РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА: ОСНОВЫ И ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА: ОСНОВЫ И ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Автор: Короткова Юлия Дмитриевна
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА: ОСНОВЫ И ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕЮ.Д. КоротковаФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. ТверьВ статье актуализируется информация о феномене «речевая культура». Представлен теоретический анализ сущностной характеристики, структуры и содержания феномена «речевая культура». Ключевые слова: речевая культура, культура речи, норма, императивные (обязательные) нормы, диспозитивные (восполнительные) нормы, уместность речи, целесообразность речи.Личностное развитие человека, как субъекта образования и развития, предполагает выделение в его структуре фундаментальных личностных образований, которые, в свою очередь, побуждают педагогов, психологов, философов, социологов к изучению и обоснованию феномена «речевая культура». Речь, являясь высшей психической функцией, выступает как одна из наиболее значимых составляющих, характеризующих уровень развития интеллектуальной деятельности человека, а язык, в свою очередь, представляется в качестве ведущего средства реализации речевой деятельности и реализации процессов мышления. Этот факт предопределяет наличие актуальности, а также пристального внимания со стороны исследователей в изучении феномена «речевой деятельности» со стороны психологов, лингвистов, философов и педагогов. Рассмотрим подробнее, какие черты выделяются в работах основоположников.Артемов В.А. [2], Ильенко С.Г. [8] и др. в своих исследованиях выдвигают гипотезу о том, что феномен «речевой культуры» выступает в качестве образования, обеспечивающего эффективное личностное развитие. Выготский Л.С. выступил в качестве основоположника теории речевой деятельности, которая включает в себя характеристику природы языковых знаков. Научно-теоретической основой психолингвистики стали теоретические разработки Выготского Л.С., его актуальные и глубокие научные представления о природе явлений языка и речи, о диалектическом единстве процессов мышления и речи, закономерностях формирования речи и усвоения языка в ходе онтогенеза, что позволило выделить ее в качестве самостоятельной области научного знания.В труде Выготского Л.С. «Мышление и речь», автор дает следующее определение: «речь является основным средством общения. Общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, как оно наблюдается в животном мире, делает возможным только общение самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах» [6].В своем учении Выготский Л.С. отмечает положение о том, что при отсутствии речи, уровень общения оценивается как примитивный и ограниченный. Это означает, что речь служит не только для решения примитивных жизненных функций, а необходима для того, чтобы достигать цель коммуникации (обмен информацией, построение взаимовыгодных взаимоотношений и пр.).По определению Рубинштейна С.Л., который также является основоположником изучения речевой культуры в нашей стране: «речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления» [15].В контексте понимания термина «речь» С.Л. Рубинштейном, прослеживается, что автор уже относит данное понятие к выражению мыслительных процессов. Следовательно, характеризует процесс общения наличием мыслительной цели (трансляция мыслей, чувств), которые выражаются при помощи речи. Данный факт также подтверждает необходимость формирования и развития речи.Однако, Л.В. Щерба важнейшим моментом, который определяется в рамках его исследований, отмечает различение речевой деятельности, языковой системы и языкового материала. При этом на первом месте стоит речевая деятельность, т.е. процессы говорения и понимания; она возможна благодаря наличию второго аспекта – языковой системы, т.е. словаря и грамматики, которые не даны в непосредственном опыте, «ни в психологическом, ни в физиологическом», а могут выводиться только из языкового материала, т.е. «совокупности всего говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы» [17]. Таким образом, в языковой системе имеется, по словам Л.