« Балансировочная доска Бильгоу как один из способов мозжечковой стимуляции в коррекционной работе логопеда»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: « Балансировочная доска Бильгоу как один из способов мозжечковой стимуляции в коррекционной работе логопеда»
Автор: Шаламыгина Ирина Михайловна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6» Педагогический проект:« Балансировочная доска Бильгоу как один из способов мозжечковой стимуляции в коррекционной работе логопеда»Подготовила: учитель-логопед Шаламыгина Ирина Михайловнаг. Коркино 2024г.Пояснительная записка.Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России резко возросло число детей с нарушением речи, нуждающихся в комплексной реабилитации физического и психического здоровья. Поэтому проблема здоровья детей является особо актуальной. Анализ анамнестических данных детей, посещающих наше дошкольное учреждение, также констатирует различные отклонения в развитии. Частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения речи, эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, дефицит внимания, а также так называемые расстройства аутичного спектра. Эти нарушения влекут за собой, прежде всего социальные, а в последствии и учебные проблемы детей: сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала. Воспитанники группы компенсирующей направленности имеют различные отклонения в развитии это:
  • дети с речевой патологией;
  • дети с низким уровнем развития высших психических функций: дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (несформированность навыков общения, агрессивные, замкнутые и т. д.);
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с повышенной невротизацией: истерики, энурез.
  • Специалистам ДОУ – учителю логопеду, воспитателям справиться с такими отклонениями, используя традиционные способы, удается лишь отчасти. Результативность коррекционной работы по вышеперечисленным проблемам составляют от 62 % до 70%.Методы, направленные на сам симптом и мало учитывающие природу его возникновения, сегодня оказываются малопродуктивными. Именно поэтому очень актуален поиск, изучение и внедрение новых современных технологий, которые призваны стать неотъемлемой частью целостной системы коррекции. Центром нашего поведения и восприятия мира является мозг. Протекающие в нем процессы определяют качество развития. Если мы видим в развитии ребенка отклонения, нужно понимать, что это следствие дисфункции, несформированности определенных структур мозга или их недостаточная востребованность. В условиях современной жизни, как правило, эти две причины слиты и лежат в основе «отклоняющегося развития», а методы коррекции работают лишь отчасти, не всегда оказываются продуктивными, так как направлены на ослабление выявленных нарушений, а не на причину их возникновения. В этом контексте представляется весьма актуальным применение в коррекции детского развития современных инновационных технологий с элементами нейропсихологического сопровождения, основанных на методах сенсомоторной коррекции, биологической обратной связи, мозжечковой стимуляции, межполушарного взаимодействия. Значимость данного подхода заключается в том, что он, ориентирован не на сам симптом, а на причину его появления.Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогами, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего.АктуальностьМозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии,позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения.Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики. В общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений на физкультурных занятиях. В сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; если движения детей неловкие, неуклюжие, раскоординированные, эти характеристики указывают на имеющиеся проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.Аннотация проектаТип проектаинтегрированный, коррекционно-речевой, общеразвивающий, информационно-практико-ориентированный.Вид проекта: долгосрочный.Сроки реализации: сентябрь май.Участники проекта: воспитанники старшей комбинированной группы, родители воспитанников, учитель – логопед.Цель: повышение интеллектуального и речевого уровня развития детей дошкольного возраста с ОВЗ на коррекционных занятиях с помощью инновационных технологий (мозжечковая стимуляция).Задачи проекта:1.Изучить и внедрить в коррекционную работу с детьми технологии мозжечковой стимуляции.2.Разработать и внедрить новые инновационные направления коррекционной помощи детям в ДОУ.3.Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.4.Объединить усилия родителей (законных представителей) и педагогов в решении вопроса оздоровления детей.5.Повышать квалификацию специалистов ДОУ в области коррекции пограничных состояний дошкольников.6.Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с особыми потребностями.Успешное решение поставленных задач возможно лишь при усвоении комплексного использования всех средств физического и психического развития.Проект опирается на комплексный подход, основанный на взаимосвязи сенсорной и моторной функций. Реализуется через комплекс занятий, включающих в себя индивидуальную работу с ребенком с применением методов мозжечковой стимуляции (работа на балансировочной доске).В первую очередь, необходимо понимать, что представленный метод работы не выступает как обучение. Он предполагает формирование основных функций и процессов, которые необходимы ребенку для дальнейшего развития. Важно скоординировать работу отдельных зон мозга, построить разнонаправленные мозговые связи - выстроить фундамент психической и физической деятельности, а также активизировать внутренние резервы организма, развить самоконтроль и саморегуляцию.Ресурсное обеспечение
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Декларация прав ребенка;
  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Приказ Министерства образования науки РФ от 30 августа 2013г. «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» - Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года № 03-51-5ин/23;
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.11.2013г. № 6241);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  •  Критерии оценки успешности реализации проекта Ожидаемые результаты от реализации инновационного проекта
  • повышение педагогической компетентности педагогов (логопеда) в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образования;
  • предупреждение эмоционального истощения и профессионального выгорания педагогов;
  • разработаны методические рекомендации по использованию разнообразных организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого воспитанника с ОВЗ;
  • наличие рекомендаций (буклетов, методичек, перечня учебно-методических пособий);
  • Эффективность данных результатов:У детей
  • улучшение звукопроизношения;
  • совершенствование артикуляционного аппарата;
  • формирование грамматического строя речи;
  • улучшение моторно-зрительной координации;
  • улучшение концентрации внимания;
  • развитие пространственного воображения;
  • совершенствование равновесия и координацию движений, укрепление мышц тазобедренного сустава и голеностопной части, развитие двигательной и эмоциональной активности;
  • Развитие всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной, звуковой, образной, а особенно двигательной и других;
  • развитие восприятия устной и письменной речи;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • развитие математических и логических способностей;
  • развитие способностей к планированию и контролю своей деятельности;
  • гармонизация эмоционально-волевой сферы;
  • нормализация поведения.
  • У родителей:
  • Активное участие родителей в коррекционном процессе ДОУ с позиции сотрудничества.
  • Создание атмосферы доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.
  • Практическая значимость инновационного проекта Опыт показал, что целенаправленная проработка телесной сферы ребенка актуализирует ресурс развития и создает потенциал для дальнейшего стабильного и успешного освоения ребенком собственно когнитивных программ, в нашем случае логопедических и педагогических.Мероприятия, проводимые в ходе реализации проекта- коррекционные занятия;- мастер-классы «Мозжечковая стимуляция, с помощью доски «Бильгоу» родителям и педагогам;- выступление на методических объединениях. Базовые принципы разработки оборудования1) Основополагающим принципом создания оборудования является принцип:«Любое повседневное действие человека, не важно, простое оно или сложное, влияет на функционирование его мозга в будущем. Неаккуратная, неорганизованная деятельность человека формирует неаккуратную, неорганизованную структуру мозга; регулярная и организованная деятельность поддерживает функционирование человеческого мозга на определенном уровне. И только деятельность с целью совершенствования и проверки своих возможностей совершенствует мозговые структуры и развивает их».Любое действие человека приводит к изменениям структуры головного мозга. Эти изменения могут способствовать улучшению функционирования мозга или ухудшению его деятельности, но, в любом случае, они будут. Естественно, этот процесс протекает постепенно.