаем слово …. РАМА- Печатаем слова в тетради: сор хор рама Знакомство с именами: През.8 - Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте прочитаем, как их зовут.- Как зовут мальчика? (Рома)- Как зовут девочек? (Мара, Мура, Сара)- Как вы думаете, почему все слова с большой буквы?+ Все имена пишутся с большой буквы.Работа в тетради. - Напечатаем имена: Рома, Мара, Мура, Сара.Заключительная часть. - С каким звуком мы с вами ребята сегодня познакомились? Какой буквой его обозначают?- Чему мы сегодня научились? - Какую скороговорку на звук [р] выучили?