В. Щербы: «…некая социальную ценность, нечто единое и общеобязательное для всех членов данной общественной группы, объективно данное в условиях жизни этой группы. Психофизиологическая речевая организация индивида является лишь проявлением языковой системы. Но само собой разумеется, что сама эта психофизиологическая речевая организация индивида вместе с обусловленной ею речевой деятельностью является социальным продуктом» [17].Из исследований Л.В. Щербы мы можем заключить то, что речь, помимо функции общения, функции трансляции мыслей и чувств, носит в себе социальный характер. Данный факт подводит нас к пониманию, что выражение речи должно характеризоваться наличием норм и правил – культуры. Поскольку социум не отделим от культуры. Введенская Л.А. говорит следующее: «Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, ее совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы» [3].Из исследований Введенской Л.А. складывается понимание актуальности формирования и развития культуры речи именно в период младшего школьного возраста. Поскольку данный период характеризуется уже более осознанным пониманием окружающей действительности при условии, что ребенок имеет достаточно сенситивный уровень восприятия.Далее, для понимания сущностной характеристики феномена «речевая культура», проанализируем терминологическую сторону исследуемого объекта.Существует большое количество значений термина «культура речи».Введенская Л.А. отмечает следующее: «Культура речи входит в понятие общения. Поэтому прежде всего следует осмыслить, что такое общение, какова его роль в жизни человека, от чего зависит его эффективность. Речевая деятельность (общение, коммуникативный акт) имеет социальный характер, поскольку она – часть общественной деятельности человека. Любая общественная деятельность невозможна без общения. Кроме того, есть виды деятельности, основу которых составляет общение. Это деятельность педагогов, преподавателей, юристов, политиков, журналистов, менеджеров, многих работников сферы обслуживания» [3].Понятие «культура речи» автор раскрывает следующим образом: «Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определённой ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации» [3]. Данная трактовка понятия выделяется нами как основная, поскольку в рамках исследования речевой культуры мы рассматриваем ее с определенных аспектов: этика общения, культура взаимодействия, нормативный аспект, объем красноречия, выразительность речи (нормативный аспект, коммуникативный аспект, этический аспект, когнитивный аспект).Соколова В.В. трактует данное понятие следующим образом: «культура речи – это совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения» [16]. Данная трактовка феномена характеризуется как субъективное, исходя из того, что носит в себе отраженное состояние культуры речи личности (субъекта речи), свойства личности и способности языка субъекта речи. Правильность, точность, логичность, выразительность и чистота, выявляемые на основе отношения речи к неречевым структурам, которые объединяются трактовкой понятия «качество речи», дают возможность заключить вывод об коммуникативном совершенстве феномена «культура речи». Соколова В.В. в своих исследованиях дает еще одно понимание исследуемого феномена: «культура речи – это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве» [16].В свою очередь, данная характеристика понятия речевой культуры представляется собой объективную сторону оценки свойств речи. Данная трактовка феномена «речевая культура» отражает представление о речевой культуре как единице народной духовной культуры, которая заключается в текстах, созданных народным творчеством, выдающимися представителями народности. Однако, важным моментом при оценке и анализе народного творчества в контексте «культуры речи» (объективное значение феномена), необходимо наличие понятийного аппарата, методики анализа и других научных представлений, которые составляют основу познания исследуемой категории.Исходя из вычленяемой проблематики по необходимости выделения категориальных единиц в исследуемом феномене «культура речи», рассмотрим еще одно значение, имеющее название «гносеологическое»: «культура речи – это область лингвистических знаний о системе качеств речи, об учении о культуре речи» [16].Культура речи изучалась следующими исследователями: Г.О. Винокур, А.В. Пешковский, Л.Э. Розенталь, В.И. Чернышев, Л.В. Щерба.Советский лингвист Л.