"Знаки действий"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Знаки действий"
Автор: Новойдарская Лариса Семеновна
Знаки действий 1 класс
Цель:
познакомить с названиями и значением знаков +, -, =.
Планируемые результаты:
- предметные: уметь понимать значение знаков +, -, =; читать полученные равенства;
метапредметные
- регулятивные: уметь организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке;
- коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика, учителя, обсуждать, делать умозаключения;
- познавательные: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, сравнивать, группировать;
- личностные: уметь оценивать себя, границы своего знания и незнания, работать в паре, оценивать товарища, стремиться к повышению культуры речевого общения.
Материально-техническое обеспечение:
Проектор, экран, компьютер, слайды, учебник, тетрадь на печатной основе, карточки со знаками и цифрами, знаки дорожного движения – картинки, ободки для выступления, раздаточный материал – геометрические фигуры, тренажёр Базарного.
Ход урока
Организационный момент.
Проверить готовность принадлежностей, приветствие учителя стоя.
Парта – это не кровать
И на ней нельзя лежать.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Тихо девочки за парты сели,
Тихо мальчики за парты сели,
На меня все посмотрели.
Повторение изученного материала.
- Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, предлагаю вам математическую разминку.
а) логическая разминка:
- Сколько хвостов у трех китов? (3 хвоста)
- Сколько ушей и двух мышей? (4 уха)
- У кого больше лап, у утки или у утенка? (одинаково, по 2 лапы)
б) устный счет:
- Посчитайте:
От 1 до 10 и обратно хором;
На доске корзина с грибами
- Составьте вопросы со словом сколько и ответьте на них.
(сколько грибов в корзине, сколько грибов на поляне, сколько грибов всего в корзине и на поляне)
Работа по теме урока.
Целеполагание.
На доске знаки (+, -, =, 1, 2, 3 и знаки дорожного движения Автобусная остановка, Пешеходный переход, Пункт первой медицинской помощи, Осторожно, дети!)
- Что изображено на первом рисунке? (Автобусная остановка)- Как вы понимаете значение слова знак?- Представьте, что вы оказались в незнакомом районе города, спросить не у кого, но вы знаете, что в ваш район идет автобус № 410. Что вы будете делать?(Предлагают найти автобусную остановку с помощью знака.)- Верно. Знак молчит, но и сообщает нам о чем- то. Указывает на место, где останавливается автобус.- А какие еще дорожные знаки вы знаете и что они сообщают?- Теперь вы можете мне сказать, что такое знак?
Рефлексия: Знак - это указание или сообщение о каком-либо объекте.
- Нас окружает множество знаков. Посмотрите на карточки (на доске знаки плюс, минус, равно, цифры) и скажите, что это?(Версии разные: цифры, числа, знаки.)
- Эти записи являются тоже знаками, но математическими. Цифра это тоже математический знак, который используют для записи чисел.- Какие из этих знаков вам знакомы?
- Какие новые? Кто знает, что это за знаки? (Гипотеза, предположение)
- Догадались, какая тема сегодняшнего урока? (Знаки плюс, минус, равно)
- Чему вы хотели бы научиться сегодня? (пользоваться знаками: плюс, минус, равно).
Знакомство со знаками плюс (+), минус (–), равно (=).
Практическая работа.
- Положите два оранжевых треугольника.
Какой цифрой мы это обозначим? ( один ученик к доске находит и крепит цифру 2)
- Рядом положите синий квадрат.
Какой цифрой обозначим?( 1).
- Фигур стало больше или меньше? Сколько фигур получилось?
- Какими словами можно заменить слово положили? (прибавили, добавили)
- Чтобы записать это выражение в математике используются цифры и математический знак +. А действие при этом называется сложение.
запись: 2+1
- Плюс – знак добрый, он всем дает, прибавляет и всего становится больше.
Ученик (Сизяков Рома) рассказывает стихотворение:
Я – плюс,
И этим я горжусь.
Я для сложения гожусь
Я – добрый знак соединенья
И в том мое предназначение.
- Какую работу он выполняет? (Он всем дает, прибавляет, всего становится больше.)
