«В гостях у Царицы Грамматики»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «В гостях у Царицы Грамматики»
Автор: Шелковская Анна Владимировна

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе.Тема занятия: «В гостях у Царицы Грамматики»Цели и задачи:Коррекционно-образовательные
  • Закреплять навык звукослогового анализа слов.
  • Закрепить графический образ букв.
  • Закреплять навык чтения слогов и слов.
  • Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.
  • Коррекционно-развивающие
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать память и внимание.
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
  • Коррекционно-воспитательные
  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
  • Формировать навык совместной работы в паре.Методы обучения: информационно-рецептивный, эвристический, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный.Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.Оборудование: Магнитофон с записью голоса царицы Грамматики; буквы-указатели; лепестки цветка с заданием; звуковые схемы на «секретных замках»; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч; «звуковые домики».Ход занятияI. Организационный момент.Дети заходят в группу и здороваются с гостями.Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:Собрались все дети в кругЯ твой друг и ты мой другКрепко за руки возьмёмсяИ друг другу улыбнёмся.Наш девиз: «Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно».II. Сообщение темы занятия.В это время звучит сигнал тревоги SOS… и голос: «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».Логопед: Ну что ребята поможем царице Грамматики?Прежде чем отправиться на помощь, мы должны подготовиться. Для этого проведем самомассаж.Теперь мы готовы. Но как мы туда попадём в это царство? А вот и серединка цветка и на ней что-то написано:– Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:Один мягкий и свиститДругой твёрдый и шипитТретий вовсе запоётХоть кто его произнесёт… (звук).- Ребята, а что вы знаете о звуках?Звуки мы слышим и произносим.- На какие 2 группы делятся все звуки? (на гласные и согласные)- Чем отличаются гласные звуки от согласных?- На какие подгруппы делятся согласные звуки?( на согл. твердые и согл. мягкие)- Каким цветом мы обозначаем звуки? (гласные-красным, согл. твердые - синим, согл. мягкие- зеленым)А сейчас поиграем в игру «Подружи ладошки».Слушаем следующую загадку.Черные птички на белой страничкеМолчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).Сначала я никак не могПрочесть с двух буквСвой первый… (слог).Звук я к звуку подберуИ его произнесуЕсли буквы в ряд сложуТо его потом прочту…(слово).Много слов я соберуМеж собой их подружуПонятным будет изложениеТо получу я …(предложение).Звучит волшебная музыка.Логопед: Вот мы и оказались в Звуковом царстве Буквенном государстве. Посмотрите, дорогу дальше нам укажут буквы. Но буквы не простые, они обижены Буквоедом. Что это за буква, вы узнали? (на полу по группе разложены буквы, у которых не хватает каких-нибудь элементов).Игра «Угадай букву»-А теперь давайте пальчиками напишем каждый свою букву на тарелке с манной крупой.А вот и первый лепесток с заданием.Первый лепесток.Вы загадки разгадалиВ волшебную страну попалиНо смотрите впереди очень мощные замки.Чтобы лепесток забрать сумей замок ты открывать.Дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если она подходит, то замок открывается.Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?Второй лепесток.Если коврик вы сошьётеБыстро дальше вы пойдёте.Первый звук определяйтеНитки с толком выбирайте.На полотне расположены картинки. Ребёнок берёт одну из них, определяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, выбирает фишку соответствующего цвета и размещает её на полотне.Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?Третий лепесток.«Зашифрованное слово»Цифры по порядку быстро расставляйтеПолученное слово вслух вы прочитайте.У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.Физминутка.Вновь у нас физкультминуткаНаклонились ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись,А теперь назад прогнулись.Разминаем руки, плечи,Чтоб сидеть нам было легче.Чтоб писать, читать, считать,И совсем не уставать (рывки руками).Голова устала тоже.Так давайте ей поможем.Вправо, влево раз дваДумай, думай голова (вращение головой).Хоть зарядка коротка- отдохнули мы слегка.Логопед. Какая следующая буква укажет нам дорогу?Четвёртый лепесток.Впереди гора стоит,Она из слов вся состоит.Разобрать её вам нужноБудет путь тогда открыт.Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». Каждый ребёнок называет слово (картинку, которая висит на «горе») и ударяет мячом об пол столько раз, сколько в слове слогов.Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?Пятый лепесток.Слово вслух произнеси, звук в окошко помести.Работа со звуковыми домиками.Ребята, сегодня мы будем определять место звука в слове.Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?Шестой лепесток.Здесь ветер сильный погулялИ слова все разбросал.Вы их вместе соберите и предложение прочтите.Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.Логопед. Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. Давайте прочитаем его: «Дружба».Звучит волшебная музыка.Голос Царицы:«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.Я желаю вам друзья делать добрые делаИ дружить и дорожитьИ добро друзьям дарить».IV. Итог занятия.Логопед: Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?Ребята, вам понравилось наше занятие? Что особенно понравилось?Давайте закончим занятие нашим чудесным кругомДети встают в круг, берутся за руки и произносят слова:Шире наш чудесный круг,Я твой друг и ты мой друг.Влево, вправо повернисьИ друг другу улыбнись.Молодцы, ребята. Вы очень хорошо поработали. Спасибо. До свидания!