Э. Розенталь в своих исследованиях отмечает следующее: «культурной мы должны считать речь, которая отличается национальной самобытностью, смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, художественной изобразительностью» [14].В свою очередь, литературовед Г.О. Винокур выделяет два аспекта феномена «культура речи»: «Понятие культуры речи можно толковать в двояком смысле, в зависимости от того, будем ли мы иметь в виду только правильную речь или также речь, но искусную. Искусная речь предполагает умение говорить не только правильно, но в принципе и мастерски, как пишут и говорят мастера художественной речи» [5].Русский литературовед и лингвист-русист B.B. Виноградов в трудах о речевой культуре акцентирует внимание исследователей на сложности изучения феномена: «существование субъективно-вкусовой оценки, присущей определенному времени, определенной среде» [4]. Также академик АН СССР Виноградов В.В. выделяет два подхода при описании фактов речи как деятельности, которая представляет важность в исследовании речевой культуры: «с одной стороны, необходим анализ случая нарушения литературных норм, связанных с изменением в социальной структуре общества, - это нормативно-исторический подход. Другой подход к проблеме состоит в том, что речь должна анализироваться не только с точки зрения ее нормативности - правильности, но и в плане ее выразительности» [4]. Виноградов В.В. отмечает, что: «свободное и творческое употребление разнообразных речевых средств опирается на глубокое знание стилей речи и умелое их применение, а также на понимание законов и правил взаимодействия, взаимопроникновения» [4]. Данный контекст в осмыслении речевой культуры относят к нормативно-стилистическому. Параллельно с исследованиями Винокура Г.О., Виноградова В.В. и др. происходит изучение теоретических парадигм речевой культуры – исследуется проблематика сущности «норма литературного языка», разрабатываются вопросы функциональной стилистики. Лексикограф Ожегов С.И. акцентирует внимание в своих трудах на: «…необходимость осмысления теоретических проблем и понятий культуры речи» [9]. Также, советский лингвист Ожегов С.И. не отметает важность решения задачи разработки конкретных норм русского литературного языка и его стилистики, важных для практических нужд общества.Советский лингвист Б.Н. Головин предложил схему лингвистического осмысления качеств «хорошей» речи и доказал, что задача речевой культуры заключается: «…в анализе качеств хорошей речи, в поиске достаточно строгих и обоснованных критериев описания таких ее признаков, как правильность, точность, богатство, чистота, выразительность и др.» [7]. В качестве объекта изучения речевой культуры была предложена типология качеств «хорошей» речи, которая опирается на анализ речевой практики. Отношение к неречевым структурам (речь – язык, речь – действительность, речь – мышление и т.д.), которое сформировал Б.Н. Головин в качестве основы теории качеств «хорошей» речи, предполагает нормативно-оценочный подход в изучении культуры речи, состоящий в отнесении речи с языковой нормой и оценке свойств речи, выявляющихся в процессе ее функционирования.Подход заслуженного деятеля науки РСФСР Головина Б.Н. [7] предоставил возможности к наблюдению и оценке структуры речи с различных позиций:- в плане соотнесения ее с языковой системой (речь – язык); - сопоставляя с явлениями объективной действительности (речь – действительность), которые моделируются ею; - с точки зрения воздействия речевой структуры на сознание адресата (слушателя, читателя) – (речь – мышление, сознание). В контексте рассматриваемого подхода отмечается наличие возможности к проведению оценочных работ структуры речи (объективно), данный факт представляется важной особенностью, поскольку решает вопросы по формированию и совершенствованию культуры речи учащихся. Человек, являясь языковым носителем, при условии наличия определенных задач коммуникативного процесса (общения), выбирает структурную единицу из большого числа существующих в системе языка. Языковая система, в свою очередь, предполагает наличие вариантов для совершения выбора, а также варианты для вариаций единиц языка. В последующем, избранные человеком единицы языка выстраиваются в речевую цепь, характеризующуюся как средство передачи содержания (замысла). Любая структурная единица языка либо сочетание языковых единиц имеют следующие характеристики:- выразительность,- точность в употреблении,- наличие субъективных и объективных причин при определении точности употребления.