"Индивидуально-ориентированный подход в обучении, как средство повышения качества знаний учащихся по технологии"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Индивидуально-ориентированный подход в обучении, как средство повышения качества знаний учащихся по технологии"
Автор: Ольховский Сергей Владимирович
Выступление: «Индивидуально – ориентированный подход в обучении как средство повышения качества знаний учащихся по технологии», учитель Ольховский С.В.Актуальность индивидуального подхода в образовании связана со стремлением современного подрастающего поколения к получению качественно нового образовательного материала. При тесном взаимодействии ученика и преподавателя повышается уровень знаний учащихся, а учитель имеет возможность повышения своего профессионального уровня, так как изучает и апробирует разнообразные технологии, базирующиеся на индивидуальных и психологических особенностях учеников. Он выявляет сильные и слабые стороны личности и на этой основе имеет возможность выбрать соответствующие методы и приемы обучения, а также средства педагогического воздействия.Индивидуальный подход в процессе обучения: основные положения и понятия Индивидуализация – это способ практической организации педагогического процесса, который основывается на индивидуальном подходе к детям в образовательном процессе. Личностно - ориентированное обучение это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Личностно - ориентированное обучение – это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функцийКачество обучения во многом зависит от учителя и от его умения найти подход к обучающимся, заинтересовать своим предметом, суметь привлечь всех к активной работе, развить их интересы и творческие способности. Разные обучающиеся по – разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребёнок в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями: свойствами памяти, способностями к размышлению, имеет свой уровень темперамента и усидчивости, свои собственные интересы и приоритеты. Это приводит к тому, что не все обучающиеся одинаково успешно усваивают материал, овладевают знаниями и приобретают необходимые навыки. Поэтому, для того, чтобы максимально раскрыть способности каждого ребёнка, в процессе обучения необходимо применять индивидуальный подход. На протяжении многих лет свою педагогическую деятельность планирую так, чтобы максимально развивать интерес и творческие способности учащихся средствами предмета. Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Реализовать эти возможности можно, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество. В нашей школе есть все условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета. Ведущей педагогической идеей считаю – развитие творческих способностей учащихся. В процессе преподавания предмета решаю следующие задачи: привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, формирование политехнических знаний и экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи, обеспечение учащихся возможности профессионального самоопределения, воспитание трудолюбия и культуры труда, развитие эстетического чувства и художественной инициативы. Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию использую следующее: развиваю творческую активность учащихся; включаю учащихся в творческую деятельность; вношу проблемность в учебный процесс; развиваю качества творческого мышления: самостоятельность, критичность.Развитие творческих способностей учащихся осуществляю, опираясь на принципы:принцип развития мотивации к творческой деятельности;принцип развития умений самообразования и самовоспитания;принцип приоритета творческой деятельности;принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся. Так, например, в разделе «Технологии обработки конструкционных материалов» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Например, когда проводим разработку идей, выбираем варианты предлагаю выдвигать свои идеи. При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делаю на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Большое внимание уделяю оформлению проектов. Поощряю любую творческую фантазию.На уроках использую различный уровень обучения, применяю дифференцированные задания.В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то я это только поддерживаю. Особое внимание уделяю самостоятельной работе, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математике, ИЗО и другие).При выполнении работ у учащихся формируются и совершенствуются практические знания и умения, необходимые при ведении домашнего хозяйства, воспитывается привычка к сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве. К каждой теме составляю учебно-методический комплекс, в который входят инструкционные карты по выполнению задания и пооперационных обработок, образцы изделий, задания для самостоятельных, творческих, контрольных работ, наглядные пособия и др. В зависимости от темы, стараюсь, как можно чаще давать детям творческие работы.На занятиях использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: ставлю проблему, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности. Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов. Я ставлю – не сверить свои полученные результаты с образцом, а самостоятельно попробовать проверить работу (например, кто догадался каким требованиям должно отвечать качество изготовленного изделия?). Важным условием обеспечения нового качества образования является формирование у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности. Ведь человек, умело, эффективно владеющий информационными технологиями, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникших проблем, к организации своей деятельности. Развитие интереса и творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету. У каждого ребёнка есть способности и таланты - дети от природы любознательны и полны желания учиться, для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.