Дружба начинается с улыбки
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дружба начинается с улыбки
Автор: Кильчинбаева Ксения Руслановна
МДОУ детский сад №1 «Улыбка»Проект в младше-средней группе «Дружба начинается с улыбки» Подготовила : Кильчинбаева К.РОписание: Данный проект о дружбе, рассчитан на детей 3-5 лет, родителей, воспитателей. У каждого человека есть друг, который всегда рядом и поможет в трудную минуту, который готов разделить и твою радость, и твое горе, а если понадобится, отдать тебе все, что имеет сам.Тип проекта: творческийПродолжительность: краткосрочный (1 неделя)Участники проекта: воспитатель, дети, родители.Актуальность темы: Дружба - личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия в молодежной среде становится все более очевидной. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении, а прежде всего нравственные чувства.Цель проекта: Формировать у детей понятие о том, что значит уметь дружить, установить дружеские отношения между сверстниками.Задачи:Образовательные:- формировать представления детей о дружбе между людьми;- учить детей дружеским формам взаимодействия;- учить считаться с желаниями сверстников, ограничивая свои желания;- расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между людьми.Развивающие:- развивать социально-коммуникативные качества;- развивать эмоциональную сторону детской личности;- развивать творческие и речевые способности детей.Воспитательные:- воспитывать потребность проявлять доброту, заботу, внимание, сочувствие, оказывать взаимопомощь;- воспитывать здоровый дух соперничества и способствовать сплочению коллектива.Участие родителей в реализации проекта: Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки. Совместное с детьми разучивание стихотворений о дружбе, беседы. рисование «мой друг»План реализации проекта:1. Конспект ОД в средней группе «С чего начинается дружба».2. Чтение художественной литературы: Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»,В.Катаев «Цветик – семицветик» русская народная сказка «Лиса и журавль»,3. Дидактические игры: «Добрые и вежливые слова», «Угадай настроение», «Скажи, кто твой друг?» (узнать друга по описанию) «да-да нет-нет»8.Пальчиковые игры: «В гости к пальчику большому», «Апельсин», «Сороконожки», «Дружные пальчики», «Дружат в нашей группе».9. Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «В кафе», «Детский сад».10. Создание фотовыставки «Мы – дружные ребята».11. Круглый стол с родителями на тему «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».Предполагаемый результат: Сплочение коллектива, проявление доброты, заботы, внимания, сочувствия, оказание взаимопомощи.Круглый стол на тему«Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность — ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей.Нужно ли быть другом своему ребенку? Некоторые родители считают, что дружба — это отношения равных, а взрослые, воспитывая своих детей, не могут ронять свой авторитет таким отношением с ребенком. Такие родители опасаются, что их не будут уважать и слушаться.Они настойчивы и последовательны в своей позиции непогрешимых взрослых и считают, что правильным может быть только их мнение. Нетерпимо относясь к упрямству детей, они не идут ни на какие компромиссы и уступки: требуют от ребенка беспрекословного послушания, пунктуального соблюдения режима дня, не доверяют ни опыту ребенка, ни его возрастающей самостоятельности. Любовь к ребенку носит принципиальный характер («Детей ласкать нельзя — они распускаются»). У взрослых в таких семьях есть образ желаемых свойств характера их ребенка. Сын или дочь положительно оцениваются лишь тогда, когда поведение их соответствует этим завышенным требованиям. Дети в таких семьях часто слышат следующие замечания: «Ты никогда не делаешь так, как нужно», «Ты всегда делаешь то, что нельзя».