Наука «Культура речи» (нормативный лингвистический статус) в основе своем несет нормы современного литературного языка.В свою очередь, норма представляет собой одну из многоаспектных характеристик, которая почти не имеет однозначного непротиворечивого объяснения. Норма выступает как социальный феномен, поскольку характеризуется контекстом нужности, а также имеет свойство создаваться на уровне народности (социума).Также, еще одним важным контекстом в понимании феномена «нормы», выступает ее структурность, поскольку она принадлежит языку. Норма психофизиологична, так как нуждается в устойчивых психофизиологических навыках носителей языка. Отмеченные выше признаки феномена «нормы» выделяют на исследовательском уровне. Рассмотрим разноплановость понимания феномена «нормы». Б.Н. Головин выделяет существование двух регуляторов речевого поведения: нормы и целесообразности [7]. Если требования нормы, по его мнению, жестки и узки, то требования целесообразности – мяче и шире. Проявление нормы не зависит от условий применения языка (содержание, цель, обстановка речи); проявление целесообразности целиком зависит и определяется этими условиями. Норма осуществляется в пределах языковой структуры; целесообразность выводит говорящего за ее пределы в сложную область связей и отношений языка и действительности, языка и сознании. Наконец, норма выбирает из немногих вариантов, лишь один из которых – литературный. Целесообразность может выбирать из очень большого ряда языковых фактов, и все они могут быть вполне литературными. По мнению Б.Н. Головина, целесообразность, уместность и норма составляют сердцевину культуры речи, которую он определяет в качестве совокупности и системы коммуникативных качеств речи [7]. При этом уместность понимается как адекватность примененных речевых средств целям высказывания. Уместность речи захватывает разные уровни языка, чем и объясняется рассматривание им уместности стилевой, уместности концептуальной, уместности ситуативной и уместности личностно-психологической, регулирующей все наше поведение.В исследовании Б.Н. Головина [7] вычленены и факторы, обусловливающие уместность речи: хорошее знание структуры речи (ее единиц - слов, фраз, оборотов, - синтаксических конструкций), системы языка (тех связей и отношений, в которых находятся между собой его структурные компоненты), умение пользоваться языком, навыки разумного применения его ресурсов, хорошее знание того предмета, той темы, о которых мы собираемся говорить, ясное представление об объеме и характере информации, которую необходимо сообщить. Немаловажную роль играют и факторы нравственно-психологические – культура человека, его чуткость, доброжелательность и уважительное отношение к людям. Идеи Б.Н. Головина продолжают и другие ученые. Так, В.А. Цукович в сборнике «Актуальные проблемы культуры речи» пишет: «Культуру речи можно определить, как мотивированное употребление языкового материала, как использование в данной языковой ситуации языковых средств. Культура речи – это использование средств и возможностей языка, адекватных содержанию, обстановке и цели высказывания. В этом смысле понятие культуры речи значительно шире понятия языковой нормы: в определенной ситуация не только оправданным, но и необходимым может быть то, что считается неправильным с точки зрения норм литературного языка» [1]. Главным условием владения речевой культурой можно считать целенаправленное воспитание оценочного отношения к высказыванию, что включает в себя следующие этапы: осознание говорящим целевой установки общения, учет ситуации и условий общения, его места, адресата, прогнозирование воздействия высказывания на собеседника. Прогнозирование или предвидение воздействия высказывания требует конкретного умения: умелого выбора языковых средств, адекватных целям, условиям и ситуации общения.Культуре устной речи посвятил свою работу «Мастерство устной речи» известный педагог и методист В.В. Голубков. Одним из недостатков школьного обучения Голубков В.В. считает: «небрежность в отношении устной речи со стороны учителей, которые не развивают привычку у младших школьников следить за своей речью, совершенствовать свою речевую культуру» [11]. Голубков В.