С помощью оборудования задаются различные ситуации (упражнения), на которые ребенку необходимо формировать ответные реакции, задействуя те или иные структуры мозга. Например, стоя на балансировочной доске ребенку необходимо удерживать баланс, для чего он выравнивает положение своего тела относительно центра доски, рассчитывает ее колебательные движения, движения своего тела и т. д. Если выработанное действие ребенка не удовлетворяет условиям упражнения и ему не удается удерживать равновесие, то он меняет положение своего тела в пространстве, по-другому распределяет вес тела, двигает ногами и т. д. до тех пор, пока ему это не удастся. При увеличении сложности удержания равновесия на балансировочной доске, мозг ребенка вынужден быстрее и чаще реагировать на раздражители. Это приводит к увеличению скорости вырабатывания реакции мозгом для удержания равновесия, что отражается в повседневной жизни и в обучении, например, в увеличении скорости чтения, письма.2) Следующим основополагающим принципом создания оборудования является принцип сенсорной интеграции всех систем мозга:«Вовлечение различных сенсорных систем в формирование ответной реакции человека на раздражитель способствует их развитию, усложнению и интеграции друг с другом».Оборудование разработано таким образом, что позволяет задействовать максимальное количество сенсорных систем в ходе выполнения различных упражнений. Это способствует улучшению их работы, установлению связей между ними, налаживанию межсенсорного взаимодействия.Например, зрительно-моторная координация включает в себя работу двух сенсорных систем: зрительной и моторной, успешное взаимодействие которых позволяет ребенку выполнять сложные двигательные программы (езда на велосипеде, плавание и др.) и копировать по образцу, развивать графо-моторные навыки и навыки письма в целом. С помощью оборудования возможно выполнение упражнений, которые способствуют развитию зрительно- моторной координации ребенка. Удерживая равновесие на доске и одновременно подкидывая сенсорные мешочки вверх, ребенок, по образцу, выполняет координированные движения под контролем зрения, при этом успешное выполнение этого упражнения возможно только при хорошей согласованности движений рук и работы зрительной системы занятиях с оборудованием задействуются и интегрируются такие системы, как: моторная система; зрительная система; тактильная система; слуховая система; вестибулярная системаовершенствование последней из них и успешная интеграция ее с другими сенсорными системами имеет приоритетное значение в развитии ребенка.3) Следующий важный принцип, лежащий в основе создания оборудования:«Совершенствование работы вестибулярной системы оказывает прямое, значительное и положительное влияние на работу всех остальных сенсорных систем». Вестибулярная система лежит в основе развития человека, именно она отвечает за формирование чувства времени, пространства и гравитации и определяет деятельность человека в соответствии с этими тремя показателями. Вестибулярная система ребенка формируется в утробе матери одной из первых и влияет на развитие всех остальных сенсорных систем.Остальные сенсорные системы (двигательная, тактильная, визуальная, слуховая) формируются исключительно во взаимодействии с вестибулярной системой и в основе функционирования обязательно имеют пространственно-временной фактор.4) Еще один принцип, лежащий в основе создания комплекса:«В основе эффективной деятельности человека лежит развитие обоих полушарий коры головного мозга и их успешное взаимодействие друг с другом». Ученые доказали, что связь между обоими полушариями крайне важна для эффективного функционирования мозга человека и является одним из ключевых факторов развития ребенка. Успешная деятельность возможна только при хорошо налаженном взаимодействии между ними. С помощью оборудования возможно развитие межполушарного взаимодействия. Это достигается за счет одновременной тренировки и равноценного задействования в упражнениях обоих полушарий, распределения одинаковой нагрузки на правую и левую стороны руки/ноги/тела ребенка, что отражается в технике выполнения упражнений:
  • все упражнения выполняются одинаково и симметрично с левой и правой стороны;
  • при удержании равновесия на балансировочной доске ноги ребенка располагаются равноудаленно от центра доски;
  • при удержании элементов оборудования руками, руки располагаются равноудаленно от центра элемента оборудования.
  • Основные принципы построения программы упражнений с применением балансировочного оборудования:
  • «от простого к сложному»;
  • «оптимальная нагрузка» (оптимальный уровень сложности для ребёнка);
  • «интуиция специалиста» (от опыта специалиста зависит эффективность программы, определения момента усложнения программы, оптимального уровня);
  • «включение мотивации» (оборудование создает дополнительную мотивацию для занятий, познавательную активность, игровая деятельность);
  • «вариативность упражнений» (свободное поле для творчества);
  • «Би /моно/ реципрокно» (выполнение упражнений двумя руками, правой, левой, поочередно);
  • «направление движения» (по центру, вправо, влево, по кругу);
  • целеполагание (отбить/кинуть, попасть в цель).
  • Материально-техническое обеспечение проекта  Информационно-методическое обеспечение
  • Комплекс упражнений на освоение балансира
  • Комплекс упражнений с мешочками с крупой
  • Комплекс упражнений с мячом-маятником
  • Комплекс упражнений с цветной рейкой
  • Комплекс упражнений с набором мячиков
  • Комплекс упражнений с мишенью обратной связи
  • Комплекс упражнений с телескопической стойкой с мишенями
  •  Этапы реализации проекта1 этап – организационно-подготовительный (сентябрь 2024г-ноябрь 2024)
  • Изучить литературу по мозжечковой стимуляции, методы и приемы использования на коррекционных занятиях с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
  • Проанализировать состояние готовности ДОУ к внедрению и апробации инновационной методической системы, направленной на повышение речевого и интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья (внутренний мониторинг).
  • Разработать инновационный проект, определить его участников, руководителей;
  • Организовать положительную мотивацию и провести подготовку участников проекта к реализации поставленных задач.
  •  2 этап – основной (практический) (декабрь 2024г прель 2025г)
  • Создать оптимальные условия для реализации системы коррекционной работы с воспитанниками ОВЗ в условиях ДОУ.
  • Организовать деятельность в рамках проекта по теоретическому и практическому освоению педагогами современных педагогических технологий и методик;
  • Промежуточные результаты реализации проекта.
  •  3 этап – заключительный (обобщающий) (май 2025г) 
  • Оценить эффективность реализации проекта по всем направлениям;
  • Систематизировать материал, накопленный в ходе инновационной деятельности;
  • Выявить и обобщить педагогический опыт использования современных образовательных технологий в организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ (презентации, публикации, мастер-классы);
  • Определить пути совершенствования методической работы по созданию условий для повышения качества образования.
  •  Предложения по распространению и внедрению результатов инновационной деятельности в массовую практику Анализ результатов и выводы
  • В настоящий момент мы находимся в процессе апробации данной методики. Приобретено основное необходимое оборудование по программе мозжечковой стимуляции- комплект «Успех» (Баламетрикс). Создана методическая разработка по использованию различных упражнений на балансировочной доске в ходе индивидуальных логопедических занятий. Идет постепенное освоение комплексов упражнений на доске Бильгоу с применением разных предметов.
  • В ходе работы по данной теме удалось:
  • добиться за достаточно короткое время положительной динамики в коррекции проблем развития детей;
  • разработать программно-методическое сопровождение детей с нарушениями в развитии;
  • разработать программу оказания помощи родителям детей с нарушениями развития. Вырос уровень доверия родителей к детскому саду. И мы вместе с родителями шаг за шагом учимся преодолевать сложности и искать решение проблем.
  •  Список литературы1. Аршинова И.А. Гимнастика для мозжечка: что нужно детям.- (06.2021)2. Балансировочная доска Бильгоу для мозжечковой стимуляции.- (06.2021)3. Балансировочная доска Бильгоу: мозжечковая стимуляция.- (12.2020)4. Бехтерев В.М. О связи так называемых периферических органов равновесия с мозжечком. Опыты с перерезкой ножек мозжечка. СПб.усская медицина, 1884. 30с.5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960. 159 с.6. Зуева Ю.В., Корсакова Н.К., Калашникова Л.А. Роль мозжечка в когнитивных процессах. URL: . cs. msu. su/html/Zueva. Html7. Кипхард Э.Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития /Гиперактивные дети. Под ред. М. Пассольта. М., 2004. С.111133.5. Клоссовский Б.Н. Циркуляция крови в мозгу. М.: Медицинская литература, 1951. 356 с.8. Лейтес Н.С., Голубева Э.А., Кадыров Б.Р. Динамическая сторона психической активности и активированности мозга /В книге «Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности». М.: Наука, 1980. С.114-124.9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.10. Лурия А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка //Вопросы психологии. 1962. №3. С.13-19.11. Методическое пособие: Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса.URL: https://доскабильгоуф12. Мозжечковая стимуляция (теория) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (12/2020)13. Мозжечковая стимуляция (практика) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (12/2020)14. Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений.- (12.2020)15. Острая мозжечковая атаксия. URL: http: //medicalhandbook.ru/disease/2486-acute-cerebellar-ataxia.html16. Псеунок А.А. Анатомия мозга. Майкоп: Аякс, 2002. 112 с.17. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. М.: Сфера, 2009. 254 с.