Привлекая детей к труду, помощи, родители говорят: «Ты должен трудиться. Мы же трудимся». Боясь наказания или выговора, ребенок выполнит поручение, но в следующий раз он будет стремиться его избежать, потому что чувства его не отозвались на такое обращение взрослого. Характер у ребенка воспитывается, но родители замечают, что он совсем не соответствует их идеалу: часто возникающее у сына или дочери чувство личностной неполноценности становится основой неуверенности в себе, а постоянные запреты, вызывая желание сделать наоборот, проявляются в капризах, упрямстве.«Зачем запрещать ребенку что-то, да еще заставлять его помогать? Пусть играет,— говорят иные родители.— Он еще маленький, вот подрастет, тогда и будем с него требовать». В таких семьях, оберегая детство малыша, все делают за него и для него. Ребенок одновременно и властелин, и опекаемое, изнеженное и зависимое дитя. Из года в год, живя только своими интересами и желаниями, он не умеет замечать переживания и трудности других людей, считаться с их желаниями и преодолевать свои, когда это необходимо. Но может происходить и немного по-другому: лишение ребенка самостоятельности, излишняя опека родителей (эмоциональное выражение постоянной тревоги, необоснованное удерживание ребенка около себя) создают чрезмерную зависимость его от состояний взрослых, что мешает ему при общении со сверстниками.Основой воспитания положительных черт характера ребенка (самостоятельности, ответственности, чувства собственного достоинства, отзывчивости и др.) могут быть только дружеские взаимоотношения взрослых и детей, отношения на равных. Как же возникает эта дружба? Нам часто кажется, что дети еще малы и наших переживаний, и проблем им не понять. Поэтому многие взрослые либо скрывают свои переживания от детей, либо вообще не задумываются о том, что, закрывая свой внутренний мир от детей, мы лишаем их важных и волнующих минут сопереживания, которые формируют нравственность ребенка, важные черты его характера.Не следует забывать, что дошкольники очень отзывчивы и могут хорошо понимать взрослого. Вспомните, часто ли вы делились с сыном или дочкой тем, что знать им нельзя ни в коем случае — своими страхами за них. Взрослые подробно и красочно описывают ребенку переживаемые ими минуты страха за него. Эти яркие картины становятся частью сознания ребенка и влияют на развитие его характера, создавая основу для возникновения несамостоятельности, чувства тревоги. Не лучше ли рассказать ему, придя с работы вечером, о своей усталости и попросить его: «Помоги мне, сынок».Ребенок забудет о своих играх и игрушках, чтобы помочь вам своей заботой, а вам не придется взывать к его чувству долга. Не бойтесь рассказать ему об обиде, которую вам причинили, о своем чувстве стыда за совершенную ошибку. Только при доверительном общении взрослого и ребенка, когда взрослый не боится выглядеть слабым и смешным, дети не только правильно поймут ваши переживания, но и станут отзывчивыми, чуткими, заботливыми, превращаясь в настоящих друзей.В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других. Сценарий спортивного развлечения «Дружные ребята» Цель: Привлечь детей к здоровому образу жизни через спортивное развлечение. Задачи:Оздоровительные: Приобщать детей к здоровому образу жизни через двигательную активность.Образовательные: Формировать двигательные умения и навыки; упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания, обучать игре в команде.Воспитательные: Воспитывать внимание, целеустремленность, воспитывать умение действовать в коллективе, чувство товарищества, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение дружить, уступать, быть добрыми, заботливыми, умение выполнять правила в играх.Развивающие: Развивать выдержку, ловкость, ориентировку в пространстве, смекалку, мышлениеОборудование: Канат, кольцеброс, обручи, муляжи овощей и фруктов, игрушка ёжик/маскаМузыкальное оформление: Музыкально - ритмическая композиция «Есть друзья», музыкальное сопровождение для игр.Ход развлечения:Воспитатель: Дети, давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Настал новый день, я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Нам здесь хорошо! Мы дружим и называем друг друга ласковыми именами. Игра «Назови ласково».