В. выделяет особенности устной речи по сравнению с письменной: - устное слово – это прежде всего слово живое, выразительное; - импровизированность устной речи по сравнению с письменной;- непосредственность общения;- композиция словесного материала, умение организовать свою речь. Кроме того, устной речи в большей степени, чем письменной, свойственны эмоциональность, выразительность, экспрессивность. По мнению В.В. Голубкова, культурой речи обладает тот, кто: «говорит содержательно и убедительно; последовательно и логично; кратко, правильно, выразительно. Заботясь о развитии речевой культуры учащихся, необходимо ставить все три задачи: учить раскрывать содержание речи, компоновать речь и умело ее излагать» [11]. В культуру устной речи В.В. Голубков включает содержательность, выразительность и правильность (нормированность). Одна из наиболее важных задач начальной школы – научить младших школьников говорить по-разному, в зависимости от цели высказывания и адресата, то есть в конечном итоге научить пользоваться речью сообразно обстоятельствам. Исходя из этого, под культурой речи будем понимать процесс сознательного отбора и использования тех языковых средств, которые помогают осуществлять речевое воздействие и являются необходимыми для данного конкретного случая речевого общения. Речь – творческая функция человеческой психики, отражающая в речевом высказывании каждую новую ситуацию, возникающую в коммуникативном процессе. В ней особенно ярко и разносторонне проявляется влияние социальных факторов. Речевое поведение человека обусловлено не только постоянными социальными характеристиками, но и ситуативными характеристиками, отражающими изменение социальных ролей и вызывающих речевое переключение. Исходя из этого подтверждается наличие внимания современных исследователей к речевой культуре как к совокупности таких качеств речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся: богатство (разнообразие) речи, ее частота, выразительность, ясность, понятность, точность и правильность. Как видно из приведенных определений феномена речевой культуры, при рассмотрении этого вопроса нельзя ограничиваться только лишь понятием правильности речи. Речевая культура не может быть сведена, по словам В.Г. Костомарова [1], к перечню запретов и догматическому определению «правильно - неправильно». Феномен «речевая культура» тесно связан с закономерностями и особенностями развития и функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее разнообразии. Характеристика феномена «речевая культура» включает в себя еще и определенную, предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения новую речевую форму. Речевая культура вырабатывает навыки регулирования отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общении, помогает формировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике. Таким образом, мы видим, что в современной научной литературе до последнего времени преобладала тенденция отождествления понятии «культура речи» и «правильность речи», «языковая нормативность». Эти понятия, несомненно, вошли в характеристику феномена «культура речи», поскольку он основан на грамматических, синтаксических, лексических и стилистических нормах языка, и помогает закрепить их в речевой практике. Однако понятие «культура речи» не совпадает по своей сущности с понятиями «правильность» и «нормативность». Оно связывается с возможностями всей языковой системы, выражающей конкретное содержание в каждой реальной ситуации речевого общения. Речевая культура вырабатывает умения отбирать и употреблять языковые средства в процессе речевого общения, помогает формировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике с учетом всех этических и культурных особенностей социума, в рамках которого происходит речевое взаимодействие. Понятие «речевая культура» является формой взаимодействия человека. Взаимодействие в общении, коммуникации, которое начинается формироваться с рождения, развивается в процессе взаимодействия человека с социумом (той культурной средой), начиная от микросоциума (родители, воспитатели, педагоги) заканчивая макросоциумом (общество в целом). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Актуальные проблемы культуры речи [Электронный ресурс] : Сборник / Под ред. В. Г. Костомарова и Л. И. Скворцова. – Москва : Наука, 1970. – 403 с. – URL: (Дата обращения: 31.01.2024).