средняя группа "Мишутка"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: средняя группа "Мишутка"
Автор: Буйнякова Наталья Викторовна

Отчет по самообразованию «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»воспитатель: Буйнякова Н.В. « дошкольного возраста в процессе изучения художественной литературы»Цель моей работы заключалась в повышении теоретического и практического уровня компетентности и профессионального мастерства; систематизации работы по развитию речи в соответствии с ФГОС.Задачи:• изучить научную, ;• выбрать эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи;• изучение и использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей,• создание предметно-развивающей среды по формированию и развитию связной речи у детей подготовительной к школе группы;• разработка системы работы с родителями по развитию связной речи детей;Актуальность темыСодержание образовательной деятельности в области развития связной речи ребенка предполагает его полноценное речевое и общее психическое развитие, поскольку язык и речь выполняют главную функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.Очень важно обратить внимание на формирование у дошкольников речевых навыков, читательских умений и интересов как на предпосылку формирования грамотного читателя.Использование художественной литературы служит действенным средством воспитания детей, которое оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, чувства и взаимоотношения. Кроме этого, она делает эмоции богаче, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах музыкальность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Основной задачей выступают формирование первичных представлений об особенностях произведений разных жанров, средствах выразительности художественной речи и т. п. Кроме этого, происходит освоение богатств родного языка, правильное грамматическое и фонетическое оформление высказываний.Дети должны осмысленно анализировать структуру любого предложенного им высказывания: есть ли зачин (начало, как развивается действие (событие, сюжет, имеется ли завершение (конец).Проблема речевого развития детей дошкольного возраста в настоящее время очень актуальна, потому что процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, из-за занятости родителей процесс развития речи детей идет на самотек. Чтение вытесняется просмотром телевизионных передач, постепенно усиливается влияние на детей телеобразов. Процесс восприятия литературы детьми можно рассматривать как психическую деятельность, суть которой заключается в воссоздании художественных образов.Таким образом, эта тема для меня важна, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Очень хотелось бы, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали.Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.Работу осуществляла по следующим направлениям:I. изучение литературы,II. анализ уровня развития связной речи у воспитанников на начало и конец учебного года.III. Работа над созданием развивающей среды ; занятия с детьми,IV. взаимодействие с родителями,V. взаимодействие с педагогами.I. Изучила соответствующую литературу по данной теме:1. Вачков И. В. СказкотерапияРазвитие самосознания через психологическую сказку. - М. : Владос, 2015.2. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемаход ред. М. Е. Верховкиной. – СПб: КАРО, 2014.3. Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с. 27-43.4. Ершова Е. Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.5. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.6. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2010.7. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. – М. : Сфера, 2013.8. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2009.9. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.10. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2007.11. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы. Савельева Ю. // Дошкольное воспитание. – 2015. - №7. – С. 51-58.12. Приобщение к словесному искусству. Смирнова О. // Дошкольное воспитание. – 2015. - №9. – С. 25-33.В течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания и интернет. Создала методическую разработку «Живая речь» по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях для родителей. Разместила данную работу на сайте maam.ru. А также в 2019 году была опубликована статья «Приобщение детей к художественной литературе посредством кружковой работы» в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции «ДЕТИ И ОБЩЕСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ».Посетила открытые занятия коллег, выслушала их доклады и выступления на совещаниях и педагогических советах. Разработала перспективный план по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения художественной литературыII. Анализ уровня развития связной речи у воспитанников на начало и конец 2019-2020 учебного года.В ходе диагностического исследования уровня развития связной речи воспитанников группы были получены следующие результаты: на начало года – высокий уровень – 30% детей, средний – 70%, детей с низким уровнем нет; на конец учебного года: высокий уровень развития связной речи – у 40% детей, средний – 60%, детей с низким уровнем нет.III. Работа над созданием развивающей среды; занятия с детьми.С октября изготовила и внесла в педагогическую копилку данной темы:- дидактические игры по речевому развитию («Найди слово»«Мои первые буквы»«Из какой сказки?»«Буква моего имени»«Назови слова»«Употребление предлогов»- дидактические пособия («Пересказ»«Фонетическая зарядка»«Пословицы»«Загадки»«Скороговорки»);- сюжетные картинки («Детский сад»«Времена года»«Весна» и т. д.);Мною много времени уделялось пересказу рассказов:«Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову,«Осень» (по И. Соколову-Микитову,«Четыре художника. Зима» (по Г. Скребицкому,«Первая охота» (по В. Бьянки,«Домашний воробей» (по М. Богданову).Русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком также является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. В течение года пересказывали сказки, используя мнемосхемы:- Сказка «Заюшкина избушка»,- Сказка «Лиса со скалочкой»,- Сказки «Гуси-лебеди».Разработаны картотеки: речевые игры; короткие истории с вопросами для пересказывания.Большое внимание уделяла составлению и отгадыванию загадок по схеме. Что особенно понравилось детям, которые с удовольствием придумывали логические загадки.IV. Велась работа с родителями:Памятки для родителей по обучению связной речи.Рекомендации для родителей «Обучение дошкольников пересказу»Консультации«Использование мнемотехники для развития связной речи детей»«Роль сказки в развитии детской эмоциональности».«Интеллект – карта как средство развития связной речи у дошкольников».«Использование загадок как средство формирования выразительности речи».«Раскрытие творческих способностей детей»Папка-передвижка:"Речевые игры для детей 5-6 лет"V. Велась работа с педагогамиКонсультация «Учим стихи - развиваем память»Папка-передвижка для педагогов «Алгоритм структуры занятия по обучению детей пересказу текста художественной литературы с опорой на графические схемы».Анализируя свою работу в этом году, увидела, что некоторым детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы я изучаю нужную литературу, сотрудничаю со специалистами детского сада.И вот какие требования нужно выделить для дальнейшего руководства в работе:-знание особенностей развития детей, их специфику,-умение поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка,-способствовать овладению необходимыми навыками.По-моему мнению, вышеуказанные методы принесли положительный результат в развитии связной речи старших дошкольников, то планирую и в следующем учебном году продолжать работу в этой области.