(Дети по очереди называют друг друга ласковыми именами).Воспитатель: Но иногда нам становится очень грустно. Давайте покажем наше настроение.Физкульминутка «Настроение»Настроение упало, (развести руки в стороны и вниз, пожать печально плечами)Дело валится из рук… ( бьем легонько по внешним сторонам ладоней)Но еще не все пропало, (пальчиком влево-вправо)Если есть хороший друг (показать на друга).С делом справимся вдвоем, (положить руки на плечи друга)С облегчением вздохнем – ЭхНастроение поднимем (присели, собрали настроение в ладошки)И от пыли отряхнем! (отряхивают руки).Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем играть в весёлые и добрые игры, которые помогут нам лучше узнать друг друга, стать дружными детьми.Эстафета: «Бег на четвереньках с пролезанием в обруч(По сигналу воспитателя дети встают на четвереньки и бегут кто быстрее, добегают до дуги и подлезают под ней).Воспитатель: Ребята, в следующем конкурсе нам нужно держать равновесие, пройти по канату. Ваша задача пройти по канату и не упасть. Задание понятно? На старт, внимание, марш!Эстафета «Пройди по канату».(Взявшись за руки, дети проходят по канату, не разрывая рук).Воспитатель: Ребята, следующим заданием мы проверим вашу меткость. Вам нужно будет набросить кольца на кольцеброс на расстоянии. Эстафета: «Набрасывание колец». (Дети подходят к черте и стараются накинуть кольцо на кольцеброс). Воспитатель: Молодцы, ребята. Устали? Нет? Тогда следующее задание для вас.Игра «Съедобное - несъедобное».(На полу стоит корзина с продуктами и игрушками. Дети должны выбрать, что съедобное и несъедобное и бежать до обручей, положить в зеленый обруч съедобное, а в красный – несъедобное).Воспитатель: Внимание: а теперь мы превращаемся в «сороконожку»! Игра «Сороконожка».(Дети встают друг за другом и кладут руки на пояс впереди стоящему ребёнку. Играющие должны крепко держать друг друга, чтобы «сороконожка не разорвалась». Ведущий бежит по кругу, вокруг елочек и т.д.).Воспитатель: Молодцы! Вы все веселы и бодры! Мы дружные ребята? Дети: Да!Имитационная игра «Как мы это делаем?» - Как утром делаете зарядку?- Как танцуете?- Как умываетесь?- Как ждете обед?- Как машете вслед?- Вдаль глядите?- А как вы шалите?Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в увлекательную игру, которая называется «Ёжик».Подвижная игра «Ёжик».(Дети, стоят в кругу с вытянутыми вперёд руками. В центре – «Ёж».Дети: Что ты, ёж, такой колючий?Ёж: Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Волки, лисы и медведи.На слово «медведи» «ёж» бежит по кругу и старается дотронуться до рук детей, а дети быстро убирают руки). Воспитатель: А сейчас у нас игры для неразлучных друзей.Игра «Пары».(Играющие встают парами, под музыку разбегаются и бегают в любом направлении. Музыка заканчивается, на сигнал «Ты не спи и не зевай, быстро пару выбирай!» встают парами, с тем с кем стояли изначально).Игра «Пылесос и пылинки».(Под музыку дети-пылинки летают по всей комнате, кружатся вокруг себя и, кружась всё медленнее и медленнее, оседают на пол. Но как только музыка останавливается, начинает работать пылесос. Воспитатель собирает все пылинки, задевая пылинки по плечу. Кого он коснется, тот встает за ним и дальше собирают пылинки).Воспитатель: Молодцы ребята , вы показали какие вы дружные .Конспект ОД по развитию речи «С чего начинается дружба».Цель: Формировать знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба».Задачи:- Закрепить правила дружеских отношений.- Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки других в различных ситуациях.- Закреплять правильное произношение детей, следить за полными ответами, активизировать в речи прилагательные.- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.Ход ОД:Воспитатель: Дорогие дети! Я рада видеть вас всех здоровыми и с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. Так давайте подарим приветливые улыбки друг другу.Собрались все дети в кругЯ твой друг, и ты мой друг.Крепко за руки возьмёмся,И друг другу улыбнёмся.Воспитатель: Ребята с чего начинается дружба? (ответы детей).Верно, дружба начинается с улыбки, потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Доброжелательный человек тот, кто желает вам добра.А как вы думаете, мы все с вами одинаковые? (ответы детей).Конечно, нет! Хоть мы и общаемся все вместе, живем рядом, но мы отличаемся друг от друга характером, внешностью, желаниями и еще много чем. Есть у нас и общие моменты, которые нас объединяют.Игра «Слушайте внимательно!»В этом мы сейчас убедимся. Поиграем в игру. Я вам буду говорить задание, а вы движениями на него отвечать.Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку.Похлопайте в ладоши те, кто любит мороженое.Поставьте руки на пояс те, кто любит на улице гулять.Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости.Попрыгайте те, кто любит мультики.Воспитатель: Вот видите, сколько общего, сколько любимых занятий нас всех вместе объединяет! Ребята, сегодня утром почтальон принес в детский сад письмо. Давайте, посмотрим от кого? На письме обратный адрес, от Кота Леопольда. А вы знаете кто это, из какой сказки? (ответы детей) Да, правильно «Приключение Кота Леопольда». Давайте прочитаем письмо.«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Кот Леопольд. Меня измучили мышата - проказники. Сколько бы я ни призывал озорников к дружбе и спокойствию, каждый раз мыши придумывают все новые проделки. И смешно то, что в свои ловушки мышата обычно попадают сами. Тогда я спешу к ним на помощь, и раскаявшиеся мышата стараются не проказничать. Но все начинается по новой и я снова "подлый трус", так меня обзывают мыши, отказывающиеся верить в искренность и доброту мою. Помогите мне, пожалуйста, подружиться с мышатами».Воспитатель: Ребята, поможем Коту Леопольду? (Да)Но сначала отдохнем.Физкультминутка: «Мы – друзья».Дружно за руки берись,Вправо – влево повернись! (повороты вправо – влево)Будем веселиться, (хлопки)Прыгать (прыжки)И кружиться .(кружение)Много радостных людей, (идём по кругу)Добрых верных нам друзей.Ссориться не будем, (подходим к центру)Про печаль забудем! (отходим назад)Воспитатель: Ребята, посмотрите перед вами четыре картинки, как вы думаете, какая из них лишняя. Дети выбирают «лишнюю» картинку. В ходе обсуждения приходим к выводу: на трёх картинках изображены добрые, веселые дети, а на четвёртой – драчуны, поэтому она «лишняя». Мы эти картинки положим в коробочку. Пусть мышата, посмотрят, каким должен быть настоящий друг. (добрым, внимательным, смелым, храбрым, заботливым и т.д.). Воспитатель: А теперь давайте поиграем.Игра «Комплименты».Скажем друг другу приятные слова. Дети стоят по кругу поворачиваются, пожимают ладони друг другу и говорят: «Света, добрая». «Ангелина, заботливая». «Сема, ты красивый умный». «Максим, ты храбрый, трудолюбивый» и т.д.Воспитатель:. Дружбой надо дорожить и не обижать своих друзей, но для того что бы иметь хороших друзей нужно самому научиться быть хорошим другом.А давайте составим необычный плакат о дружбе. (дети подходят к столу, на котором большой ватман).Ребята, ладонь это символ доверия, искренности и дружбы. Если взрослые и дети будут дружить на нашей планете, тогда мы сможем назвать нашу планету – Планетой мира и дружбы. Давайте отпечатки наших ладошек оставим на нашем плакате (дети макают ладошки в разноцветные краски и делают круг.)Включить музыку «Песня о дружбе» (мультфильм «Маша и медведь»)Воспитатель: Вот какой круг дружбы у нас получился. Давайте его фотографируем и тоже положим в коробочку. Ребята, у вас сейчас какое настроение? (ответы детей).Предлагаю в честь радостного настроения, в честь дружбы детей в нашей группе запустить фейерверк из мыльных пузырей. Пускание мыльных пузырей.Воспитатель: Мыльные пузыри, мы тоже положим в коробочку. Все запакуем и отправим мышатам посылку. Я думаю, они перестанут пакостничать и вредничать. И будут жить дружно и тогда жизнь непременно повернется к ним своей солнечной стороной.