Артемов, В.А. Культура речи [Электронный ресурс] / Проф. В. А. Артемов. – Москва : Знание, 1966. – 79 с. – URL: (Дата обращения: 02.02.2024).Введенская, Л. А. Культура речи [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. А. Введенская. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 448 с. – URL: (Дата обращения: 01.03.2024).Виноградов, В. В. История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ. [Электронный ресурс] / В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет «Рус. яз.». Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. – Москва, 1999. – 1138 с. – URL: (Дата обращения: 03.02.2024).Винокур, Г.О. Избранные работы по русскому языку [Электронный ресурс] / проф. Г. О. Винокур ; [предисл. С. Бархударова] ; Акад. наук СССР, Отд-ние литературы и языка. – Москва : Учпедгиз, 1959. – 492 с. – URL: (Дата обращения: 09.02.2024).Выготский, Л. С. Мышление и речь [Электронный ресурс] : психологические исследования / Л. С. Выготский. – Москва : Нац. образование, 2016. – 367 с. - URL: (Дата обращения: 01.03.2024).Головин, Б. Н. Основы культуры речи [Электронный ресурс] : учебное пособие / Б. Н. Головин. – Москва : Высш. школа, 1980. – 335 с. – URL: (Дата обращения: 01.02.2024).Ильенко, С.Г. Коммуникативно-структурный синтаксис современного русского языка [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Филологическое образование» / С. Г. Ильенко ; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. – 398 с. – URL: (Дата обращения: 10.02.2024).К 115-летию со дня рождения С.И. Ожегова [Электронный ресурс]. – URL: (Дата обращения: 02.02.2024).Литературная норма и просторечие [Электронный ресурс] : [Сборник статей] / АН СССР, Ин-т рус. яз. ; [Отв. ред. Л.И. Скворцов]. – Москва : Наука, 1977. – 254 с. – URL: (Дата обращения: 31.01.2024).Мастерство устной речи [Электронный ресурс] / Под ред. В. В. Голубкова. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Просвещение, 1967. – 200 с. – URL: (Дата обращения: 31.01.2024).Ожегов, С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи [Электронный ресурс] : Учеб. пособие для филол. фак. пед. ин-тов / Вступ. статья и коммент. канд. филол. наук Л. И. Скворцова. – Москва : Высш. школа, 1974. – 350 с. – URL: (Дата обращения: 02.02.2024).Пешковский, А.М. Избранные труды [Электронный ресурс] / [Подгот. к печати, вступ. статья и примеч. И. А. Василенко и И. Р. Палей]. - Москва : Учпедгиз, 1959. - 252 с. – URL: (Дата обращения: 31.01.2024).Розенталь, Д.Э. Русский язык [Электронный ресурс]: учебное пособие. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы / Д. Э. Розенталь. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2010. – 448 с. – URL: (Дата обращения: 02.02.2024).Рубинштейн, С. Л.Основы общей психологии [Электронный ресурс] / С. Л. Рубинштейн. – Москва [и др.] : Питер, 2012. – 705 с. – URL: (Дата обращения: 01.03.2024).Соколова, В.В. Культура речи и культура общения [Электронный ресурс] / В. В. Соколова. – Москва : Просвещение, 1995. – 190 с. – URL: (Дата обращения: 10.02.2024).Щерба, Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании. Языковая система и речевая деятельность [Электронный ресурс] / под ред. Л.Р. Зиндера, М.И. Матусевич., 1974. – С.24-39. – URL: (Дата обращения: 01.03.2024).THE ESSENTIAL CHARACTERISTIC OF THE TERM «SPEECH CULTURE»Yu.D. KorotkovaTver State University, TverThe article updates information about the phenomenon of «speech culture». A theoretical analysis of the essential characteristics, structure and content of the phenomenon of «speech culture» is presented. Keywords: speech culture, speech culture, norm, imperative (mandatory) norms, dispositive (complementary) norms, relevance of speech, expediency of speech.Об авторе: Короткова Юлия Дмитриевна – студентка 1 курса магистратуры, направление «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль) «Психология и педагогика инклюзивного образования» ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» (170100, г. Тверь, ул. Желябова, 33), e-mail: Об авторе на английском языке:Yulia Dmitrievna Korotkova – 1st year graduate student, direction «Psychological and pedagogical education», focus (profile) «Psychology and Pedagogy of inclusive Education» Tver State University (170100, Tver, Zhelyabova str., 33), e-mail: