Однородные члены предложения.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Однородные члены предложения.
Автор: Татьяна Юрьевна Гаврюшова


Урок русского языка в 4 классе
Однородные члены предложения
Гаврюшова татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Тема: Однородные члены предложения
Цель урока:
Формирование умения выделять и характеризовать однородные члены предложения.
Задачи:
Создать условия для распознавания однородных членов предложения.
Содействовать умению определять по существенным признакам принадлежность однородных членов предложения к той или иной группе, постановке знаков препинания.
Способствовать развитию фонематического слуха и связной речи, логического мышления и внимания.
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат
Предметные результаты:
распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте;
составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами;
расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
- проводить сравнения, классификацию по заданным критериям
- обобщать, делать выводы
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу
-оценивать правильность выполнения задания
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
- строить монологическое высказывание, вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми
Оборудование: карточки, проектор
Ход урока
1. Организационный момент.
- Улыбнитесь гостям, друг другу, подарите улыбки мне.
Ведь улыбка располагает к приятному общению. И с хорошим настроением начинаем наш урок.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Актуализация знаний
А) Словарная работа
(Учитель читает наизусть) слайд 1.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И.Бунин.)
- Каким временем года восхищался в своем стихотворении И.Бунин?
-Но осень прекрасна не только тем, что деревья обрели пестрые яркие платья.
- Как вы понимаете пословицу: Сентябрь холоден, да сыт? ( В сентябре убирают урожай)
- Правильно, осенью люди снимают урожай и делают запасы на долгую зиму.
Отгадайте загадки. ( Уч-ся отгадывают, записывают отгадки, ставят ударение)
а) Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
( Морковь)
б) Был ребенок-
Не знал пеленок,
Стал стариком –
Сто пеленок на нем.
( капуста)
в) Без окон, без дверей
Полна горница людей.
(огурец)
г) Пусть невзрачен он на вид
И в земле сырой сидит.
Все равно он знаменит –
Все довольны, каждый сыт.
( картофель)
д) Долго он зеленым был,
Набирался долго сил,
Но как только покраснел,
Я сорвал его и съел.
( помидор)
-Что объединяет эти слова? ( Словарные слова, имена существительные, овощи)
-Взаимопроверка. Откройте учебник и проверьте.
Б) - Составьте предложение, используя словарные слова картофель, капуста, морковь
- ( Запись предложения на доске и в тетрадях, синтаксический разбор предложения) – Объясните значение слова - фермеры
- Фермеры отправляют с полей в городские магазины картофель, морковь, капусту.
- Характеристика предложения.
- Что интересного вы заметили ? (однородные второстепенные члены предложения)
3. Сообщение темы урока и задач урока.
- Кто назовет тему сегодняшнего урока?
Что должны знать? Что должны уметь?( слайд 2)
4. Работа по теме урока.
А) Повторение правил постановки знаков препинания при однородных членах предложения
- Назовите признаки однородных членов:
однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос,
относятся к одному и тому же слову,
являются одним членом предложения,
выражены одной и той же частью речи,
произносятся с перечислительной интонацией.
Б) Как связаны между собой однородные члены предложения?
( Связаны интонацией перечисления или союзами и, а, но)
- Повторим правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.
( Схемы на магнитной доске. Я показываю схему, а уч-ся наизусть читают правило (слайд 3)
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно. О , О , О
Если же вдруг появился союз,
То запятая тогда- лишний груз! О и О
Если союз к нам пришел не один,
Ставь запятую ты перед вторым! и О , и О
А перед союзами а , но
Долгих сомнений быть не должно,
И не думай впустую –
Ставь скорее запятую О , а О
О , но О
В) Первичное закрепление ( Устная работа .)
-. Я читаю предложение, а вы показываете соответствующую схему
1) В саду созрели сливы, яблоки, груши.
- Назовите однородные члены. Каким членом предложения они являются?
2) Яркая осенняя листва лежит на дорожках и тропинках.
3) Осень покрыла березы желтизной, а листья осины разрумянила.
4)Дети искали грибы, но не нашли.
5) Потянулись на юг косяки журавлей, гусей и уток. ( Есть такая схема? Кто составит?) О, О и О
5) Включение в систему знаний и повторения.
А) Работа в парах. ( карточка № 1 на столе и слайд 4 )
Вы должны исправить тексты, употребив в них предложения с однородными членами. Исправленный текст запишите в тетрадь, подчеркните однородные члены, обведите союзы
Осень.
Наступила осень. Разноцветные листья летят над поляной. Листья кружатся. С наступлением осени поля опустели. Луга опустели.
Потянулись к югу вереницы гусей. Потянулись к югу вереницы уток.
Б) Проверка . ( Читают )
6) Физминутка
7) Самостоятельная работа ( слайд 5, карточка № 2)
- Расставьте знаки препинания
Дождик капал моросил
Припускал стучал косил
Ливнем лил стеной стоял
Барабанил травы мял.
(Самопроверка) ( слайд 6)
8) Игра Ловушка (слайд 7) Устно
- Назовите предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.
В октябре березы, и орешник стали золотыми.
Листья осины не желтеют, а краснеют.
День выдался ясный но холодный.
Проверка. - Кто быстрее?
9) Тест Билетик на выход (карточка № 3) слайд 8
1. Члены предложения называются однородными, если:
а) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к разным членам предложения
б) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения
в) пишутся с одной и той же орфограммой
2. Как связаны между собой однородные члены предложения?
а) не связаны
б) предлогами
в) интонацией перечисления и союзами
3. Найдите предложение с однородными членами:
а) Ласточка питается мухами, комарами, мошками.
б) Цапли живут на болоте.
в) И потянулись на юг косяки журавлей.
4) Укажите предложение, где знаки препинания расставлены правильно:
а) Работа была трудная, но интересная.
б) Березы, и клены покрыла осень лимонной желтизной.
в) Листья шуршат, скребутся лопочут.
( Самопроверка. Слайд 9)
- Встаньте, у кого все правильно. Похлопаем в ладошки.
10. Домашнее задание
С.54 упр.101
11. Рефлексия. ( наклеиваем на магнитную доску)
- Соберем осенний ковер. У вас на столах зеленые, желтые и красные листочки. Если вам все было понятно , возьмите в руки зеленые листочки, если еще есть вопросы по теме, возьмите желтые листочки, а , если вы испытываете трудности , красные листочки.
Дополнительно
Упражнение Найди пару ( карточка)
Мала пчела, а загрызет.
Лесом шел, а попал в Рязань.
Мороз невелик, а товарища выручай.
Ехал в Казань, но и та работает.
Совесть без зубов, а стоять не велит.
Сам погибай, а дров не видел.