Ребята посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Каждый из вас – радость для всех. Каждый из вас – это маленькое чудо! Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените её.Описание дидактических игр, используемых в работе над проектом.«Добрые и вежливые слова». Дети стоят в кругу. Взрослый берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено «недоброе» слово, и ребенок может объяснить, почему это слово ему не понравилось или неприятно.«Угадай настроение»Воспитатель рассказывает детям о том, что у каждого человека есть разные настроения. Он называет ситуации и просит детей ответить, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях: мама не отпускает тебя на прогулку; папа подарил тебе красивую игрушку; младший брат дразнит тебя и др.«Какое настроение»Вариант № 1:У детей конверты с карточками, на которых изображены люди. В центр стола кладем карточку пиктограмму с той или иной эмоцией (радость, грусть, удивление, злость, испуг, страх).Задание: найти карточки, на которых изображены люди, с эмоциональным состоянием, обозначенным на карточке-пиктограмме.Вариант № 2:На столе разложены карточки-пиктограммы эмоциональных состояний лицевой стороной вниз. Один ребенок выбирает любую карточку.Задание: изобразить данную эмоцию. Задания для остальных детей – угадать, какая это эмоция.«Узнай по описанию».Ребенок должен описать своего друга: какой цвет волос, во что любит играть, во что одет и так далее.«Да-да-да. Нет-нет - нет»Воспитатель: задает вопросы, а дети отвечают хором.1.Сильные руки бросятся в драку (нет-нет - нет)2.Добрые руки погладят собаку (да-да-да)3.Умные руки умеют играть (да-да-да)4.Добрые руки будут обижать (нет-нет-нет)5.Ласковые руки умеют лечить (да-да-да)6.Сильные руки будут дразнить (нет-нет-нет)7.Будем крепко мы дружить (да - да -да)Воспитатель:Вы все ребятаВы все ребята дошколятаНикого в беде не бросим,Не отнимем, а попросим.Всем нам будет хорошо.Вместе радостно, легко.Пальчиковые игры, используемые в работе над проектом.В гости к пальчику большому.В гости к пальчику большому,Приходили прямо к домуУказательный и средний,Безымянный и последний.Сам мизинчик-малышок,Постучался на порог.Вместе пальчики-друзья,Друг без друга им нельзя.АпельсинМы делили апельсин.Много нас , а он – один! (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)Эта долька – для ежа (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика).Эта долька – для чижа.Эта долька – для котят.Эта долька — для утят.Эта долька — для бобра.А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)Сороконожки.Две сороконожки,Бежали по дорожке. (Средний и указательный пальчики обеих рук идут навстречу друг другу)Встретились, (Ладошки смотрят друг на друга)Обнялись, (пожать одной рукой другую несколько раз) (Ладошки разжались)Насилу расстались – (Разжать ладошки)И – попрощались! (Обе руки машут друг другу)Дружные пальчики.Эти пальчики щипают,(Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки )Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний «идут» по другой руке.)Эти — любят поболтать, (Средний и безымянный трутся друг об друга)Эти — тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)А большой с мизинцем - братцемМогут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца.)Дружат в нашей группе.Дружат в нашей группе (пальцы рук соединяют)Девочки и мальчики. (в замок несколько раз)Мы с тобой подружимМаленькие пальчики.Раз, два, три, четыре, пять (пальцы с мизинчика поочередно)Начинаем мы считать.( соединяют друг с другом)Раз, два, три, четыре, пятьМы закончили считать. (руки вниз, встряхивают кистями)Сюжетно - ролевые игры, используемые в работе над проектом.Семья.Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им.В кафе.Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригасить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.Детский садЦель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли воспитателя, няни, музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.