Использование регионального компонента в образовательном процессе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование регионального компонента в образовательном процессе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся
Автор: Надежда Евгеньевна Саввинова

Использование регионального компонента в образовательном процессе как средство духовно-нравственного воспитания учащихся
Развитие информационных и коммуникационных технологий оказывает заметное влияние на развитие человека, на изменение его мировоззрения, систему личностных ценностей, что сопровождается изменением стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром. В современном информационном обществе человек не может обойтись без соответствующих средств - компьютеров, специальных технических устройств и т.п. ресурсов, инструментария и объекта исследований. Также фактом современной действительности является растущая духовная опустошенность и нравственный упадок человеческой личности, особенно юной.
На современном этапе развития информационного общества именно уроки информатики способствуют формированию у учащихся нового типа мышления, ориентации на самообучение и саморазвитие, осознание и реализацию своих информационных потребностей, а соответственно и выработку культуры потребностей. Духовно-нравственное воспитание на уроках информатики препятствует превращению ученика в неразборчивого потребителя информационно-телекоммуникационных услуг. Оно воспитывает у школьников новую коммуникативную культуру, основанную на осмыслении полученной информации, критическим подходам к различным источникам, манипулирующим фактами и искажающим исторические факты, умении противостоять потоку негативной, антигуманной, антипатриотической информации.
Задача учителя информатики не только научить применению информационных технологий, но и приобщить в процессе обучения к духовным ценностям, создать условия приобретения личностных смыслов и потребности в самообразовании и саморазвитии. Приобщать личность к духовным ценностям позволяет использование на уроке информатики задач с нравственным и патриотическим содержанием.
В качестве примера хочу привести свою работу на уроках информатики в 6 классе, выделенных из регионального компонента.
Содержание учебной программы 6 класса разбито на три больших блока:
Компьютер и информация.
Человек и информация.
Элементы алгоритмизации.
В каждом блоке учащиеся получают теоретические знания и практические умения работы за компьютером. И каждая практическая работа может быть наполнения определенным содержанием, несущим элементы духовно-нравственного воспитания школьников.
Основной проблемой является отсутствие достаточного объёма методической литературы по информатике, имеющей духовно-нравственное направление. В связи с этим приходится затрачивать дополнительное время на подготовку к урокам, самостоятельно выискивать данные для задач, постоянно контролировать работу учащихся по поиску информации для выполнения домашних заданий. В случае планомерной и непрерывной работы у педагога накопится необходимая информационная база, которая в дальнейшем уберёт ряд проблем.
Ниже в таблицах представлены примерное планирование материала, возможные задания на уроках при выполнении практических работ.
Компьютер и информация.
№ п/п
Тема практической работы
Содержание материала
1
Работаем с файлами и папками. Часть 1.
Основное направление – работа с текстовой информацией.
Ввод, редактирование и форматирование отрывков из произведений классиков о величии России, её роли в мировой истории, о выдающихся исторических личностях и рассказов о простых людях, каждый день совершающих нравственный подвиг.
2
Знакомимся с текстовым процессором.
3
Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи.
4
Нумерованные списки.
5
Маркированные списки.
Человек и информация
№ п/п
Тема практической работы
Содержание материала
6
Создаем таблицы.
Основное направление – создание комбинированных документов (текст, таблица, графика)
В практические работы включены задания, направленные на интеграцию знаний по истории, литературе, искусствознанию, основам православной культуры.
7
Размещаем текст и графику в таблице.
8
Строим диаграммы.
9
Изучаем графический редактор Paint (KPaint).
10
Планируем работу в графическом редакторе.
11
Рисуем в текстовом редакторе.
Элементы алгоритмизации
№ п/п
Тема практической работы
Содержание материала
12
Рисунок на свободную тему.
Основное направление – создание творческих проектов и мультимедийных продуктов.
Тематику работ учащие выбирают самостоятельно, опираясь на собственные интересы.
Примерные темы:
Мы за здоровый образ жизни, Села Тюльганского района, Русские православные праздники, Русские православные обычаи, Социальная реклама против табакокурения и т.д.
13
PowerPoint. Часы.
14
PowerPoint. Времена года.
15
PowerPoint. Скакалочка.
16
Работаем с файлами и папками. Часть 2.
17
Создаем слайд-шоу.