- Сколько у вас т фигур на столе? (3 фигуры)
Уберите синий квадрат. Фигур стало больше или меньше? Сколько фигур осталось? (2 фигуры)
- Слово уберите, тоже можно заменить знаком. Этот математический знак называется – минус.
Запись: 3-1
- Этот знак у всех отбирает, отнимает и всего становится меньше. Действие при этом называется вычитание.
Ученик (Спиридонов Никита) рассказывает стихотворение:
Я – минус.
Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю
Я свою роль лишь выполняю.
- Как называется математический знак, который у всех отнимает и при этом всего становится меньше? (Знак минус)
- Посмотрите на записи, которые у нас получились. Кто сможет их прочитать? (читают записанные на доске выражения)
Запись: 2+1 3
3 – 1 2
- Какого знака не хватает?
- Чтобы записать слово получится, используют знак равно (=) .
Запись: 2+1=3
3 – 1=2
Такие записи называют выражения.
- Давайте вместе прочитаем выражения, используя новые термины.
- Итак, какие же знаки используют математики, для записи выражений?
Работа в тетради на печатной основе.
- Откройте тетрадь на стр.10.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
А ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Посмотрите на клеточки, какие знаки написаны?
- Посмотрите внимательно, а по какому правилу расположены здесь знаки? (через клетку)
(Показ, как правильно пишутся знаки +, –. Затем учащиеся обводят их по точечным контурам и пишут с а м о с т о я т е л ь н о.)
- Поменяйтесь тетрадями со своим соседом. Оцените работу. Посмотрите внимательно, получилось ли прописать красиво, аккуратно? Сохранили ли вы закономерность, все ли знаки у вас прописаны через клетку? Если всё верно – зелёный светофорик, если ошибка – жёлтый, если совсем неверно – красный.
Закрепление.
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр.28.
- Посмотрите, о ком мы сейчас будем говорить? (О ежах.)
- Сколько было ежиков сначала? (1 ёжик)
- Что изменилось потом? (подбежал еще 1)
- Сколько их стало? (2)
(Чтение под картинкой рассказа) – Правильно вы ответили на вопросы?
- Какое слово заменили знаком плюс (подбежал). Прочитайте полученное выражение в учебнике.
2) Работа в парах:
- Посмотрите на картинку ниже и составьте рассказ. О ком вы будете составлять рассказ? Аналогично разбирается рисунок с зайцами.
– Данную запись можно прочитать так: Три минус два равно одному. (Чтение детьми вслух.) Или по-другому: Из трёх вычесть два, получится один. (Чтение детьми вслух.)
V. Подведение итогов.
– Давайте вспомним, что мы хотели узнать в начале урока? (Хотели узнать, как пользоваться знаками плюс, минус, равно)
- Вы достигли результата?
– Каким знаком будем пользоваться, если услышим слова: убежали, убрали? (Знаком минус)
- Каким знаком будет пользоваться, если услышите слова: добавили, пришли? (Знаком плюс)
- А какие это знаки + и – и =? (дорожные или математические)
VI. Рефлексия.
- оцените себя с помощью светофора: если вы всё поняли, всё удалось выполнить – зелёный свет;
если что-то осталось непонятно и были допущены ошибки – жёлтый. И после урока подойдёте ко мне – я ещё раз вам объясню;
если всё было непонятно – красный, и тогда нужно подробно ещё раз разобрать тему.
Спасибо вам большое за урок, завтра мы продолжим учиться пользоваться нашими новыми знаками и познакомимся с новой цифрой. Урок окончен.
Приложение.
В течении урока, проводится 2-3 физминутки. Время проведения первой через 7-10 минут после начала урока, следующие по усмотрению учителя и временной промежуток зависит от работоспособности класса.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть за парту тихо сесть.
Пальчиковая физминутка
Этот пальчик бабушка, (большие)
Этот пальчик дедушка, (указательные)
Этот пальчик мамочка, (средние)
Этот пальчик папочка. (безымянные)
Этот пальчик я. (мизинцы)
Это вся моя семья! (хлопки и встряхивание кистями рук)
Физминутка для глаз
Тренажёр Базарного на доске